Проектная деятельность как источник формирования у дошкольников интереса к художественной литературе
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Татьяна Михайловна Даутова

Проект "Белая береза" 

Актуальность проекта

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией,  развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как источник формирования у дошкольников интереса к художественной литературе

Проект «Белая береза»

МДОУ № 95

г. Мурманск

Воспитатель высшей квалификационной категории

Даутова Татьяна Михайловна

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждениях любого типа, в любой группе детского сада. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Проект: краткосрочный, групповой, информационный.

Актуальность проекта

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией,  развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Цель:  развивать интерес детей к детской литературе, вызывать радость  от встречи с добрым и красивым миром детской книги:

Задачи:

формировать потребность слушать чтение и рассказывание,

развивать способность слушать литературные произведения разных жанров,

формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение,

извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей,

 развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка,

при чтении стихотворений  совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жест, мимика),

учить замечать различия между жанрами (сказка, рассказ, стихотворение),

расширить и углубить представления о  растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движение, рост, развитие, размножение).

Участники проекта:

  • Воспитатель группы, руководитель изостудии, инструктор по физподготовке
  • дети старшей группы
  • родители

Ожидаемые результаты:

Расширение и активизация словарного запаса детей.

Уточнение знаний о жанровых особенностях рассказов, стихотворений.

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков  детей при чтении стихотворений.

Расширение знаний детей об изобразительно-выразительных средствах (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).

Расширение и углубление знаний детей о растительном мире.

Развитие творческих способностей у детей.

Проблема: У нас на площадке растет удивительное растение – береза. Почему береза является символом России?

На первом этапе: 

  • рассмотрели на участке во время прогулки,  сравнили  с другими деревьями;
  •  во второй половине дня нарисовали березу;
  • вместе с родителями выяснили, что необходимо березе для роста (дождик, солнышко, земля);
  • рассмотрели иллюстрации березы в разное время года.
  • выяснили, как человек использовал и использует березу для своих нужд (на бересте писали, сок используют для питья).

На втором этапе познакомились с биографией Сергея Есенина.

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии. Детство его прошло “среди полей и степей”. Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал.

В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское училище, а в 1612 году – учительскую школу в селе Спас-Клепики. Учитель литературы Е. М. Хитров вспоминает о нем: “Всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс и разразится неудержимым смехом. С учителями был корректен и деликатен. Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово”.

Есенин приносил учителю много своих стихотворений. Перед окончанием школы он переписал четыре из них в тетрадь и подарил ему. Через несколько лет, когда Есенин учился в университете, вышел первый сборник его стихов “Радуница”, и эту книгу он подарил учителю с надписью: “Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги”.

Знакомство с произведением С. Есенина.

БЕРЕЗА.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Мы можем видеть красоту окружающего мира, но не всегда можем выразить это нужными словами.

Есенин нашел особые слова. Какие?

Открою тайну: Есенин - волшебник! Вы сейчас в этом убедитесь:  что из стихотворения вы запомнили?

Задание на дом: найти произведения про березу.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

(И. Семенова)

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

(Вс. Рождественский)

 

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

 Как гроздья винограда,

 Ветвей концы висят, —

 И радостен для взгляда

 Весь траурный наряд.

 Люблю игру денницы

 Я замечать на ней,

 И жаль мне, если птицы

 Стряхнут красу ветвей.

 (А.А. Фет)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую!

А. Прокофьев

На третьем этапе в журнале «Почемучка» заполняем страницу «Береза».

Мы выяснили, что для русского человека нет дерева милее и роднее. Это символ России. Множество поэтов посвятили свои стихи, а народ песни. И, наверное, не только потому, что она растёт в нашей стране повсюду от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что именно Береза вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе.

У славян дерево всегда было символом Жизни. В честь рождения сына они высаживали дуб, в честь рождения дочери – березу. Дерево становилось, как бы, двойником человека и считалось его покровителем – оберегало, передавало часть своей силы, и при болезни человека – чахло и увядало. Стихи про березу записываем в журнал.

Придумывание своей сказки о березке.

Берёзка.

Стояла в поле одинокая березка. Она была совсем юная и ничего не знала. Березка не знала, откуда она и что делается, там за горизонтом. Она видела лишь голубое небо, солнце, да зеленую траву, что росла рядом. Травинки все время перешептывались, а так как березка была намного выше их, то конечно и не слышала, о чем они шептались.

Весной у Березки вырастали зеленые листочки, а осенью они желтели, и ветер их уносил куда-то. И Березка сразу понимала, что скоро наступит зима. Она знала это от птиц. Птицы часто прилетали, вернее они не к Березке прилетали. Они летели мимо и останавливались передохнуть. И Березка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости. Так она узнала, что где-то растет дуб, большой, могучий. Он раскинул свои ветви так широко, что закрывает от ветра все молодые деревья. Еще она узнала, что где-то растет красавица рябина. Об этом ей рассказали дрозды. Они летают к рябине каждую осень, и лакомятся ягодками. Ягодки такие вкусные, что дрозды еще не пропустили ни одной осени.

Березка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей было грустно и одиноко, и она заболела бы. Но однажды прилетел дятел. Наверное, он летел издалека. Потому что долго отдыхал. А потом постучал Березку клювом по стволу и сказал:

- Здорова!

- Но почему мне тогда так плохо? – спросила Березка.

- От тоски и одиночества – ответил дятел. – Ты в поле одна. У тебя нет друзей, и ты не смеёшься. А от этого и заболеть не долго.

- Но что же мне делать?

- Ладно, я помогу тебе. Жди. – Сказал дятел и улетел.

И Березка ждала. День и ночь ждала. Она ждала и ждала, а дятла все не было. Она всматривалась вдаль, не летит ли дятел? А пролетающим мимо птицам задавала только один вопрос.

- Вы не встречали дятла? – А птицы ей отвечали:

- Он в лесу. У него много работы.

Березка тоже хотела в лес. Она устала быть одна, и ей хотелось иметь друзей. Она отчаялась. Вот и листочки начали желтеть. Наступила осень. Березка ждала, а дятел не летел.

И вот однажды утром, когда у Березки медленно начали опадать листочки, прилетел Дятел. В клюве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал лапками шишку и начал долбить по ней своим клювом. Из шишки начали вылетать малюсенькие семена, и у каждого из них почти прозрачное крылышко. Эти крылышки с семечком кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок, он тоже хотел принять участие. А Березка старательно сбрасывала с себя листочки.

Дятел долбил, семена летели, ветер разносил их в разные стороны, а Березка стряхивала с себя листочки и стряхивала. Она старалась укрыть беззащитные семена, и согреть их своим теплом.

Теперь она поняла, почему долго не было дятла. Он ждал, когда шишка созреет.

- Спасибо, тебе, Дятел. – Сказала Березка.

Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил:

- Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.

- У меня будет лес? Да, конечно же, лес. Ведь не зря Дятел так старался. – Думала Березка. – Лес! Лес! – повторяла она.

- Березка была счастлива. Теперь ей хотелось, чтобы поскорей пришла зима, и укрыла снегом все вокруг. А после зимы обязательно будет весна.

- Березка уже хотела заснуть, но тут прилетели дрозды. Они такие шумные. Все спорили, кто больше склевал рябиновых ягод. И кому из них, достались самые вкусные.

Тут  Березка заметила, что у одного из дроздов к перьям прилипла красная ягодка. Березка тряхнула веткой, на которой сидел  дрозд. Он подпрыгнул, ягодка упала вниз. И никто из птиц этого не заметил. Они все спорили и горячились. Потом неожиданно вспорхнули и улетели.

А Березка, заботливо стряхнула с себя последние листочки, туда, куда упала ягодка, и уснула.

Теперь она знала, что когда проснется, то будет не одна. Рядом  будут расти молодые сосны и красавица рябинка. Еще она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит Дятел. И еще много, много других птиц.

- Лес! Лес! Лес! – повторяла во сне Березка.

Занятие «Путешествие в Олимпию».

Задачи:

Познакомить детей с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость;

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Оборудование: массажные коврики, обручи, веревка, хопы, резинки, игра «Дартс», мячи, факел с имитированным Олимпийским огнем.

Ход занятия.

Царь Ифрит встречает детей в зале.

-Здравствуйте, ребята! Я – царь Ифрит. Чем я  знаменит?

-Я создал первые Олимпийские игры.

Давным-давно в стране, которой я правил, Древней Греции, постоянно шли войны. И тогда я придумал проводить спортивные соревнования. А проводились они в городе Олимпия, отсюда и пошло название Олимпийских игр.

Олимпийцами могли стать только мужчины и только греки, женщинам не разрешалось, не только участвовать в соревнованиях, но даже смотреть их.

 Во время Олимпийских игр повсюду объявлялось священное перемирие. Никто не мог воевать, никто не имел права войти в Олимпию с оружием.

С той поры раз в четыре года стали проводиться Олимпийские Игры и проводятся до настоящего времени.

- Ребята, а кто знает, что нужно сделать, чтобы Олимпиада началась? (нужно зажечь огонь). Олимпийский огонь до сих пор зажигают в Олимпии от солнечного луча. Факел этот несут разные спортсмены, передавая друг другу в город, в котором будут проводиться Олимпийские Игры. От этого факела зажигают огонь в огромной чаше, который горит в течение всех Олимпийских Игр.

Позже появился еще один символ Олимпиады - Олимпийский флаг – это белое знамя с изображением пяти переплетенных колец – символ дружбы спортсменов пяти континентов:

Европы (голубое кольцо);

Азии (желтое);

Австралии (зеленое);

Америки (красное);

Африки (черное).

Еще позже появились Олимпийские зимние игры. Они стали проводится около девяноста лет назад.

-Может кто-то знает, в каком городе меньше чем через год пройдут очередные зимние игры? ( В России, в Сочи)

Вы хотите попасть на Олимпийские игры в Древнюю Грецию? Закройте глаза, нажмите на кнопочку воображения. Итак, мы в Олимпии.

 

Всех спортсменов, участвующих в соревнованиях называли атлетами. Поэтому вы тоже становитесь атлетами.

Что нужно сделать, чтобы Олимпийские игры начались? (зажечь Олимпийский огонь).

Инструктор по физподготовке забегает в зал с Олимпийским огнем.

Полоса препятствий «Олимпийский огонь».

Поднять флаг нашей олимпиады.

Первые Олимпийские игры длились 5 дней.

В первый день — все участники приносили дары богу Зевсу и просили его о помощи.

На следующий день начинались соревнования — состязания на боевых колесницах, запряженных четверкой лошадей. Гонки на колесницах стали одним из самых ярких и опасных событий на Играх.

Следующий вид спорта -   пентатлон - означает пятиборье, то есть один спортсмен принимает участие в пяти видах спорта.

1 -  бег на один стадий. Эта дистанция равнялась 192 метрам. Сейчас это место, где проводятся соревнования по бегу, называется стадион (от слова “стадий”). Как называются люди, которые занимаются бегом?

2 - прыжки в длину. В Древней Греции прыгать нужно было обязательно с гантелями, каменными или металлическими. А как называют спортсменов, которые прыгают?

Следующий вид спорта - это метание диска. Диск – это плоский камень, а спортсмен — дискоболы.

Еще один вид пятиборья — метание копья. Копье — это палка длиной в рост человека, с закругленной шишечкой на конце. Эта шишечка нужна для того, чтобы копье летело далеко и никого не могло поранить.

Последний вид спорта — это борьба. Ею заканчивался второй день соревнований.

А как называют спортсменов, которые борются?

Третий день посвящался соревнованиям молодых людей. Они выполняли все то же самое, что и взрослые спортсмены. Только задания у них были легче.

Вот сейчас мы и предлагаем провести соревнования юных олимпийцев.

  1. Игра «Колесница».
  2. Прыжки в длину.
  3. Игра «Дартс».
  4. Эстафета «Метание диска».
  5. Игра «Борцы».

Четвертый день. Но на Олимпийских играх соревновались не только спортсмены, но и поэты, музыканты и певцы, которые воспевали победителей. ( Греческий танец)

Больше всего я люблю пятый день соревнований, потому что в этот день проходило торжественное, праздничное награждение. Громко объявлялись имена победителей, и судьи им вручали лавровый венок или пальмовую ветвь, перевязанную алой лентой. Зрители шумно приветствовали чемпионов, забрасывая их цветами.

Я тоже приготовил награждение участникам наших Олимпийских игр.

Вручение медалей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе»

В целях реализации годовой задачи: «Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе» в нашем детском саду была проведена тематическая проверка литературно-театральных центров на тему:...

«Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе» (опыт работы)

Опыт работы План Введение…………………………………………………………….( 3-4 стр.)1. Теоретические основы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста  1.1 Исследование проблемы формир...

Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.

Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей  при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....

Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.

Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей  при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....

Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе»

Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими надо грамотно....

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов по теме: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе".

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов. Интерес к художественной литературе у детей возникает при правильной организации совместной деятельности детского сада...

Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе

В последние десятилетия интерес взрослых и детей к книге снизился, что привело к снижению личностной культуры дошкольников. С появлением телевидения и компьютеров небывалая мощь потока информации удар...