Педагогический проект "Чистый дворик"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Рудакова Нина Николаевна

Педагогический проект проводился с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического и нравственно-патриотического воспитатния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt_-_chistyy_dvorik.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СКАЗКА» ПОСЕЛОК КОНОША АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Педагогический проект

«Чистый дворик»

(старший дошкольный возраст)

Автор: Рудакова Нина Николаевна,

воспитатель первая квалификационная категория.

Пояснительная записка

Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе их взаимосвязь с человеком, нашей цивилизацией.

Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, это формирование экологической культуры воспитанника.

Экологическая культура – это каждодневное поведение человека в природе, важной составляющей которой является психоэкология – культура взаимоотношения людей и понимание значимости сохранения чистоты единого информационного и психофизиологического поля, которое образуют и отдельные социальные группы, и человечество в целом.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

      Актуальность:

  • сохранность окружающей природы: улиц, леса, поселка;
  • экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого поселка.

     Целью проекта является: привлечение внимания детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц и дворов поселка через создание воспитывающей среды, обеспечивающей овладение нормами экологического поведения.

Задачи проектной деятельности:

  • через мероприятия проекта акцентировать внимание родителей и детей старшей группы на проблеме загрязнения улиц и дворов поселка;
  • привлекать детей и взрослых к очищению поселка от мусора;
  • призывать жителей поселка быть внимательными к данной проблеме, не добавлять нового мусора.

Название проекта: «Чистый дворик».

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: информационный, практико-ориентированный.

По характеру содержания: ребенок и природа.

По количеству участников: коллективный.

По времени проведения: краткосрочный.

По характеру контактов: в контакте с семьей.

Постановка проблемы:

  • откуда берется мусор в природе, на улицах и дворах поселка;
  • сможем ли мы защитить окружающую нас природу.

Организация проектирования

    Цель исследования: формирование у ребенка в детском саду и дома осознанного экологически правильного поведения; осознание мотивов своей деятельности и формирование умения исправлять ошибки.

   Задачи для ребенка:

  • Развивать интеллектуальные, познавательные,  речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  • Формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.
  • Закрепить умение договариваться, организовывать членов детского коллектива для выполнения общего дела.
  • Научить определять необходимость трудовых действий.
  • Воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

    Задачи для педагога:

  • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

       Ожидаемый результат в процессе реализации проекта:

    Воспитанники:

  • овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
  • проявляют заботу, уважительное отношение к природе;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других.

   Родители воспитанников:

  • посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного поселка, охране природы.

    Педагог: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

     

     Участники проекта: 

Участники: воспитанники старшей группы № 2, родители детей группы.

Длительность проекта: 1 неделя.

     Формы и методы работы:

  • анкетирование родителей воспитанников;
  • консультация для родителей;
  • беседы;
  • игры экологической направленности;
  • чтение художественной литературы;
  • художественно-творческая деятельность
  • вернисаж рисунков;
  • выставка поделок;
  • трудовая акция.

  Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Труд».

                                         Основная часть

  1. Подготовительный этап

    Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:

  • изучить методическую литературу по теме проекта;
  • скоординировать действия педагога и родителей по формированию у ребенка в детском саду и дома экологически правильного поведения;
  • разработать основные методические материалы и подобрать необходимые дидактические пособия.

  1.  Основной этап реализации проекта:

    Цель основного этапа:  экологическое воспитание дошкольников на основе бесед на различные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций, художественное творчество.

1.        Содержание деятельности родителей:

  • Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников».  
  • Художественно-творческая деятельность: рисунки на тему «Вся Земля – наш дом: чистота кругом!».
  • Изготовление поделок из бросового материала: «Мусор в дело: живем умело!»

2.Содержание деятельности воспитанников.

срок

Мероприятие

Содержание

Осуществление деятельности

                 1-й день

Анкета для родителей  «Экологическое воспитание дошкольников»               (Приложение 1)

- Беседа: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

- Чтение худ. произведения «Что такое хорошо, что такое плохо», В. Маяковского.

- Выявление знаний родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

- Формирование знаний по экологически правильному поведению.

- Развитие умения давать моральную оценку  поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию.

 - Педагоги, родители.

 - Педагог, дети.

  - Педагог – чтение,

  дети – обсуждение.

       2-й день

- Консультация для родителей «Мусор-проблема поселка»

- Игровые обучающие ситуации с использованием

литературных персонажей.

- Чтение стихотворений из книги «Лучшие на свете -  воспитанные дети»

- Сюжетно-ролевая игра «Поездка в лес»

-  донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем поселке. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования.

- использование природоведческой тематики, для создания ситуаций, позволяющих уточнить или расширить представления детей, вызвать добрые чувства к растениям, животным - к живой природе. 

- расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

- закрепление навыков безопасного поведения на природе; развитие игровой деятельности.

  - Педагог, родители.

 

- Педагог, дети.

 

- Педагог – чтение,

  дети – обсуждение.

- Дети группы.

           3-й день

- Игровые ситуации «Как не надо  поступать».

- Беседа по пословице: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади»,

- Рисование «За что я люблю природу»

- Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников».  (Приложение 2)

- обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.

- закрепление умения рассуждать, передавать свою точку зрения.

- Трансляция через художественно-творческую деятельность впечатлений окружающей природной среды.

- Информирование родителей о необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 - Педагог, дети группы.

  - Педагог, дети группы

  - Дети группы.

 - Педагог, родители.

4-й день

- Рассматривание альбома «Животные Красной книги».

- Беседа «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку»

- Зарождение замысла проведения акции «Мусору – нет!»

- Дид. игра «Экологическое лото»

- Буклет для родителей «А знаете ли вы, что…»

 (Приложение 3)

- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;

- закрепление умения рассуждать, передавать свою точку зрения.

-  активизация мыслительной деятельности при возникновении идеи проведения акции.

- развивать умение классифицировать животных.

- информировать родителей о длительности разложения различного вида мусора.

  -  Дети группы.

 

-  Дети группы.

- Дети группы.

- Педагог, родители.

                    5-й день

- Вернисаж детско-родительских рисунков: «Вся Земля – наш дом: чистота кругом!».

- Акция – трудовой десант: «Мусору – нет!»

- Обсуждение с родителями изменений в поведении ребенка.

- Выставка поделок из бросового материала: ««Мусор в дело: живем умело!»

- закрепление умений совместного творчества; передача замысла рисунка средствами художественно-творческой деятельности.

- закрепление правил экологически правильного поведения на улицах поселка; трудовая деятельность по сбору мусора.

- Анализ изменений под влиянием педагогического воздействия в  сфере экологического воспитания ребенка.

- закрепление умений совместного творчества детей и родителей; развитие творческого воображения.

 - Родители, дети группы.

 

 

- Педагог, дети группы.

 - Педагог, родители.

 - Дети и родители.

  1. Заключительный этап.

    Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята;
  • возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;
  • удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия «педагог – родители»: родители принимали активное участие в реализации проекта.
  • воспитанники группы повысили свои знания в области экологической культуры поведения.

     Презентация проекта:

  • Вернисаж рисунков «Вся Земля – наш дом: чистота кругом!».
  • Выставка поделок из природного материала: «Мусор в дело: живем умело!»
  • Фотоотчет  (мультимедийная презентация) о проведении трудового десанта: «Мусору – нет!».

     Заключение.

    Анализ реализации педагогического проекта «Чистый дворик» показывает, что если в ДОУ создать условия для развития исследовательской и проектной деятельности воспитанников, то это помогает формированию экологической культуры старших дошкольников и успешной самореализации детей. При этом родители и дети группы раскрывают свои творческие способности, возрастает внутренняя самооценка ребенка, формируются навыки самостоятельной и групповой форм работы.

   СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулинцева Т. Будем экологически грамотными// Дошкольное воспитание - 1996-№7.

2. Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -1993-№ 12.

3. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание -2003-№ 12.

4. Бондаренко А.К. Словесные дидактические игры / А.К.Бондаренко. - М.: Наука, 1984.

5. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС" 2004.

6.  Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду - 2005-№ 4.

7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дворик детства"

Что послужило основанием для решения проблемы правильной организации среды?     Рядом с детским садом нет ни сквера, ни парка, ни водоема. Поэтому мы стараемся оградить детск...

Презентация "Спортивный дворик"

Презентация "Спортивный дворик" - это краткий обзор организации спортивной площадки в детском саду. Фотографии иллюстрируют организацию летней-оздоровительной работы в  МБДОУ "Детский сад комб...

Наш маленький дворик

Данный проект поможет организовать оформление придворовой территории ДОУ...

Проект "Речевой дворик"

До проектная деятельностьМотив:   Наблюдался недостаточный запас знаний детей о домашних животных и птицах, низкий уровень произносительной стороны речи.Модель  трех вопросов. Что ...

Любимый мой дворик (инсценировка стихотворения)

Данный материал можно использовать для проведения мероприятий, посвященных Дню города (занятия, концерты, родительские собрания и т. д.)...

Комплексное занатие "На бабушкином дворике" 2 младшая группа.

Комплексное занятие с использованием нетрадиционных техник рисования (пластелиновая живопись)...

Макет для группы раннего возраста "Дворик"

Актуальность нашей работы определяется тем, что макетирование имеет большое значение для формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников.  В этот период происходит объе...