Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
по окружающему миру (старшая группа) по теме

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды, потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programnoe_soderzhanie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды, потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать.

Материал: прозрачные пластиковые стаканы и бутылочки, подносы, салфетка для фильтрования; вода, соль, сахар, мука; ноутбук; фонтан (модель).

Последовательность работы:

Воспитатель. Сегодня к нам пришли гости. Они принесли подарок (волшебная шкатулка загадок).

Сейчас нас ждут интересные загадки. Попробуйте их отгадать. Правильный ли вы ответ дали, можете проверить, посмотрев на экран. Слушайте первую загадку, будьте внимательны!

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

                           (Дождь.)

Воспитатель. Сейчас на экране мы увидим картинку-отгадку. Вы ответили правильно. А вот вторая загадка.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые…….

                          (Снежинки.)

Верно! Теперь следующие загадки. Будьте внимательны!

Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья,

Без труда отыщет кров

Среди веток и стволов.

                           (Снег.)

Рыбам жить зимой тепло,

Крыша - толстое стекло.

                            (Лёд.)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

                            (Иней.)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Видно стало далеко.

                           (Туман.)

То спокойная, то шумливая,

И широкая и красивая.

Любят плавать в ней и нырять,

Огороды, сады её водой поливать.

                             (Река.)

Воспитатель. Молодцы! Вы быстро отгадали загадки. Хочу пригласить вас в нашу лабораторию.

Что делают в лаборатории? (Ответы.) Правильно, проводят опыты, эксперименты.

Представьте себе, что вы юные учёные.

Наденьте фартуки!

Вспомните, как нужно работать в лаборатории. (Дети повторяют правила: нужно быть аккуратными, внимательными и работать осторожно.)

Ребята, посмотрите, какой необычный предмет появился в нашей лаборатории.

Давайте подойдём ближе и рассмотрим его, он нам подскажет, с чем мы сегодня будем проводить эксперименты.

                        Дети подходят к фонтану.

Воспитатель. Что это?

Дети. Фонтан.

Воспитатель. А что льётся в фонтане?

Дети. Вода.

Воспитатель. Правильно, значит с чем мы сегодня будем проводить опыты?

Дети. Сегодня мы будем проводить опыты с водой.

Воспитатель.  Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

Дети.  Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт.

Воспитатель.  Скажите, какие свойства воды мы уже знаем.

Дети.  Вода не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и вкуса. Вода льётся, течёт.

Воспитатель.  Значит,  вода жидкость. Она не имеет собственной формы. Сегодня мы с вами откроем ещё одну тайну воды.

У вас на столе находятся подносы со стаканами, в которых находятся разные вещества.

Будьте внимательны: в стакане с красной полоской находится сахар, в стакане с оранжевой полоской – соль, а в стакане с синей полоской – мука.

Запомнили, в какой посуде что находится?

Воспитатель напоминает о том, что нужно соблюдать правила безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться); нюхать их нужно осторожно, ладошкой направляя запах в сторону от стакана: вещества могут быть едкими и обжечь дыхательные пути.

 

Воспитатель. Обратите внимание, у вас на столах находятся стеклянные баночки с водой. Попробуем растворить вещества в воде. В стакан с солью налейте воду и хорошо размешайте ложкой.

Самостоятельная работа детей (размешивание соли в воде).

Воспитатель. Что случилось с солью?

Дети. Соль растворилась в воде.

Воспитатель. Теперь налейте воду в стакан с сахарным песком и размешайте. Что случилось с сахарным песком?

Дети. Он растворился в воде.

Воспитатель. А теперь налейте воду в стакан с мукой и размешайте. Что произошло с мукой?

Дети. Мука тоже растворилась в воде.

Воспитатель. Значит, соль и сахар в воде растворяются. При этом какая вода в стакане?

Дети. Вода в стакане прозрачная.

Воспитатель. Верно! Мука тоже растворилась в воде. Какая вода в этом стакане?

Дети. Вода мутная.

Во время работы дети пользуются салфетками, чтобы вытереть нечаянно пролитые лужицы воды.

Воспитатель. Да, вода мутная, но её можно очистить с помощью фильтровальных салфеток, которые лежат на подносах. Это самый простой способ очистки воды.

Давайте проведём эксперимент.

Воспитатель показывает, как установить салфетку в воронку, затем вставить воронку в чистую банку.

Воспитатель. У всех всё получилось правильно. Какие вы молодцы! Понаблюдаем, как работают наши фильтры. Осторожно, понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети. Вода стала чистой

Воспитатель. Куда делась мука?

Дети. Вся мука осталась на фильтровальной салфетке.

Воспитатель. Мы провели опыты. О каком свойстве воды вы сегодня узнали?

Какую тайну воды открыли?

Дети. Вода растворяет соль, сахар, муку.

Воспитатель. Есть разные фильтры для очистки воды. Один вы увидели у нас в лаборатории. Мы узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из подземного водохранилища. Затем она попадает в специальные водоочистительные станции, где с помощью фильтров, похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, других примесей. И только после этого вода попадает в водопровод. Человек не может жить без воды. А какая же всё-таки бывает вода?

Игра «Какая бывает вода?»

Дети встают в круг, воспитатель-перед ними с волшебной палочкой. Он задаёт вопрос и передаёт палочку одному из детей. Тот отвечает на вопрос «Какая бывает вода?» и возвращает воспитателю палочку. (минеральная, речная, водопроводная, родниковая, безвкусная, морская, прозрачная)

После игры воспитатель предлагает детям подойти к фонтану.

Воспитатель. Вода-самое удивительное вещество на планете. Вспомним ещё раз чудесные свойства воды.

Дети. Вода-жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Её можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель. Вода добрый друг и помощник человека. Без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Игра «Телеграф».

Дети выстраиваются друг за другом, перед первым ребёнком тазик с песком.

Последний ребёнок, рисует пальчиком на спине впереди стоящего - солнышко.

Рисунок передаётся другому (прогнозирование следующего эксперимента).

Воспитатель. Как вы думаете, с каким веществом мы будем работать в следующий раз?

Дети. С песком.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Золотой петушок» город Ртищево Саратовская область

Организация поисково-исследовательской деятельности детей

«Волшебница вода»

 

старший дошкольный возраст

Воспитатель: Дворянкина. С. М.

25.04.2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания - наша задача. Ведущую роль в этом процессе играет поиск...

«Организация поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания - наша задача. Ведущую роль в этом процессе играет поиск...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТОВ И НАБЛЮДЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Здесь вы найдете перспективный план экспериментальной деятельности (опытов и наблюдений) на год в первой младшей группе, в котором по месяцам расписаны задачи и названия опытов, проводимых с детьми....

Тематический план по организации поисково - исследовательской деятельности детей первой младшей группы

Организация поисково - исследовательской деятельности детей первой младшей группы...

Организация поисково – исследовательской деятельности детей дома ( рекомендации родителям )

Реб                         Ребёнок стремится понять, как устроены предметы, узнать что - то новое о мире, получить представления о разных с...

Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.Р...