Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект

«Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».

Для воспитанников 5-7 лет.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                           Составитель:

                                          Воспитатель старшей и  подготовительной к школе группе

                                                        МАДОУ д/с №22 с. Успенского

                         Нелюба Л. В.

 

                                     Цель проекта:

1. Формирование нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе русской культуры.

2. Воспитание гражданина и патриота своей малой Родины. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

 

                                  Задачи:

1.     Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному краю, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

2.     Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.

3.     Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям, другим людям.

4.     Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям казачества, праздникам.

5.     Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

 

Интеграция образовательных областей:

«Социально- коммуникативная», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое».

 

Участники проекта: Дети старшей и подготовительной к школе группе, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.

 

 

 

 

Предполагаемый результат данного проекта

·        Развитие интереса к истории

·        Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

·        Расширение кругозора воспитанников;

·        Развитие творческого мышления у детей

·        Преобразование предметно-развивающей среды группы;

·        Оптимизация сотрудничества с родителями;

·        Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

 

Дети должны знать и называть:

·        Свою нацию, русскую культуру, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины, и столицу – края, их достопримечательности, знать флаг, герб, гимн России и края.

·        Называть представителей других национальностей, населяющих наш край, село. Уважать их культуру и традиции.

·        Должны знать природу России, края, научиться любоваться ею, бережно относиться к ней.

·        Испытывать любовь и привязанность к родному краю, дому, семье, дорожить своей семьей, домом.

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления реализации проекта:

1.     История Кубани: знакомство с прошлым: рассказ об основном населении Кубани до переселения казаков – адыгах, об одном из первых поселений казаков – Екатерининском, которому суждено было стать столицей казачьего края, проведение открытого занятия «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков».

2.     Родное село: дети узнают историю своего села и казачества в целом, знакомятся с обычаями, языком, одеждой, бытом жителей кубанских станиц, с особенностями воспитания маленьких казачат. Беседы о Гражданской войне на Кубани, о Великой Отечественной войне, о героях –станичниках, экскурсии к памятным местам, проведение праздников: «День защитников Отечества», «9 мая- день Победы», «Моя малая Родина».

3.     Кубань – житница России: расширение представления о родном селе, о видах труда в промышленности и сельском хозяйстве, рассматривание изображений сельскохозяйственной техники.

4.     Мир природы: знакомство с климатом, растительным и животным миром Кубани, наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде взрослых, воспитание любви к природе.

5.     Кубань в стихах и в прозе: знакомство с творчеством поэтов и писателей Кубани.

6.     Возрождение культуры: местные традиции, народные предания, фольклор, обрядовые праздники «Масленница» и т. д., художественные и кустарные ремесла, кубанская символика – беседы, встречи с ветеранами, выставки работ детей и родителей.

 

 

 

 

 

Введение.

« Только тот, кто любит, ценит и уважает

                                                        накопленное и сохраненное

                                                              предшествующим поколением,

                                                                  может любить Родину, узнать ее,

                                                           стать подлинным патриотом»

                           С. Михалков.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Именно сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, Родина. Дети испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций.

  Одной из проблем современного образования является то, что в процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения. Они испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций.

Чтобы избежать этого, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения детей уже с младшего возраста.

Актуальность темы:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической  направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Ш. А. Амонашвили говорил «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни…»  Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

            Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности, создание атмосферы доброжелательности, доверия и любви. Формы его проведения – круг, пожелания и благодарения, приветствия, игры. Важно научить ребенка прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему, находить выход из сложившейся ситуации, а не смеяться над ним.  Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом. На этом этапе происходит знакомство детей (чтение, рассказы, беседы) с историями, сказками, притчами. Предлагаются вопросы для обсуждения.

            Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем крае, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Здесь предлагаются игры, разыгрывание нравственных этюдов, небольших сценок.

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Непременное условие успешности формирования нравственно- патриотических ценностей – это любовь педагога к детям. Без этого воспитанники не научатся любить окружающих, заботиться о них.

 

 

 

Интегрированное занятие «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков».

Цель: 1. Дать детям знания о жизни, традициях и обычаях Кубанских казаков.

            2.Формировать нравственно- патриотическое воспитание детей на       основе русской культуры.

             3.Воспитывать положительное отношение к духовно –нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.

Дети под фонограмму казачьей песни входят в зал.

Вед. Ребята,  вы сейчас услышали народную песню, как вы думаете, кто поет эту песню?  (казаки).

-Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно. Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить песни, танцы, игры и обычаи казачьи, чтобы не канули они в веках, а остались в памяти детей и внуков.

-На наш праздник мы пригласили Атамана Козыренко Михаила Владимировича и ансамбль казачьей песни   

- Мы просим провести смотрины наших хлопцев и девчат, да посвятить их в казачата, так как хотим, чтобы они как отцы и деды стали защитниками и хранителями Кубани родной.

Атаман: Достойное дело. Надо устроить смотрины, чтоб узнать, доросли ли эти бравые хлопцы, да гарные дивчины до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки.

Вед. А сейчас ансамбль казачьей песни познакомит нас с казачьими песнями.

Исполнение песен.

Вед. Понравились вам эти песни? Вот сейчас мы и начнем наши смотрины.

- Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. И сильны семьи были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. Женщины выполняли свои обязанности, а мужчины – свои. Из вас растут будущие казаки и казачки. И сейчас мы посмотрим, как вы знаете свои настоящие и будущие обязанности.

- Кто охраняет нашу Родину?  (казаки)

- Кто ведет домашнее хозяйство?  (казачки)

- Кто пашет и засевает широкие кубанские поля?  (казаки)

- Кто поет своим детям колыбельные песни?  (казачки)

- Кто раздольные кубанские песни поет? (казаки и казачки)

- Кто готовит вкусный кубанский борщ? (казачки)

- Кто ухаживает за лошадьми? (казаки)

- Кто печет вкусный кубанский каравай? (казачки)

- Молодцы, много вы узнали о казачьей жизни. А самым главным в семье было почитание родителей. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. Обращались к отцу и матери только на «Вы». Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Правила в семьях строго выполнялись, но это не значит, что родители не любили своих детей. Они их любили и заботились о них, играли с ними и пели песни. Вот мы сейчас с вами поиграем в одну из любимых казачьих игр.

Игра «Бег в мешках».

Вед. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

Дети. 1. Казак в беде не плачет.

           2. Атамана из плохого казака не получится.

           3. Казак без службы - не казак.

           4. Где враг, там и казак.

           5. Конь казаку – лучший друг.

           6. Казак без коня, что солдат без ружья.

Вед. Наши деды и прадеды всегда славились песнями и танцами. А вы знаете казачьи песни?

Дети: Да!

Песня  «Казачья папаха».

Вед. У казачек существовали свои женские праздники, которые проходили на женской половине дома. Эти семейные праздники сопровождали «первый шаг», «первый бантик», «первый платочек». Было заведено на каждый праздник «задаривать» девочку подарками. Но не следует считать, что жизнь маленькой казачки была сплошным подарком. Девочки начинали работать с самого раннего детства: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет учились шить, вязать, вышивать, ведь из девочки должна вырасти хозяйка дома.

Танец «Девочки с рушниками».

Вед. Ребята, как вы думаете, кто для казака был верным другом?

Дети: Конь был верным другом казака.

Вед. У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде, а сколько песен сложено казаками о своем верном друге!

Песня. «Кони вороные».

Вед. А сейчас в играх предлагаю показать мальчикам сноровку.

Игра: «Напои коней».

Вед. Приглашаю всех ребят на веселый перепляс.

Танец: «Казачий».

Вед. Подошло время девочкам показать свою сноровку. Дочки помогали своим мамам смотреть за малышами  и конечно умели запеленать ребенка.

Игра: «Запеленай куклу».

Вед. Молодцы, хорошо справились со своими обязанностями. А еще казачки знали много песен, ведь песня – отрада для души казака. В народе говорили: «Злой песен не поет». А если песню любят, значит живут с открытой душой. А ну, девчата, запевай.

Песня: «Дочка казака».

Вед. Умницы девочки, настоящие казачки: умные, веселые, трудолюбивые, добрые. А вы знаете, каким должен быть будущий казак?

- Сильным, смелым, храбрым, надежным, справедливым. Вот такие казаки охраняли нашу родину. Ведь большую часть  жизни проводили казаки на службе, в боях и в походах. Пора хлопцам поиграть, свои косточки размять.

Игра: 1.»С саблями»

           2. «Дозорный».

           3. «Силачи».

Вед. Видно, что наши ребята вырастут лихими и добрыми казаками. Еще один обычай у казаков был – посвящение в казачата. А это сделать мы попросим нашего гостя- Атамана.

Атаман: Вот, дети, древний наказ наших предков – казаков, его должен знать и в сердце своем хранить каждый казак и не только в сердце хранить, но и свято выполнять.

Наказ для казаков:

- Всем будущим казакам следует узнать науку – науку побеждать.

- Помни и знай свое славное прошлое, своих дедов и прадедов, продолжай             их дело с усердием.

- Будь терпелив в трудах и не унывай от неудач.

- Люби Кубань родную и землю русскую.

- Почитай мать родную и отца своего, заботься о них.

- Меж собой живите ладно, песни пойте складно.

Наказ для казачек:

- Уважай и люби родителей своих. Навек запомни – ближе их нет никого.

- Будь всегда добра, ласкова, трудолюбива.

- Береги обычаи сторонушки кубанской.

- Меж собой живите ладно, песни пойте складно.

-Как знак принадлежности к казачеству мы вручаем вам грамоты с «казачьим наказом». Не опозорьте плохим или дурным делом наш казачий род и свое родное село.  (Вручение грамот Атаманом).

Вед. Всегда, возвращаясь из военного похода, уставшие, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Давайте и мы сейчас споем песню.

Песня: «Краснодар, Кубань, Россия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Ковалева Г. А. «Воспитание маленького гражданина» -М.:ТЦ е, 2006,-64с

2.     Журнал «Дошкольное воспитание»  №4, 2008 г.

3.     Под ред. Н. В. Микляевой «Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2013.-144с.

4.     Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004

5.     Занятия по патриотическому воспитанию в д/саду /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М., 2011.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_dou.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».

Для воспитанников 5-7 лет.

                                                                          Составитель:

                                          Воспитатель старшей и

 подготовительной к школе группе

                                                        МАДОУ д/с №22 с. Успенского

                         Нелюба Л. В.

                                     Цель проекта:

1. Формирование нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе русской культуры.

2. Воспитание гражданина и патриота своей малой Родины. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

 

                                  Задачи:

  1. Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному краю, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  2. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
  3. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям, другим людям.
  4. Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям казачества, праздникам.
  5. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Интеграция образовательных областей:

«Социально- коммуникативная», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое».

Участники проекта: Дети старшей и подготовительной к школе группе, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.

Предполагаемый результат данного проекта

  • Развитие интереса к истории
  • Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • Расширение кругозора воспитанников;
  • Развитие творческого мышления у детей
  • Преобразование предметно-развивающей среды группы;
  • Оптимизация сотрудничества с родителями;
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Дети должны знать и называть:

  • Свою нацию, русскую культуру, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины, и столицу – края, их достопримечательности, знать флаг, герб, гимн России и края.
  • Называть представителей других национальностей, населяющих наш край, село. Уважать их культуру и традиции.
  • Должны знать природу России, края, научиться любоваться ею, бережно относиться к ней.
  • Испытывать любовь и привязанность к родному краю, дому, семье, дорожить своей семьей, домом.

Основные направления реализации проекта:

  1. История Кубани: знакомство с прошлым: рассказ об основном населении Кубани до переселения казаков – адыгах, об одном из первых поселений казаков – Екатерининском, которому суждено было стать столицей казачьего края, проведение открытого занятия «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков».
  2. Родное село: дети узнают историю своего села и казачества в целом, знакомятся с обычаями, языком, одеждой, бытом жителей кубанских станиц, с особенностями воспитания маленьких казачат. Беседы о Гражданской войне на Кубани, о Великой Отечественной войне, о героях –станичниках, экскурсии к памятным местам, проведение праздников: «День защитников Отечества», «9 мая- день Победы», «Моя малая Родина».
  3. Кубань – житница России: расширение представления о родном селе, о видах труда в промышленности и сельском хозяйстве, рассматривание изображений сельскохозяйственной техники.
  4. Мир природы: знакомство с климатом, растительным и животным миром Кубани, наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде взрослых, воспитание любви к природе.
  5. Кубань в стихах и в прозе: знакомство с творчеством поэтов и писателей Кубани.
  6. Возрождение культуры: местные традиции, народные предания, фольклор, обрядовые праздники «Масленница» и т. д., художественные и кустарные ремесла, кубанская символика – беседы, встречи с ветеранами, выставки работ детей и родителей.

Введение.

« Только тот, кто любит, ценит и уважает

                                                        накопленное и сохраненное

                                                              предшествующим поколением,

                                                                  может любить Родину, узнать ее,

                                                           стать подлинным патриотом»

                           С. Михалков.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Именно сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, Родина. Дети испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций.

  Одной из проблем современного образования является то, что в процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения. Они испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций.

Чтобы избежать этого, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения детей уже с младшего возраста.

Актуальность темы:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической  направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Ш. А. Амонашвили говорил «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни…»  Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

        Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности, создание атмосферы доброжелательности, доверия и любви. Формы его проведения – круг, пожелания и благодарения, приветствия, игры. Важно научить ребенка прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему, находить выход из сложившейся ситуации, а не смеяться над ним.  Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом. На этом этапе происходит знакомство детей (чтение, рассказы, беседы) с историями, сказками, притчами. Предлагаются вопросы для обсуждения.

        Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем крае, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Здесь предлагаются игры, разыгрывание нравственных этюдов, небольших сценок.

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Непременное условие успешности формирования нравственно- патриотических ценностей – это любовь педагога к детям. Без этого воспитанники не научатся любить окружающих, заботиться о них.

Интегрированное занятие «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков».

Цель: 1. Дать детям знания о жизни, традициях и обычаях Кубанских казаков.

            2.Формировать нравственно- патриотическое воспитание детей на       основе русской культуры.

             3.Воспитывать положительное отношение к духовно –нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.

Дети под фонограмму казачьей песни входят в зал.

Вед. Ребята,  вы сейчас услышали народную песню, как вы думаете, кто поет эту песню?  (казаки).

-Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, первыми поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно. Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить песни, танцы, игры и обычаи казачьи, чтобы не канули они в веках, а остались в памяти детей и внуков.

-На наш праздник мы пригласили Атамана Козыренко Михаила Владимировича и ансамбль казачьей песни    

- Мы просим провести смотрины наших хлопцев и девчат, да посвятить их в казачата, так как хотим, чтобы они как отцы и деды стали защитниками и хранителями Кубани родной.

Атаман: Достойное дело. Надо устроить смотрины, чтоб узнать, доросли ли эти бравые хлопцы, да гарные дивчины до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки.

Вед. А сейчас ансамбль казачьей песни познакомит нас с казачьими песнями.

Исполнение песен.

Вед. Понравились вам эти песни? Вот сейчас мы и начнем наши смотрины.

- Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. И сильны семьи были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. Женщины выполняли свои обязанности, а мужчины – свои. Из вас растут будущие казаки и казачки. И сейчас мы посмотрим, как вы знаете свои настоящие и будущие обязанности.

- Кто охраняет нашу Родину?  (казаки)

- Кто ведет домашнее хозяйство?  (казачки)

- Кто пашет и засевает широкие кубанские поля?  (казаки)

- Кто поет своим детям колыбельные песни?  (казачки)

- Кто раздольные кубанские песни поет? (казаки и казачки)

- Кто готовит вкусный кубанский борщ? (казачки)

- Кто ухаживает за лошадьми? (казаки)

- Кто печет вкусный кубанский каравай? (казачки)

- Молодцы, много вы узнали о казачьей жизни. А самым главным в семье было почитание родителей. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. Обращались к отцу и матери только на «Вы». Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Правила в семьях строго выполнялись, но это не значит, что родители не любили своих детей. Они их любили и заботились о них, играли с ними и пели песни. Вот мы сейчас с вами поиграем в одну из любимых казачьих игр.

Игра «Бег в мешках».

Вед. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

Дети. 1. Казак в беде не плачет.

           2. Атамана из плохого казака не получится.

           3. Казак без службы - не казак.

           4. Где враг, там и казак.

           5. Конь казаку – лучший друг.

           6. Казак без коня, что солдат без ружья.

Вед. Наши деды и прадеды всегда славились песнями и танцами. А вы знаете казачьи песни?

Дети: Да!

Песня  «Казачья папаха».

Вед. У казачек существовали свои женские праздники, которые проходили на женской половине дома. Эти семейные праздники сопровождали «первый шаг», «первый бантик», «первый платочек». Было заведено на каждый праздник «задаривать» девочку подарками. Но не следует считать, что жизнь маленькой казачки была сплошным подарком. Девочки начинали работать с самого раннего детства: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет учились шить, вязать, вышивать, ведь из девочки должна вырасти хозяйка дома.

Танец «Девочки с рушниками».

Вед. Ребята, как вы думаете, кто для казака был верным другом?

Дети: Конь был верным другом казака.

Вед. У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде, а сколько песен сложено казаками о своем верном друге!

Песня. «Кони вороные».

Вед. А сейчас в играх предлагаю показать мальчикам сноровку.

Игра: «Напои коней».

Вед. Приглашаю всех ребят на веселый перепляс.

Танец: «Казачий».

Вед. Подошло время девочкам показать свою сноровку. Дочки помогали своим мамам смотреть за малышами  и конечно умели запеленать ребенка.

Игра: «Запеленай куклу».

Вед. Молодцы, хорошо справились со своими обязанностями. А еще казачки знали много песен, ведь песня – отрада для души казака. В народе говорили: «Злой песен не поет». А если песню любят, значит живут с открытой душой. А ну, девчата, запевай.

Песня: «Дочка казака».

Вед. Умницы девочки, настоящие казачки: умные, веселые, трудолюбивые, добрые. А вы знаете, каким должен быть будущий казак?

- Сильным, смелым, храбрым, надежным, справедливым. Вот такие казаки охраняли нашу родину. Ведь большую часть  жизни проводили казаки на службе, в боях и в походах. Пора хлопцам поиграть, свои косточки размять.

Игра: 1.»С саблями»

           2. «Дозорный».

           3. «Силачи».

Вед. Видно, что наши ребята вырастут лихими и добрыми казаками. Еще один обычай у казаков был – посвящение в казачата. А это сделать мы попросим нашего гостя- Атамана.

Атаман: Вот, дети, древний наказ наших предков – казаков, его должен знать и в сердце своем хранить каждый казак и не только в сердце хранить, но и свято выполнять.

Наказ для казаков:

- Всем будущим казакам следует узнать науку – науку побеждать.

- Помни и знай свое славное прошлое, своих дедов и прадедов, продолжай             их дело с усердием.

- Будь терпелив в трудах и не унывай от неудач.

- Люби Кубань родную и землю русскую.

- Почитай мать родную и отца своего, заботься о них.

- Меж собой живите ладно, песни пойте складно.

Наказ для казачек:

- Уважай и люби родителей своих. Навек запомни – ближе их нет никого.

- Будь всегда добра, ласкова, трудолюбива.

- Береги обычаи сторонушки кубанской.

- Меж собой живите ладно, песни пойте складно.

-Как знак принадлежности к казачеству мы вручаем вам грамоты с «казачьим наказом». Не опозорьте плохим или дурным делом наш казачий род и свое родное село.  (Вручение грамот Атаманом).

Вед. Всегда, возвращаясь из военного похода, уставшие, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Давайте и мы сейчас споем песню.

Песня: «Краснодар, Кубань, Россия»

Список литературы:

  1. Ковалева Г. А. «Воспитание маленького гражданина» -М.:ТЦ е, 2006,-64с
  2. Журнал «Дошкольное воспитание»  №4, 2008 г.
  3. Под ред. Н. В. Микляевой «Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2013.-144с.
  4. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004
  5. Занятия по патриотическому воспитанию в д/саду /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей на традициях русской культуры.

Методы работы, успешно применяемых не только мной, но и воспитателями нашего детского сада в работе с семьей по патриотическому воспитанию...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».

                                   Цель проекта:1. Формирование нравственно- патриотического воспитания...

Проект "Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе Песен Победы ВОВ".

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависи...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...