«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 «Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»

Цель:

Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

Задачи:

• Познакомить детей с понятием «воздух» его свойствами, ролью в жизни человека.

• Развивать наблюдательность.

• Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

• Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

 

1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

 

Ожидаемый результат:

Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Материал:

Одноразовые стаканчики по 3 на каждого ребенка, Шарики воздушные на каждого ребенка, Баночки с «запахом» по одной на ребенка, Кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка. Поролоновая губка, емкость с водой; салфетки, воздушные шары на каждого ребёнка

Ход работы.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию –«ПРОЗРАЧНАЯ НЕВИДИМКА»

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно вам узнать!

Воздух – ЭТО ПРОЗРАЧНАЯ НЕВИДИМКА. Ребята, давайте сейчас, мы с вами глубоко вдохнем, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами, вдохнули. (ВОЗДУХ) Правильно. Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.

Да мы на столько привыкли к воздуху, что даже и не замечаем его. А сейчас, попробуем, сделать вдох и задержать дыхание. Вам было хорошо или плохо без воздуха (ПЛОХО). Чего нам не хватало - ВОЗДУХА. А у нас в группе есть воздух? (Да) Воздух нас окружает везде и вокруг.

Какой вывод можно сделать: Человек не может жить без воздуха, как и всё живое вокруг.

Ребята, посмотрите вокруг себя, вы видите воздух? (НЕТ) .

опрос детей. Давайте, попробуем его на вкус? Он имеет вкус? (НЕТ). Вот сейчас я вам постараюсь доказать и показать, что воздух прозрачный, не имеет запаха, не имеет вкуса. Для этого я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию, где и проведем с вами опыты с воздухом. Но для начала давайте вспомним правила поведения в экспериментальной лаборатории.

ПРАВИЛА:

1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

2. Приступать к выполнению опыта, только после моего показа

3. Знать правила гигиены.

Опыты:

№ 1. Ребята, посмотрите внимательно на то, что лежит и стоит на столе и внимательно посмотрите, на то как я буду проводить опыт. Как вы считаете этот стакан и бутылочка пустые? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (НЕТ). Правильно.

Я опускаю закрытую пустую бутылочку в воду, что с ней происходит, (она не тонет) опрос детей, а не тонет потому что внутри бутылочки находится воздух, сейчас я открою бутылочку и погружу в воду, видите из бутылочки выходят пузырьки, т. е воздух, а вода потихонечку наливается в бутылочку.

Именно поэтому воздух называют невидимкой.

№ 2. А давайте еще проведем опыт с губкой. Рассмотрите губку. Что вы видите? (дырочки, отверстия в губке). А воздух вы видите в этих дырочках? (нет). Я сейчас докажу, что в дырочках находится воздух. Я опускаю губку в воду, что происходит, она плавает, не тонет и появляются пузырьки, это что выходит. (воздух) и наполняются дырочки чем? (водой)

Давайте вы сейчас потихонечку опустите губку в воду. В воде появляются пузырьки – и из дырочек выходит тоже воздух.

Давайте сделаем вывод: что в губке есть дырочки, в которой тоже, есть воздух, он невидимый, прозрачный.

№ 3. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? Мы можем ощутить ветерок, хотя его и не видим.

Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помашите рукой , перед собой. Что теперь вы чувствуете? (ХОЛОД) А мы видим воздух? (НЕТ) Скажите, а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус? (НЕТ). Давайте, понюхаем воздух, чистый воздух не пахнет. Воздух в нашей группе чистый (ДА, потому что всегда убирается пыль, моют полы и игрушки и много комнатных растении.

№4. Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Что делают горошины? Давайте оживим горошины. Что нам может помочь? (воздух) Для этого нам нужно подуть в трубочки. Что происходит? Появились пузырьки – это воздух. Мы не только его нашли, но и увидели , как он заставил горошины двигаться.

Выводы: Воздух везде вокруг нас.

Воздух невидим, прозрачен, но его можно найти разными способами.

№5. Воздух легче воды. Сейчас мы это докажем. Возьмите минеральную воду, в которой много пузырьков воздуха и налейте в чашку, туда же бросьте маленькие кусочки пластилина. Что произошло с ним? (он утонул) Что происходит теперь? Пузырьки воздуха облепили наши кусочки пластилина, он стал легче и поднялся вверх на поверхность воды.

Вывод:

Воздух легче воды.

Вывод: значит –

 1. Воздух невидимый, прозрачный

2. Воздух может быть теплый и холодный

3. Воздух не имеет вкуса.

4. Чистый воздух не имеет запаха

Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Как вы думаете чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом – около костра, летом у клумбы – цветами, духами)

Физкультминутка: выходим на ковер под музыку. «ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО».

Ребята отгадайте загадки:

"Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем

(Воздух)

Чего в комнате не видишь?

(Воздух)

Ни веса ни цвета у него нету!

(Воздух)

Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?

(Воздух)

Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.

И так мы продолжаем наше знакомство с ВОЗДУХОМ И ЕГО СВОИСТВАМИ

- Ребята, посмотрите, у вас на столе лежат мешочки. Как вы думаете, воздух внутри есть? (нет) .

Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете шарики?

Правильно, приставляете ко рту шарики.

Давайте тоже самое проделаем с мешочком.

-Мы набрали воздух.

Итог:

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Во – первых вам понравилось .Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будите показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. – да - зеленый

Воздухом дышат люди и животные. - да

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. - да

Воздух имеет свой вкус. - нет

Чистый воздух имеет запах. - нет

Человек может жить без воздуха. – нет

Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха. - да

Молодцы, ребята, а скажите вам понравилось ставить опыты, а какой опыт вам показался интересным больше всего (ответы детей) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»

Цель:

Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

Задачи:

• Познакомить детей с понятием «воздух» его свойствами, ролью в жизни человека.

• Развивать наблюдательность.

• Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

• Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

Ожидаемый результат:

Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Материал: 

Одноразовые стаканчики по 3 на каждого ребенка, Шарики воздушные на каждого ребенка, Баночки с «запахом» по одной на ребенка, Кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка. Поролоновая губка, емкость с водой; салфетки, воздушные шары на каждого ребёнка

Ход работы.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию –«ПРОЗРАЧНАЯ НЕВЕДИМКА»

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно вам узнать!

Воздух – ЭТО ПРОЗРАЧНАЯ НЕВЕДИМКА. Ребята, давайте сейчас, мы с вами глубоко вдохнем, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами, вдохнули. (ВОЗДУХ) Правильно. Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.

Да мы на столько привыкли к воздуху, что даже и не замечаем его. А сейчас, попробуем, сделать вдох и задержать дыхание. Вам было хорошо или плохо без воздуха (ПЛОХО). Чего нам не хватало - ВОЗДУХА. А у нас в группе есть воздух? (Да) Воздух нас окружает везде и вокруг.

Какой вывод можно сделать: Человек не может жить без воздуха, как и всё живое вокруг.

Ребята, посмотрите вокруг себя, вы видите воздух? (НЕТ) .

опрос детей. Давайте, попробуем его на вкус? Он имеет вкус? (НЕТ). Вот сейчас я вам постараюсь доказать и показать, что воздух прозрачный, не имеет запаха, не имеет вкуса. Для этого я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию, где и проведем с вами опыты с воздухом. Но для начала давайте вспомним правила поведения в экспериментальной лаборатории.

ПРАВИЛА:

1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

2. Приступать к выполнению опыта, только после моего показа

3. Знать правила гигиены.

Опыты:

№ 1. Ребята, посмотрите внимательно на то, что лежит и стоит на столе и внимательно посмотрите, на то как я буду проводить опыт. Как вы считаете этот стакан и бутылочка пустые? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (НЕТ). Правильно.

Я опускаю закрытую пустую бутылочку в воду, что с ней происходит, (она не тонет) опрос детей, а не тонет потому что внутри бутылочки находится воздух, сейчас я открою бутылочку и погружу в воду, видите из бутылочки выходят пузырьки, т. е воздух, а вода потихонечку наливается в бутылочку.

Именно поэтому воздух называют невидимкой.

№ 2. А давайте еще проведем опыт с губкой. Рассмотрите губку. Что вы видите? (дырочки, отверстия в губке). А воздух вы видите в этих дырочках? (нет). Я сейчас докажу, что в дырочках находится воздух. Я опускаю губку в воду, что происходит, она плавает, не тонет и появляются пузырьки, это что выходит. (воздух) и наполняются дырочки чем? (водой)

Давайте вы сейчас потихонечку опустите губку в воду. В воде появляются пузырьки – и из дырочек выходит тоже воздух.

Давайте сделаем вывод: что в губке есть дырочки, в которой тоже, есть воздух, он невидимый, прозрачный.

№ 3. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? Мы можем ощутить ветерок, хотя его и не видим.

Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помашите рукой , перед собой. Что теперь вы чувствуете? (ХОЛОД) А мы видим воздух? (НЕТ) Скажите, а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус? (НЕТ). Давайте, понюхаем воздух, чистый воздух не пахнет. Воздух в нашей группе чистый (ДА, потому что всегда убирается пыль, моют полы и игрушки и много комнатных растении.

№4. Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Что делают горошины? Давайте оживим горошины. Что нам может помочь? (воздух) Для этого нам нужно подуть в трубочки. Что происходит? Появились пузырьки – это воздух. Мы не только его нашли, но и увидели , как он заставил горошины двигаться.

Выводы: Воздух везде вокруг нас.

Воздух невидим, прозрачен, но его можно найти разными способами.

№5. Воздух легче воды. Сейчас мы это докажем. Возьмите минеральную воду, в которой много пузырьков воздуха и налейте в чашку, туда же бросьте маленькие кусочки пластилина. Что произошло с ним? (он утонул) Что происходит теперь? Пузырьки воздуха облепили наши кусочки пластилина, он стал легче и поднялся вверх на поверхность воды.

Вывод:

Воздух легче воды.

Вывод: значит –

 1. Воздух невидимый, прозрачный

2. Воздух может быть теплый и холодный

3. Воздух не имеет вкуса.

4. Чистый воздух не имеет запаха

Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Как вы думаете чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом – около костра, летом у клумбы – цветами, духами)

Физкультминутка: выходим на ковер под музыку. «ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО».

Ребята отгадайте загадки:

"Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем

(Воздух)

Чего в комнате не видишь?

(Воздух)

Ни веса ни цвета у него нету!

(Воздух)

Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?

(Воздух)

Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.

И так мы продолжаем наше знакомство с ВОЗДУХОМ И ЕГО СВОИСТВАМИ

- Ребята, посмотрите, у вас на столе лежат мешочки. Как вы думаете, воздух внутри есть? (нет) .

Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете шарики?

Правильно, приставляете ко рту шарики.

Давайте тоже самое проделаем с мешочком.

-Мы набрали воздух.

Итог:

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Во – первых вам понравилось .Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будите показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. – да - зеленый

Воздухом дышат люди и животные. - да

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. - да

Воздух имеет свой вкус. - нет

Чистый воздух имеет запах. - нет

Человек может жить без воздуха. – нет

Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха. - да

Молодцы, ребята, а скажите вам понравилось ставить опыты, а какой опыт вам показался интересным больше всего (ответы детей) .

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Вода и ее свойства».

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха,...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе. Задачи:Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах  и значении.Познакомить детей с пон...

Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста...