Конспект занятия по познанию с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Как звери готовятся к зиме?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ляпина Галина Юрьевна

Задачи:

Образовательная : систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных, их повадках и образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа , чтобы они переносили зимние морозы.

Развивающая : развивать речь детей, внимание, память; обогащение и активизация словаря: дупло, кора деревьев, берлога.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение к природе;

Планируемые результаты: сопровождает творческо-познавательные игры эмоциональной речью, активно занимается словотворчеством, использует синонимы; умеет поддерживать беседу о повадках диких животных, использует нетрадиционные способы рисования, высказывает свою точку зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivotnye_zimoy1.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  « Как звери готовятся к зиме?»

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Задачи:

Образовательная : систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных, их повадках и образе жизни. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа , чтобы они переносили зимние морозы.

Развивающая : развивать речь детей, внимание, память; обогащение и активизация словаря: дупло, кора деревьев, берлога.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение к природе;

Планируемые результаты: сопровождает творческо-познавательные игры эмоциональной речью, активно занимается словотворчеством, использует синонимы; умеет поддерживать беседу о повадках диких животных, использует нетрадиционные способы рисования, высказывает свою точку зрения

Материалы и оборудования: презентация, картинки с изображением диких животных, загадки, сухие листья, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, клеенка.

Содержание организованной деятельности детей.

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, послушайте, стихотворение  и скажите о каком времени года идет речь?

Пришла прекрасная осенняя пора

Прошли дожди, прошло уж лето.

На солнце заискрилась листва,

Деревья словно в золото одеты.

Лес замер, тишина и благодать,

Берёзы в праздничном наряде.

Вот листья стали опадать,

Кружась в спокойном листопаде.

Автор: Я. Аким.

Ответы детей: осень…

Правильно, осень. Как красива осенняя пора, осенью лес стоит словно золотой, «… На солнце заискрилась листва,  деревья  словно в золото одеты. »…

  1. Давайте поговорим немного об осени.

         Описание признаков осени: я буду называть вам осеннее слово, а вы скажите мне какое?

Осень (какая?)…. (золотая, красивая, дождливая).

Погода (какая?) …( пасмурная, дождливая, солнечная, ветреная).

Дерево (какое?)…( нарядное, красивое, золотое)

Листопад (какой?) …(шумный, золотой, плавный)

Дни (какие?)… (ясные, холодные, солнечные, туманные, пасмурные).

 

Осенняя пора не только радует нас своей красотой, это время для подготовке к суровой зиме. Осенью мы собираем обильный урожай с полей. Как вы, думаете,  животные готовятся к зиме?

Ответы детей: ( да готовятся…)

Ребята! Вы хотите отправиться в путешествие в осенний лес и посмотреть, как  же лесные жители готовятся к зиме?

Ответы детей: (Да…)

(Играет спокойная музыка)

Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу.

Тих и спокоен лес осенью. Уже не слышно пение птиц, и лишь

шумят под ногами опавшие листья.

Теперь откройте глаза, я превращу вас в листочки:

Ну-ка, детки, покружитесь

И в листочки превратитесь.

Подул осенний ветерок и полетели листочки на лесную полянку.

Ребята, кого же мы можем встретить в осеннем лесу?

(Ответы детей)

Воспитатель: правильно, ребята, лису, зайца, белку и.т.д.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать про кого

эта загадка.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом.

(Ответы детей)

Правильно, это белка.

Как белочка приготовилась к зиме?

(Ответы детей)

Как вы думаете, почему белочка меняет цвет шубки?

(Ответы детей)

Да для того, чтобы ей легче было спрятаться от своих врагов.

А кто враги белки?

(Ответы детей)

Правильно, ястреб и куница.

Зимой деревья стоят без листьев. На фоне тёмно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка почти не заметна.

А если бы она была рыжей легко ли белочке было бы спрятаться?

(Ответы детей)

К зиме беличья шубка меняет не только цвет. Она ещё становится и более тёплой. Ребята, а как вы думаете, где спит белка?

(Ответы детей)

Правильно, в дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка  натаскивает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. В самые сильные морозы белка спит в своём дупле.

К зиме она подготовила не только тёплое дупло.

А что же ещё?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму.

Летом и осенью она собирает орехи  и жёлуди, сушит грибы. Всё эта она хранит в специальных кладовочках- пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки. Ест их семена.(показ воспитателем, как из шишки белка достаёт семена)

Как вы думаете, ребята, голодает ли белочка зимой?

(Ответы детей)

Правильно, не голодает, потому что припасов у неё много.

Подумайте, ребята, кто ещё из диких животных меняет цвет шубки к зиме?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

(Дети высказывают своё мнение)

Воспитатель:

Правильно, чтобы его было не заметно в снегу. А ещё спастись зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.

А, как вы думаете, у зайца есть домик?

(Ответы детей)

Воспитатель:

У него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке. Заяц может зарыться в сугроб, а ночью выходит поесть: обгладывать кору опавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

А кто главные враги зайчишки?

(Ответы детей)

Угадайте кто это?

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса)

Как лиса готовится к зиме?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапах отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было зимой ступать по снегу. Ходит лиса, как в шерстяных носочках.

Ребята, а это про кого загадка?

На овчарку он похож:

Что ни зуб то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?

(Ответы детей)

Воспитатель:

К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо. Почему?

(Ответы детей)

Волки, ребята, спят прямо на снегу. Они закрывают хвостом нос и лапы. Спят волки обычно днём. А как вы думаете, что они делают ночью?

(Ответы детей)

Да, они охотятся.

Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять к зиме шубку?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, потому что прятаться им ни от кого не надо, а от охотников их спасут быстрые, сильные ноги.

Ребята, скажите, пожалуйста, а вот каких животных встретить поздней осенью в лесу нельзя?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Оказывается ёж и медведь осенью засыпают. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только  о тёплом домике для себя.

Ёж спит в норке. Там много мха, сухой травы. Медведь - в берлоге.

Они осенью стараются наесться по сытнее, чтобы всю зиму спокойно спать.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Пробуждается от сна.

Физкультминутка:

Мы проверили осанку и свели лопатки

Мы походим на носочках, а потом на пятках

Пойдём легко, как лисята

И как мишка косолапый

И как заинька трусишка

И как серый волк – волчище

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

Много в лесу интересного, я сейчас вам буду говорить предложения, а вы его закончите.

Д.и. «Закончи предложение»

Неуклюжий, как…(медведь)

Быстроногий, как …(заяц)

Хитрый, как…(лис)

Голодный, как… (волк)

Колючий, как… (ёж)

Д.и. «Назови  картинку отвечающую на вопрос, кто? что?»                                                                                                        (картинки: белка, медведь, лиса, волк, еж, заяц, лист, облако, трава, камень)

Белка, медведь, лиса

Лист, волк, еж

медведь, лиса, камень,

волк, еж, заяц,

лиса, белка, еж,

волк, заяц, трава

волк, белка, облако,

медведь, лиса, еж,

еж, волк, белка,

камень медведь, заяц,

заяц, волк, лист,

 медведь, еж, камень

Ребята, а как одним словом называется место обитания диких животных?  (Лес)

Посмотрите, какой красивый осенний лес ( показ слайда).

  Я вам предлагаю нарисовать лес чудес для зверей, где они будут в безопасности. Посмотрите, этот рисунок нарисован нетрадиционным способом – отпечаток. Как вы думаете, чем сделан отпечаток?

 Да простым листиком с любого дерева.  Посмотрите, я беру, один листик  кладу его прожилками вверх на клеёнку кистью наношу гуашь, затем прикладываю этот листочек на лист  бумаги, аккуратна прижав ладонью. Теперь осторожно убираю листик, получилось осеннее дерево. В лесу много разных деревьев, таким способом рисования можно изобразить целый лес.

Вы можете выбрать себе любой фон, листочки.

5.   Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5 будем листья собирать

- листья берёзы

- листья рябины

- листики тополя

- листья осины

- листики дуба

Мы соберём маме осенний букет.

 Рисование. Рассматривание работы детей.

Какой лес получился самый яркий?

Чья работа тебе понравилась?

6. Рефлексия

О каком времени года мы говорили?

Как готовятся к зиме дикие животные?

Каким способом мы изображали осенний лес?

Что тебе понравилось  сегодня?

Ребята сегодня мы расширили представление  о жизни диких животных, познакомились с новым способом рисования отпечаток.

 И в завершение нашей встречи я хочу подарить вам игрушки диких животных, помните, пожалуйста, что человек может спасти и охранять природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В. Катаева)

Конспект  совместного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В....

Конспект НОД по Познанию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий. Тема: «Умники и умницы".

Конспект занятия по матиматике с использованием игровых технологий.·        Цели:  Закрепить с детьми знания, полученные за год: о днях недели и месяцах, с...

Конспект НОД по реализации Области Познание с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Занимательный КВН».

КВН - это форма интеллектуального командного соревнования дошкольников. Участие в игре предоставляет возможность дошкольникам развивать у детей интерес к математике - царице наук, поддерживать интерес...

Конспект занятия по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ на тему: «Весенний солнечный букет»

Цель: развивать у детей творческое воображение.Задачи:1. учить передавать колорит весеннего букета; совершенствовать умения и навыки детей в рисовании;2. развивать способность самостоятельно подб...

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Математика для зверят»

Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Математика для зверят»...

Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Как звери готовятся к зиме?

Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое м...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Животные и их детеныши»

Актуальность: Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи и, как сопутствующие факторы, нарушения в развитии основных психических процессов с по...