Конспект занятия по окружающему миру с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему " Ознакомление со свойствами стекла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дементьева Ирина Викторовна

Конспект по окружающему миру с элементами триз технологий на тему " Ознакомление со свойствами стекла" для старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ  в старшей группе

на тему: «Ознакомление со свойствами стекла»

Программные задачи:
Обучающие: познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; формировать умение  выявлять свойства стекла (прозрачность, водонепроницаемость, гладкость, звук, хрупкость и т.д.).

Развивающие: развивать  память, воображение, мышление, речь.

Воспитывающие: воспитывать умение слушать, работать в коллективе.
Материалы: предметы из стекла, покрывало, фишки, картинки с изображением предметов из стекла, смайлики.

                                                      Ход занятия:
1. Организационный момент

Воспитатель (В): Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А теперь давайте с вами поиграем.

2. Основная часть

1.  Игра «Да-нет»  (воспитатель загадывает объект - стакан, дети объясняют как его найти по  алгоритму нахождения)- ТРИЗ
В: - Молодцы, ребята. Я не зря загадала вам этот объект. Сегодня мы с вами будем говорить о свойствах стекла.  А у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, это письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте почитаем!

Текст письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые слова».
  В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы. 
2. (Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.)

  В: Ребята на протяжении всего занятия  я буду раздавать фишки, тем  кто будет хорошо себя вести, не выкрикивать, самым активным, ответственным, внимательным.   А в конце занятия мы посчитаем у кого фишек больше, кто же у нас самый активный и внимательный.
 В: Вы столько  назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем). 
3. Рассматривание объектов из стекла
Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т.д. Воспитатель  вызывает одного ребёнка  и предлагает рассмотреть все эти объекты, просит их назвать.  Ребята я хочу вам сказать, что все эти объекты родственники. Как вы думаете почему? (Сделаны из стекла). Попробуйте сказать мне по какому признаку они похожи ? (признаку «материалы»)
В: Очень много изделий делают из стекла. Давайте рассмотрим картинки и скажем, что ещё делают из стекла?

4. Рассказ о свойствах стекла

В: Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в исследователей. Мы начнём исследовать свойства стекла. Вызвать одного ребёнка проводить опыт (положить в стакан фишку). Ребята стакан пустой или нет? (нет) Что в стакане? ( цветная фишка)  А как вы узнали, что в стакане  фишка? (Стекло прозрачное) Запомните это слово. Теперь подойдут к столу и проверят прозрачность стекла ещё два человека. (дети опускают в стаканы фишки, смотрят друг на друга через стакан) Почему мы видим, что лежит в стакане? Потому, что стекло прозрачное. А что ёще делают из прозрачного стекла? Посмотрите вокруг себя? (стёкла на окнах, в машинах, аквариумах) Вот ребята мы с вами исследовали первое свойство стекла: прозрачность(За правильные ответы дети получают фишки)

В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т.д.)
Физминутка

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник (дети надувают щеки, ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Вот  стеклянные  чашки

Очень хрупкие, бедняжки (дети приседают, правая рука на поясе, левая опущена)

Вот стеклянные блюдца

Только стукни, разобьются (руки в стороны, кружатся на месте)

Вот серебряные ложки (стоя на месте поднимают руки верх и делают «замочек»),

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес (берутся за руки и делают круг).

4. Работа с технологическими картами (признаками «цвет», «рельеф», «температура», «влажность»- ТРИЗ
Затем ребята берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и т.д. по признакам). Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого.
5. Игра «Хорошо-плохо» -ТРИЗ

 В: Ребята давайте подумаем и скажем, что хорошего что стакан стеклянный, что плохого! ( красивый, прозрачный, тонкий,  из него можно пить, а плохого очень хрупкий, легко бьётся). Какое стекло если оно легко бьётся? (бьющееся)

В: Продолжаем исследовать стекло  (выходит один ребёнок воспитатель предлагает ему  налить  воду  в стакан). Пропускает ли стакан воду? (нет) А вот есть такое слово водонепроницаемое. Значит стекло-  водонепроницаемое (вода не проходит через него), то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду. ( дети произносят слово хором) Запоминают ещё одно свойство стекла.

В:Есть у стекла ещё одно свойство. Послушайте (воспитатель ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому) Что вы слышите? (стекло издаёт приятный мелодичный звук) предлагает детям повторить опыт)  Стекло звучит  при  соприкосновении с другими предметами. Итак ребята,   давайте вспомним  с какими свойствами стекла мы сегодня познакомились. (Вот мы постучали по стеклу. Какое свойство?( звук) Налили воду (водонепроницаемое). Положили цветную фишку? (прозрачность).Молодцы хорошо.

А теперь поиграем

6. Дидактическая игра «Выбери предметы из стекла» ( по картинкам) Играет группа детей.

7. Игра «Что видел, а что запомнил». 
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ получают фишки. Игра повторяется два  раза с заменой предметов. 

Рефлексия
В:  Ребята кем мы сегодня с вами были? (исследователями) А что мы исследовали? (свойства стекла) Какими  свойствами обладают жители Стеклянной Страны?
( постучали - звук, налили воды – водонепроницаемое, положили фишку – прозрачность, хрупкость)
Дети перечисляют свойства стекла, затем благодарят Стеклянную Королеву за интересное путешествие.

В: А теперь давайте посчитаем, у кого сколько фишек? (Победители получают смайлики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру: «Воздух невидимка». В старшей группе (наблюдения и опыты).

Конспект занятия: «Воздух невидимка».В старшей группе (наблюдения и опыты).Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать  причинно-следственные связи и де...

Конспект занятия по окружающему миру для детей 2 младшей группы. Тема занятия: Овощи. Дидактическая игра “Зайкины именины”.

МБДОУ “детский сад № 388” г.о. Самара.Воспитатель Белякова Алена Викторовна. Конспект занятия по окружающему миру для детей 2 младшей группы. Тема занятия: Овощи. Дидактическая и...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа...

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...

Конспект занятия по окружающему миру в 1 первой младшей группе. Тема_ «Здравствуй Осень золотая!!!»

Цель: Познакомить детей с временем года осень, с ее характерными признаками. Расширение представлений детей об окружающей природе, о сезонных изменениях в природе.Задачи: Обогащать словарь детей (Осен...

Конспект занятия по окружающему миру "Кто такие геологи?" старшая группа

Конспект занятия по ранней профориентации "Кто такие геологи?"...

Конспект занятия по окружающему миру + Аппликация для детей старшей группы «Мир животных».

Закреплять представления детей о многообразии животного мира, формировать умение определять класс по признакам, упражнять в описании знакомых представителей животного мира по признакам на основе биоло...