: «Вологодские умельцы, прославившие наш город».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Глебова Татьяна Павловна

БОУ ВО «Вологодский детский дом им. В.А Гаврилина».

 

 

 

 

 

Тема: «Вологодские умельцы, прославившие наш город».

(Старший дошкольный возраст)

 

 

 

Воспитатель:

                                                                                                Глебова

                                                                                               Татьяна

                                                                                                   Павловна.

                                         

 

 

 

 

2014

 

Тема «Вологодские умельцы, прославившие наш город».

Программное содержание:

1.     Продолжать знакомить детей с историей родного города.

2.     Продолжать знакомство с народно-прикладным искусством вологжан. Воспитывать интерес к народно прикладному искусству (кружево, плетение из бересты, деревянное зодчество), желание самим сделать подобное.

3.     Воспитывать любовь, уважение к своему народу, к родному городу.

4.     Обогащать и активизировать  словарь детей: кружево, кружевница, промыслы, умельцы, лавка, изделия, элементы. 

Предварительная работа: экскурсии по городу, рассказы воспитателя: 1) о достопримечательностях Вологды; 2)о работе Вологодских умельцев. Посещение выставки « Вологодские кружева», магазина «Вологодские сувениры».

Материал к занятию: фоторепродукции, картины с видами города, вологодские кружева, изделия из бересты, дерева;  столы, стенды, мольберт для выставки народно- прикладного искусства; материал для плетения ковриков.

Ход занятия:

-Дети, я приглашаю вас на необычную экскурсию в музей народно -  прикладного искусства. Но сначала послушайте стихотворение и скажите, « о каком  городе в нем говориться?» 

         …Нашей столице сестра и ровесница,

Пусть она шириться, пусть она светиться,

Пусть кружевами и песнями славиться,

Лесом и маслом наша красавица.

Льном -  долгунцом, штабелями сосновыми,

Хлебом, станками, заводами новыми.

Пусть будут люди, дела ее молоды

Древней любимой красавицы…(Вологды)!       

-Правильно дети, это Вологда.

-А чем славен наш город?

/ Красотой, музеями, памятниками, церквями, кружевами, маслом, льном, улицами, домами…/

-Кто прославил наш город?

/люди, живущие в нем/

-Правильно, люди, которые его  строили, которые живут в Вологде.

-Вспомните, в каких домах сейчас живут вологжане?

/в кирпичных, многоэтажных, высоких/.

-А раньше в каких жили? /в деревянных/.

-Правильно. И сейчас мы пройдем в зал  деревянного зодчества,   / дети подходят к стендам с фоторепродукциями  деревянного зодчества, к выставке деревянных изделий/.

-Дома раньше были одно- или двухэтажные. Строили их из круглых бревен/ показ на картинке и на макете/. Часто дом обколачивали досками ( для красоты, для тепла), окна украшали ставнями, резными наличниками, над крыльцом строили балкон.

Также дома украшали колоннами, арками, затейливыми карнизами, флюгерами. Все дома были разные, непохожие друг на друга. Посмотрите на фотографии и картинки и скажите  какие элементы использовали мастера для украшения ставен и наличников ( ромбы, кольца, завитки, листочки, квадраты, полоски…).

-Давайте и мы с вами попробуем украсить наличники у окна.

 Д/И «Сложи узор».

-Славно мы потрудились. Молодцы!

 /Далее воспитатель привлекает внимание детей к выставке деревянных изделий/.

-«Золотые руки» говорили про вологодских мастеров. И верно, за какое дело они не возьмутся, все у них ладилось, все спорилось. Научились делать из дерева красивую посуду: ложки да поварешки, миски да плошки. Большие  кадушки для соленья грибов да капусты, а те, что поменьше, для брусники да клюквы  / показ, рассматривание/. Столы и лавки в избах, да и другая мебель была сделана своими руками из дерева.

-Любил  и повеселить себя народ. Давайте и мы с вами немного повеселимся.

-Физкультминутка: игра на деревянных ложках  ( с движениями).

Отдохнули немного. Теперь пойдем дальше, нас ждет следующий зал музея.

-В нашем городе есть предприятие «Снежинка». Кто из вас знает что на нем выпускают? / плетут вологодские кружева/.

-Да, а плетут их кружевницы на специальных подушках, при помощи деревянных коклюшек /показ/.

-Из чего плетут кружева? /из льняных ниток/.

-Какие кружева? /красивые,  ажурные, похожие на снежинку, на морозный узор…/.

-Какие  изделия  плетут вологодские  кружевницы? / салфетки,  скатерти, воротнички,  жилеты, косынки, мерное кружево…/  (Рассматривание стенда с фотографиями  и готовыми изделиями).                                                                                            

 

 Чтение стихотворения М. Рождественского « Вологодские кружевницы» ребенком.

 Поют задумчиво подруги,

Плетут венчальную красу.

Звенят тихонечко коклюшки,

Как елки в утреннем лесу;

Как голосистые свирели,

Как молодые ручейки ,

И в декабре здесь,  как в апреле,

Цветов белеют лепестки.

  И в легких трепетных туманах

Березки вырастают вдруг,

И стаи тучек гладкотканных

               Плывут от нежных женских рук…….

-Вологодские кружевницы прославили на весь мир свой город кружевами. Вологжане и гости нашего города не перестают удивляться и восхищаться  золотыми руками мастериц. Изделия вологодских кружевниц несут людям радость, тепло, красоту.

***

 

Далее приглашаю вас в зал берестяного искусства.

-Однажды появился на вологодской  ярмарке Иван Петров, мастер берестяного дела, со своими изделиями: корзинками да лаптями.  Долго дивился – любовался народ его мастерству. Стал учить Иван и других плести из бересты. А народ был умный да толковый. Вмиг  сами научились. Стали плести и лапти, и туески, и шкатулки и славные украшения. Так и до сих пор передают свое ремесло мастера - умельцы. Вот полюбуйтесь на эти изделия (на столе изделия из бересты, в одном из них лежат березовые заготовки для плетения коврика).

-Давайте и мы сейчас попробуем плести. Не простое это дело, но интересное. Сначала мы научимся плести коврики из бересты.  /Включаю тихо напевную русскую мелодию «Уж я по лугу…».  Дети выполняют плетение коврика./

В конце занятия выкладываем свои коврики  на стол к берестяным изделиям. Анализируем.

-Так и все мастерами становятся. Начинают с малого, а заканчивают  прекрасными изделиями.

-Давайте еще раз пройдем по всем залам, полюбуемся изделиями вологодских умельцев.     

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ОО Познавательное развитие "Кто прославил наш город" в подготовительной к школе группе

Этот материал ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и направлен на формирование представлений детей о родном городе Городце....

Маршрут выходного дня «Люди, прославившие город Арзамас»

Маршрут выходного дня«Люди, прославившие город Арзамас»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Ознакомление детей с известными людьми, прославившими город Новочебоксарск»

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным краем, с известными людьми,...

Люди, прославившие мой город

О знаменитых людях города Арзамас...

Проект в старшей группе на тему: «Они прославили наш город»

laquo;…Чтобы снована земной планетеНе повторилось той войны,Нам нужно, чтобы наши детиОб этом помнили,Как мы!»(Юрий Воронов)     Патриотическое воспитание подрастающе...