Исследовательски-творческий проект «Чудесные свойства воды» (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Паспорт проекта

Вид  проекта:  краткосрочный (март-апрель)

Тип проекта: исследовательски – творческий

Участники: дети  средней группы детского сада, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность

Весенняя капель вызывает большой восторг у дошкольников и помимо восторга также возникает множество вопросов. Почему тает снег? Почему вода капает? и т.д. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?

Вода - это живительная сила, чудо природы и богатство планеты. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить и расширить знания детей о воде и её свойствах, развить связную речь, творческие способности, исследовательскую деятельность.

Экологическое воспитание подрастающего поколения занимает все большую роль в педагогическом процессе. Интересы детей повышаются и им уже не достаточно элементарных знаний о свойствах воды, их растущие потребности требуют углубленного обновления представления о неживой природе.

Цель проекта: Обобщить и расширить  знания и представления детей о неживой природе – о воде.

Задачи проекта:

- Развитие поисковой деятельности детей, интеллектуальной инициативы.

- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника по теме: “Значение и свойства воды”;

- Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты: Обновление предметно-развивающей среды группы. Активизация творческого потенциала родителей, плодотворная работа по системе ДОУ – Ребёнок - Дом. Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.  Повышение уровня знаний детей, исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения. Расширение и углубление знаний и представлений детей об    окружающем мире, в том  числе о воде. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни (занятия физкультурой, закаливание, соблюдение правил личной гигиены). Развитие познавательных умений через экспериментальную деятельность с водой

I этап. Подготовительный.

- Подготовка предметно-развивающей среды

- Обновление экспериментального уголка

- Подбор художественной литературы

- Оповещение родителей о проекте (определение их целей, задач, форм участия)

- Подбор музыкального сопровождения

II этап. Основной.

Образовательные области

Компоненты образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Что мы знаем о воде»

Беседа «Надо, надо умываться»

Беседа «Вода нужна всем»

Составление сказки «Путешествие капельки»

Дидактическая игра «Какой бывает вода?»

Дидактическая игра «Воздух, земля, вода?»

Познавательное развитие

Эксперимент «Свойства воды»

Эксперимент «Три состояния воды»

Эксперимент «Как тает снег»

Наблюдение на прогулке.

Речевое развитие

Пословицы и поговорки о воде

Загадки

Прослушивание и заучивание стихотворений:

«Вода», «Ручеёк», «Белый снег», «Дождинки», «Волна»

Потешки: «От прозрачной водицы », «Ах, водичка-вода! », «Водичка-водичка»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Река Томь»

Рисование «Капельки»

Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше»

Прослушивание различных звуков воды (шум моря, течение реки, дождь)

Физическое развитие

Пальчиковые игры в воде:

Медуза, морская звезда, рак, рыбка, дельфин, акула, маленькая лодочка,  дождь, волны.

Подвижные игры.

Море волнуется раз, Капельки, Ручеёк, Караси и Щука, На болоте.

Закаливание.

Дыхательная  гимнастика «Чистая водица»

Работа с родителями

Домашнее задание (конкурс):

«Книжка-малышка о воде»

Домашнее экспериментирование «Очищение воды»

Создание и оформление папки-энциклопедии «Вода»

Просмотр слайд-шоу «Вода»

Подготовка к итоговому занятию «В гости к нам пришла Вода»

 

 

III этап. Заключительный.

- Итоговое занятие «В гости к нам пришла Вода»

- Папка-энциклопедия «Вода»

- Выставка книжек-малышек о воде

 

IV этап. Анализ работы.

- Подведение итогов проделанной работы.

- Оценка достижения поставленных целей и задач.

- Обобщение и распространение педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 190 "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников"

Исследовательски-творческий проект

«Чудесные свойства воды»

(средняя группа)

Выполнил:

воспитатель II кв. категории

Демина Е.А.

Кемерово

2014

Паспорт проекта

Вид  проекта:  краткосрочный (март-апрель)

Тип проекта: исследовательски – творческий

Участники: дети  средней группы детского сада, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность:  

Весенняя капель вызывает большой восторг у дошкольников и помимо восторга также возникает множество вопросов. Почему тает снег? Почему вода капает? и т.д. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?

Вода - это живительная сила, чудо природы и богатство планеты. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить и расширить знания детей о воде и её свойствах, развить связную речь, творческие способности, исследовательскую деятельность.

Экологическое воспитание подрастающего поколения занимает все большую роль в педагогическом процессе. Интересы детей повышаются и им уже не достаточно элементарных знаний о свойствах воды, их растущие потребности требуют углубленного обновления представления о неживой природе.

Цель проекта: Обобщить и расширить  знания и представления детей о неживой природе – о воде.

Задачи проекта:

- Развитие поисковой деятельности детей, интеллектуальной инициативы.

- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника по теме: “Значение и свойства воды”;

- Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты: Обновление предметно-развивающей среды группы. Активизация творческого потенциала родителей, плодотворная работа по системе ДОУ – Ребёнок - Дом. Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.  Повышение уровня знаний детей, исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения. Расширение и углубление знаний и представлений детей об    окружающем мире, в том  числе о воде. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни (занятия физкультурой, закаливание, соблюдение правил личной гигиены). Развитие познавательных умений через экспериментальную деятельность с водой

I этап. Подготовительный.

- Подготовка предметно-развивающей среды

- Обновление экспериментального уголка

- Подбор художественной литературы

- Оповещение родителей о проекте (определение их целей, задач, форм участия)

- Подбор музыкального сопровождения

II этап. Основной.

Образовательные области

Компоненты образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Что мы знаем о воде»

Беседа «Надо, надо умываться»

Беседа «Вода нужна всем»

Составление сказки «Путешествие капельки»

Дидактическая игра «Какой бывает вода?»

Дидактическая игра «Воздух, земля, вода?»

Познавательное развитие

Эксперимент «Свойства воды»

Эксперимент «Три состояния воды»

Эксперимент «Как тает снег»

Наблюдение на прогулке.

Речевое развитие

Пословицы и поговорки о воде

Загадки

Прослушивание и заучивание стихотворений:

«Вода», «Ручеёк», «Белый снег», «Дождинки», «Волна»

Потешки: «От прозрачной водицы », «Ах, водичка-вода! », «Водичка-водичка»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Река Томь»

Рисование «Капельки»

Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше»

Прослушивание различных звуков воды (шум моря, течение реки, дождь)

Физическое развитие

Пальчиковые игры в воде:

Медуза, морская звезда, рак, рыбка, дельфин, акула, маленькая лодочка,  дождь, волны.

Подвижные игры.

Море волнуется раз, Капельки, Ручеёк, Караси и Щука, На болоте.

Закаливание.

Дыхательная  гимнастика «Чистая водица»

Работа с родителями

Домашнее задание (конкурс):

«Книжка-малышка о воде»

Домашнее экспериментирование «Очищение воды»

Создание и оформление папки-энциклопедии «Вода»

Просмотр слайд-шоу «Вода»

Подготовка к итоговому занятию «В гости к нам пришла Вода»

III этап. Заключительный.

- Итоговое занятие «В гости к нам пришла Вода»

- Папка-энциклопедия «Вода»

- Выставка книжек-малышек о воде

IV этап. Анализ работы.

- Подведение итогов проделанной работы.

- Оценка достижения поставленных целей и задач.

- Обобщение и распространение педагогического опыта.

Список используемой литературы.

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5  лет.–Волгоград, Учитель, 2006 г.
  2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.- М. 2011 г.- Волгоград, Учитель, 2010 г.
  3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.- М.: Новая школа. 1995.
  4.  Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. трёх лет. нач. шк.. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997

Приложение 1.

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактическая игра «Какой бывает вода?»

Цель: знакомство со свойствами воды и закрепление детьми умений отличать три агрегатных состояния воды: жидкое, твёрдое и газообразное.

Детям предлагаются карточки с обозначением трёх видов состояния воды, их задача правильно подобрать картинки с различными изображением состояния воды.

Дидактическая игра «Воздух, земля, вода?»

Приложение 2.

Познавательное развитие.

Эксперимент «Свойства воды»

Опыт 1 – прозрачность.

Перед каждым ребенком стоит два стакана. В одном стакане — молоко, в другом — вода.

— Дети, что налито в каждом стакане? (Дети отвечают.) Положите в каждый стакан камушек. В каком стакане камень виден, а в каком – нет? Как вы думаете, почему? (Потому что вода прозрачная.)

Вывод: вода прозрачная, так как через нее видны разные предметы. Молоко в отличие от воды белое, непрозрачное, мутное, поэтому камень в стакане с молоком не виден.

Опыт 2 – способность отражения.

Перед воспитателем стоит тазик с водой.

— Приглашаю всех к моему столу. Что стоит на столе? Все загляните по очереди в него. Что вы там увидели? (Себя, свое лицо, отражение.) Где еще человек может увидеть свое отражение? (Зеркало, витрина магазина, стекло.)

— Значит, вода способна отражать так же, как и зеркало. Теперь давайте все вместе подуем на воду и опять посмотрим на свое отражение. Что изменилось? (Лицо стало плохо видно, отражение размытое.) Почему такое происходит? (Потому что поверхность воды, когда на нее дуешь, уже не такая гладкая, как в спокойном состоянии.)

Вывод: спокойная вода хорошо отражает предметы, а в неспокойной воде изображение нечеткое и плохо видно.

Опыт 3 – растворимость.

Перед детьми стоят две миски: в одной — речной песок, в другой — сахарный песок.

— Возьмите ложки и положите одну ложку сахарного песка в воду, размешайте. Что случилось с сахарным песком? (Он растворился.) Какие еще вы знаете вещества, которые растворяются в воде? (Соль.)

— Теперь возьмите одну ложку речного песка и положите в другой стакан с водой, перемешайте. Что теперь случилось? (Вода стала мутная, а песок не растворился, он осел на дно.)

Вывод: в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет.

Опыт 4 – окрашиваемость.

Перед каждым ребенком стоят два стакана с водой, гуашь, кисточки.

- Мы с вами выяснили, что вода прозрачная. А значит, не имеет цвета. А что будет, если опустить краску в воду. Наберите на кисточку немного краски и опустите в стакан с водой. Что случилось? (Вода окрасилась в цвет гуаши).

Вывод: вода может изменять цвет.

Эксперимент «Три состояния воды»

— Дети, сейчас я каждому из вас что-то раздам.

Воспитатель дает каждому ребенку в ладошку по кусочку льда.

— Скажите, что это? (Лед.) Какой он? (Холодный, твердый, тяжелый.) Что происходит со льдом в ваших ладошках? (Он тает, превращается в воду.) Что можно сказать про лед? (Дед – это тоже вода, только замороженная.)

Воспитатель достает термос.

— Кто знает, что это такое? Кто-нибудь знает, для чего люди используют термос? (В нем продукты сохраняются горячими.). Смотрите внимательно, ребята! Я открываю крышку. Что вы сейчас видите? (Идет пар.) Я подношу к термосу зеркало. Что появилось на зеркале? (Капельки воды.) Откуда они появились? (Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале.)

— Дети, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? (Кипящий чайник, при варке в кастрюле.)

— А теперь решите такую задачу. Как переместить воду из одной кружки в другую? (Ее надо перелить.) Почему вода переливается из одной кружки в другую? (Вода жидкая.)

Вывод: у воды есть три состояния:

  • лед – твердая замороженная вода;
  • пар – сильно нагретая вода, парообразная;
  • жидкая – обычная вода.

Эксперимент «Как тает снег»

Данный эксперимент очень прост. Нужно с прогулки занести ведро снега и отметить уровень снега в ведре красным маркером. Продолжать наблюдать за ним в течение дня и ставить отметки.

Домашнее экспериментирование «Очистка воды».

Чтобы провести опыт по очистке воды, приготовьте несколько фильтров – тканевый, бумажный и фильтр-кувшин для питьевой воды. Подготовьте воду, соль, мел и песок. Смешайте все и поочередно фильтруйте воды через ткань, бумагу и фильтр для питьевой воды.

Приложение 3.

Физическое развитие.

                                 Пальчиковые игры в воде.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр в воде.

Игра «Медуза»

Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

Игра «Морская звезда»

И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Игра «Рак»

И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.

Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.

Мне ответил рак: Привет! И подал клешню в ответ.

Игра «Рыбка»

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Игра «Дельфин»

И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.

Дельфин – малыш

Приплыл ко мне,

Он покатает на спине!

Игра «Акула»

И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула.

Игра «Маленькая лодочка»

И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

Игра «Пароход»

И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.

Пароход плывет вперед,

Нам подарки он несет.

Игра «Дождь»

И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

 Игра «Волны»

И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены.  Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.

Волны по морю гуляют

И кораблик подгоняют.

Две ладошки прижму
          И по морю поплыву.
          Две ладошки, друзья, -
          Это лодочка моя.
          Паруса подниму
          И по морю поплыву.
          А по бурным волнам
         Скачут рыбки тут и там.

Подвижные игры.

Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Море волнуется раз.

В игре может принимать участие неограниченное количество человек, например даже от 20 до 25 и более. Игроки встают таким образом, чтобы занять всю территорию помещения, а ведущих!, выбранный из их числа, поворачивается к ним лицом. Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова:

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!»

Дети должны после этого замереть на месте в той фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Затем ведущий по очереди подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и давая команду «отмереть», после чего ребенок начинает двигаться, изображая задуманное. Все остальные детишки во главе с ведущим должны отгадать, назвав то, что они видят. Тот участник, чья фигура будет признана всеми самой лучшей, становится теперь ведущим, временно меняясь с ним местами.

Капельки.

Воспитатель: Дети представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.(Дети хаотично гуляют по залу.)

Воспитатель: Но вот капельки встретились друг с другом, и получился ручеёк (Дети встали паровозиком и двигаются.)

Воспитатель: А теперь ручеёк течёт и впадает в море (Дети берутся за руки и образуют круг.)

Воспитатель: А теперь наше море превращается в огромный океан. (Дети держась за руки двигаются назад и образуют большой-большой круг.)

Воспитатель: Каждый из вас это частичка воды. (Дети бегают по залу) .

Воспитатель: А теперь вас заморозили (Дети обнимают друг друга) .

Ручеёк.

Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно играть и самым маленьким деткам и подросткам (подойдет для детского лагеря или школьной перемены, детского сада). Желательно собрать побольше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.

 Караси и Щука.

Подготовка. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".

Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.

Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".

Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука".

На болоте.

Двум участникам дают по два листа бумаги. Они должны пройти через «болото» по «кочкам» – листам бумаги. Нужно положить лист на пол, стать на него двумя ногами, а другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять снова первый лист и положить впереди себя. И так, кто первый пройдет через комнату и вернется назад.

Дыхательная  гимнастика «Чистая водица»

Надо, надо нам помыться

Где тут чистая водица?

Кран откроем – ш – ш – ш …

Руки моем – с – с – с …

Щечки, шейку мы потрем

И водичкой обольем.

Приложение 4.

            Речевое развитие.

Пословицы и поговорки о воде.

  • Что в воду упало, то пропало.
  • Лес да вода поле красят.
  • Пролитую воду всю не соберешь.
  • В худой посуде воды не наносишься.
  • Бездонную кадку водой не наполнишь.
  • Как в воду глядел.
  • Выйти сухим из воды.
  • Вода камни точит.
  • Всякая вода берега имеет.
  • Не зная броду, не лезь в воду.
  • Ходит как в воду опущенный.
  • Спрятать концы в воду.
  • Вода с гор, так и речки мутны.
  • Вода студена — тело ядрёно.
  • Воду жалеть — и каши не сварить.
  • Вода всему господин: воды и огонь боится.
  • Вода пришла — и беда прошла.
  • Воду в решете не удержишь.
  • Воду не проведешь вверх по стене.

Загадки.

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Вода)

 

В тихую погоду — нет нас нигде,

А ветер подует — бежим по воде. (Волны)

 

По морю идёт-идёт,

А до берега дойдёт —

Тут и пропадёт. (Волна)

 

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

 

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без ... (Воды)

 

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

 

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

 

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

 

Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

 

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся. (Берега)

 

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик — в роднике,

А широкий — в море. (Река)

 

Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котёл, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)

 

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

 

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой? (Ручей)

 

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)

 

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло! (Лёд)

 

На дворе горой,

А в избе водой. (Лёд)

 

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Ручеёк)

 

Бежит бычок,

Золотой рожок,

Бежит, журчит. (Ручеёк)

 

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручеёк)

  

В новой стене,

В круглом окне

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

 

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды —

В нём всё отражается ...

Как это зеркало называется? (Пруд, озеро)

 

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

 

День и ночь кричит,

А голос не устаёт. (Водопад)

 

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи —

Нетопоры для ноги. (Болото)

 

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Потешки.

От прозрачной водицы 
Всё улыбками искрится! 
От чистой-чистой водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Танюша умывается, 
Солнцу улыбается! 


Водичка-водичка, 
Умой моё личико, 
Чтобы глазки блестели,

Щёчки краснели,

Улыбался роток,

Кусался зубок.

Ах, водичка-вода! 
Будем чистыми всегда! 
Брызги — вправо, брызги — влево! 
Мокрым стало наше тело! 
Полотенчиком пушистым 
Вытремся мы очень быстро!!! 

Стихотворения.

Вода.
Вода-это сила,
Вода-это слабость,
Вода-это жизнь для всех нас.
Вас покоряет,
Нас укрощает
всех она любит сила - Вода
И осторожно задев берега
Нас убивает тайной вода.
Много загадок хранит
И опят же вода:
Мировой океан.
Треугольник,материк Атлантида...
Вода-это сила,
Вода-это слабость,
Вода-это главная тайна
Для нас!

Ручеек.
Познакомьтесь, мой дружок - 
Маленький и быстрый 
Синеглазый ручеек 
Чубчик серебристый. 
Он бежит издалека, 
По камням и сучьям. 
Я завидую слегка: 
Ах, какой везучий! 
Он увидит океан, 
Корабли и чаек. 
Каждый мальчик-капитан 
О таком мечтает. 
Поспешает ручеек 
По траве и шишкам 
А на спинке он везет 
Лодочку мальчишки. 

Дождинки. (заучивание)
Мокрою тропинкой
Я бегу домой. 
Частые дождинки 
Хлещут в зонтик мой.
Саблей золотою 
Тучу гром рассёк. 
И бежит за мною 
Звонкий ручеёк
Белый снег
А сегодня выпал снег -
Развалился он по крышам.
Снег на крышах - белый миша,
Дремлет, будто бы не слышит.
Есть ещё дорожный снег,
Этот снег - хрустящий хрюша.
Хрюкнет, если человек
Ноженькой потопчет уши.
Белый, белый снег на крышах,
Нет его в природе тише -
Налетавшись, опадает,
Превращаясь в хрюшу с мишей.
А сегодня взял разбег
Снег-мишутка - с крыш скатился:
"Не хочу лежать весь век!",
И в сосульки превратился.
Настоящим стал и хрюня -
Он теперь у нас грязнуля.
Чавкал громко под ногами,
Хлопал и звенел ушами.
Старый талый снег на крышах,
Он весны приход услышал,
Отоспавшись, опадает
И капелью звонкой слышен.

Волна.
О скалы грозно разбиваясь,
Слегка очнувшись ото сна,
И в море брызгами смываясь,
Живет недолгий век волна.
Глотая жадно пароходы,
Цепляя гребнем облака,
Вода перемещает воды
Стеною соли и песка.
Играя с ветром в "салки",
Океана тайну хранит,
Разрушая песчаные замки,
Одевая пеной гранит.
Боясь лишь штиля и пучины,
Расправил руку сатана.
Дела волны необъяснимы,
И жизнь и смерть несет она.

Приложение 5.

Текст к слайдам для родителей.

Слайд 1.

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Слайд 2. «А потому что без воды и не туды и не сюды…», — пелось в старой песне. Не совсем научно, но верно — вода является основой жизни на Земле. Вряд ли есть человек, который не знает, как выглядит вода. При положительных температурах это жидкость без цвета (в толще она кажется голубоватой), запаха и вкуса. Запах и вкус появляются из-за примесей.

Слайд 3. Вода обладает исключительными физическими свойствами. Обычно при охлаждении тела сжимаются, а вода наоборот — расширяется. Благодаря этому лед легче воды (ведь при той же массе он занимает больший объем), он всплывает вверх и создает над водоемами защитный слой. Это помогает выживать зимой рыбам и другим живым организмам в водоемах.

Слайд 4. Температура таяния льда взята за начальную точку отсчета в температурной шкале Цельсия, которой мы пользуемся. Это и есть 0 градусов. Температура кипения воды принята за 100 градусов. Вода кипит — значит превращается в пар. Но вода превращается в пар не только при кипении. Отдельные молекулы постоянно отрываются от поверхности воды, где бы она не находилась. Это способствует круговороту воды в природе.

Слайд 5. С химической точки зрения вода — универсальный растворитель. Нет такого вещества, следы которого нельзя было бы обнаружить в воде. Это одно из качеств воды, которое предопределило ее роль как основы жизни на Земле. Любой живой организм зависит от воды. На Земле вода занимает более двух третей поверхности; этим наша планета так уникальна, что некоторые ученые даже предлагали переименовать ее в планету Океан.

Слайд 6. По присутствию воды астрономы судят о возможности существования жизни на других планетах. Поэтому с таким напряженным вниманием весь мир следил за марсоходами «Спирит» и «Оппортьюнити», которые обнаружили на Марсе следы воды. Ведь это может быть ключом к ответу на давний вопрос: «есть ли жизнь на Марсе?».

Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода (ее химическая формула H2O, читается «аш два о»). Это установил английский физик Генри Кавендиш в 1784 году.

Слайд   7. Поскольку вода является универсальным растворителем, она растворяет в себе не только полезные, но и вредные вещества. Поэтому так опасно использовать для питья незнакомую воду, ведь сразу и не скажешь, какие вещества могут в ней содержаться. Вода является величайшей драгоценностью и самым полезным из полезных ископаемых на нашей планете. Люди должны охранять чистоту вод.

Слайд 8. Интересен и тот факт, что человек на 80% состоит из воды.

Спасибо за внимание.

Приложение 6.

Ход итогового занятия «В гости к нам пришла Вода»

Вода: Здравствуйте, ребята!

Я пришла к вам в гости.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

Я не камень, не песок,

Мой сыночек ручеек

Догадались вы, друзья,

Как зовут меня? (Вода)

Вода: Для чего нужна вода, как мы ее используем? Ответы детей. (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы).

Вода: Ребята, а откуда бежит водичка, когда мы умываемся? Правильно, из крана. В кран она попадает из реки, проходит специальные очистительные приборы, но все равно воду из крана пить нельзя, только кипяченую.

Ребята, а Вы хотите пить? Подойдите к столу, посмотрите вот вода, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? 

Вода: Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная. А сейчас проведем опыт, попробуем воду, которая находится у меня на столе (воспитатель разливает в несколько стаканчиков сладкую воду). Предлагает нескольким детям попробовать воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей) Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Вода: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Ответы детей).  Вода не имеет запаха.

Вода: Ребята, вода может изменить цвет в зависимости от того, что в нее добавили. (Опускает кисть с краской в стаканчик).

Вода: Ребята мы с Вами узнали, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха, т.е. бесцветная, прозрачная, безвкусная.

Родитель 1. Как много Вы узнали, мы тоже хотим поделиться с Вами своими знаниями.

Вода. С радостью Вас послушаем.

Родитель 1. Что такое вода?

Это струйка из крана,

Это волны и шторм на морях-океанах.

В запотевшей бутылке напиток в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.

В жидком, твердом она. Даже в газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Родитель 2. Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега?

Быть может, из льда?

А может, с подземных ключей она бьет

И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все-при все разузнать,

Немало учебников нужно читать.

А так же различных журналов и книг,

Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Родитель 3. Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река,

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:

Сгущается влага над ним как сметана,

Она поднимается выше… Пока

Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки…

Вода. Какие молодцы наши родители, вместе с нами узнали много нового. Ребята,  давайте порадуем наших гостей веселым танцем дождика.

Танец «Кап-Кап»

Вода: Молодцы, ребята. Вот мы сколько нового узнали о воде. А теперь мне пора уходить. До встречи!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОДА ВОДА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...

НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа

НОД познавательное развитие свойство воды средняя группа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Свойства воды», средняя группа.

Дать представления о свойствах видах воды и ее использовании;  развивать у детей стремление учавствовать в экспериментах с водой...

Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа

Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа...

Исследовательски-творческий проект «Чудесные свойства воды»

Весенняя капель вызывает большой восторг у дошкольников и помимо восторга также возникает множество вопросов. Почему тает снег? Почему вода капает? и т.д. Мы решили путем экспериментирования разобрать...

Конспект НОД " Вода ,свойства воды" средняя группа.

Материал будет полезен для воспитателей средней группы по познавательно экспериментальной деятельности в доу....