Ознакомление детей дошкольного возраста с многообразием животного мира через дидактические игры.
консультация по окружающему миру на тему

В данной работе обращается внимание на проблему формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akopova_e.s._statya.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Е. С. Акопова

воспитатель

МАДОУ № 20 «Дружный хоровод», г. Северодвинск

 Ознакомление детей дошкольного возраста с многообразием животного мира через дидактические игры.

На современном этапе образования в нашей стране остро стоит проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения. Очень важно начинать этот процесс уже с дошкольного детства - периода, когда закладывается основа становления личности, формируется осознанно-правильное отношение к природе. В структуру гуманного, осознанно-правильного отношения к природе наряду с чувствами и действиями входят и знания ребенка о ней.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о значимости формирования у детей дошкольного возраста обобщенных представлений о природных объектах и явлениях.

Основная цель формирования обобщенных представлений - не форсированное обучение и преждевременное введение детей в мир научных понятий, а развитие  их мыслительной деятельности, способности обобщать, использовать приобретенные знания в самостоятельной продуктивной деятельности. Данные представления, позволяют ребенку рассматривать каждый объект в системе его связей и зависимостей с другими объектами.

 Природа это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это роль их в биосфере огромна. Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительных и эстетических целях. От людей во многом зависит сохранность, многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь минимум естественнонаучных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и  о живых организмах, человек получает уже в детстве [1,с.3]. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляют непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления представлений о животном мире[3,с.89].

 Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.

Дидактические игры для обогащения знаний о диких животных использовались нами с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей дошкольного возраста. Мы проводили их в свободное время, на прогулке, в процессе непосредственно образовательной деятельности. Они использовались как в вербальной форме, так и с использованием иллюстративного материала.

Игры с иллюстративным материалом мы проводили преимущественно с детьми, имеющими недостаточный уровень сформированности представлений о диких животных, так как они содействовали формированию конкретных представлений о диких животных, приобретению более точных знаний об их признаках. В вербальных дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о диких животных, углубляли свои знания о них. Дети самостоятельно решали разнообразные познавательные задачи: описывали диких животных без опоры на наглядные образы, выделяли их характерные признаки, отгадывали по описанию, объединяли по разным свойствам и признакам.

В своей работе мы использовали разнообразные игры экологического содержания, такие как:

  • «Собери большую семью» - подбираются картинки с изображением животных. Перед детьми раскладываются эти картинки и предлагается собрать большую семью».
  • «Любимая еда» - подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
  • «Найди маму малышу» - перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
  • «Назови одним словом» - перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь – дикие животные и т.д.
  • Игра «Опиши, мы отгадаем» - предложить ребёнку описать животного, предложенного воспитателем на ушко, а остальные дети должны отгадать и назвать и др.

Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействовало включение в ее ход сказочного персонажа, куклы (Старичка-Лесовичка, дедушки Зная, Незнайки), которые объясняли правила игры, следили за их соблюдением, поощряли ребят.

Повышению интереса дошкольников к дидактической игре и миру диких животных способствовало введению проблемных ситуаций. Здесь ребенок ставился перед выбором: выполнит задание - поможет животному, не выполнит - оно может погибнуть. Это производило на наших детей сильное впечатление, и мотивом их деятельности выступала именно помощь диким животным.

Следует отметить и еще один важный момент. Это стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх, представления о диких животных и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности. Чтобы поддержать такую инициативу детей, мы разместили в группе в отдельных уголках материал для организации детьми игр о диких животных (планшеты с изображением природных зон, муляжи, картинки с изображением диких животных и т. п.). Таким образом, удовлетворялся все возрастающий интерес воспитанников к диким животным, конкретизировались полученные ранее представления. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира. Ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

 Таким образом, уже в этот период с помощью дидактических игр у воспитанников формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Это происходит только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир животных, помогают наладить взаимоотношения с ним. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

Список литературы:

  1. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.
  2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в дет.саду: Сценарий занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
  3. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н. Николаева. Общение с природой начинается я с детства. Пермь. Всероссийского Ордена Трудового Красного Знамени, общество охраны природы, Пермский областной совет, 1992. – 320с.
  4. Особенности знаний детей о животных / http://www.pedlib.ru/Books/3/0495/3_0495-168/shtml/.
  5. Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, ПГПИ. 1990. – с.75-87.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и предста...

Усвоение детьми младшего дошкольного возраста представлений о предметном мире через алгоритмические игры

В этой работе рассматривается непосредственная деятельность детей, .которая проходит через алгоритмические игры, которые помогают детям быть самостоятельными...

Ознакомление детей дошкольного возраста с якутской национальной кухней через сюжетно-ролевые игры с использованием муляжей сделанных своими руками.

}Ознакомление и формирование представления о национальной кухне родного края: блюда, посуд;}Развитие интереса к якутским традициям и промыслам;}Изготовление муляжей кровяной колбасы, печени и строгани...

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...

План самообразования на тему: "Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста, как средство речевого развития через дидактические игры "

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных....

"Развитие представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия"

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме Развитие представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия математического содержания. ...