Прогулка - одно из самых главных условий воспитания здоровых детей
учебно-методический материал по окружающему миру по теме

Петракова Юлия Петровна

Информационный материал для воспитателей на тему: "Прогулка - одно из самых главных условий воспитания здоровых детей"

Педагогический диктант для воспитателей: Тема "Прогулка"

Информационный материал для воспитателей на тему: "Какие советы и рекомендации можно дать родителям по проведению прогулки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Золотой петушок», филиал детский сад «Тополек»

Доклад по теме:

«Какие советы и рекомендации можно дать родителям по проведению прогулки с детьми».

                                                                                             Подготовила воспитатель

 Петракова Юлия Петровна

                                                                     1 категория

с. Новобатайск

Какие советы и рекомендации можно дать родителям по проведению прогулки.

Ни для кого ни секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, развивает любознательность. В процессе познания у детей вырабатывается приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней, а прогулки в природу благотворно влияют на здоровье человека.

Мы, взрослые люди, вечно спешим, куда-то торопимся, а все же стоит порой остановиться, присмотреться, насколько интересной жизнью живут наши дети, как беззаботно счастливы они в условиях природного окружения.

Наши малыши, как муравьишки всегда найдут себе занятие, постоянно возятся с чем-то, что-то мастерят, придумывают, рассматривают, куда-то бегут.  И все же без нашей помощи им явно не обойтись. А вот, как осуществлять эту помощь, не подавляя собственной активности ребенка, быть ему мудрым и добрым учителем? Эта задача не каждому по силам. Но все же мы учимся у жизни каждый день и каждый час, а порой и сами дети учат нас. Постараемся понять, чем мы можем быть полезны ребенку на прогулке.

Итак:

 - Прогулка – это прежде всего общение с детьми, она помогает установлению дружеских отношений с ребенком,  в основе которых лежит взаимопонимание.

Дети часто задают нам вопросы: почему? Для чего? Зачем? Что это? И поэтому мы дошкольников часто называет «Почемучками» («Почему трава зеленая?», «Почему птицы летают?», «Почему летом не бывает снега?»). Много вопросов осуществляется на взрослого, если взрослый занят, то ребенок часто начинает раздражать

, и взрослые начинают отвечать ребенку: «Отстань», «Вырастешь – узнаешь», «Сам не знаю». Эти ответы смогут убить желание к знанию, сделать ребенка равнодушным. Еще хуже «Отбить» желание у ребенка обращаться к взрослому с вопросами и просьбами. (Взрослые все равно не помогут   и не ответят!).  

Во время прогулки, взрослый может посвятить это время только своему малышу, ответить на его вопросы, если затрудняется с ответом сказать: «Я не знаю сейчас ответ, но я обязательно его найду (или мы с тобой поищем в книгах, энциклопедиях)». И вы должны обязательно найти ответ, сдержать слово, данное ребенку.

Не стоит сразу давать ребенку готовый ответ. Возможно, даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает  ответ. Правильный ответ доставит малышу удовольствие. Можно ребенку предложить самому найти ответ, понаблюдай за интересующим его явлением.

Возможно, не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопрос, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.

Запомните! Чем больше вы слышите «Почему?»   от вашего ребенка, тем лучше  развит ваш малыш, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Во время прогулки необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению, что способствует развитию наблюдательности, познавательной  активности.

Увлекательную прогулку можно устроить по пути домой, в детский сад;  работая дома в огороде, саду; поехав с ребенком на реку, на поле, в парк,… Возможно, организовать наблюдение с ребенком:

Виды наблюдений.

  1. Живая природа.
  1. Цветы, трава:  Садовые, луговые, лесные цветы. Учите название 2-3 растений. Учить называть части растения (цветок, стебель, лист, корень); ухаживать за садовыми цветами, не мять, не рвать без надобности. Предложить понюхать и сравнить запахи цветов (у каждого свой аромат). Обогащайте словарный запас ребенка.
  2. Овощи, фрукты, ягоды:  Закреплять названия,  уточнять характерные  признаки:  цвет,  форму, величину,  запах,  вкус. Уточните,  что можно  приготовить и каждого плода.
  3. Листья, дерево, куст: Учите уточнить форму и величину листьев, различать дерево и куст, учить названия деревьев. Учить определять: лист, широкий – узкий, дерево  высокое – низкое, стол тонкий – толстый.
  4. Шишки, желуди, каштаны: Используются для обогащения тактильных ощущений в самостоятельной деятельности детей,  как дополнительный материал при обучению счету. Объяснить, что .это плоды деревьев, из них вырастут новые деревца. (какие?)
  5. Грибы: Под строгим контролем, рассмотреть грибы. У как чаще встречаются поганки (ложные опята), объяснить, что в природе их едят насекомые, животные в лечебных целях.

2.Наблюдение за животными. 

1.Коза с козленком, корова с теленком…

Дети уточняют, как зовут маму и папу, детеныша животного; Имитируют их движение, голосовые реакции. Называют отличительные признаки животного: 4 ноги (копыта), 2 уха, 2 глаза, шерсть и зубы. Знают, что это – домашние животные, в зоопарке дикие животные.

Вспомнить сказки о животных «Колобок», «Лиса и заяц», «3 Медведя», уточнить, какие животные живут в лесу.

3.Наблюдение за птицами. 

Курица, петух, гусь, утка.  Дети с удовольствием называют домашних птиц, отличают цвет оперения каждого, называют птенцов, имитируют голоса птиц; уточняют, кто из них плавает, кого как подзывают люди, перечисляют отличительные признаки: 2 ноги, 2 глаза, перья, клюв, зубов нет.

В природе понаблюдать за сороками, дятлами, воробьями, послушать кукушку.

4.Наблюдение за рыбками.

У водоема рассмотреть рыбу в садке. Назвать отличительные признаки: живет в воде, хвост. Глаза, плавники, чешуя; чем питается.

5.Набюдение за лягушками и ежами.

После дождя понаблюдать, как скачут лягушки, около водоема – как плавают. Вечером послушать кваканье.

При встрече с ежом, рассмотреть ежа, стараться не мешать ему.

Рассказать о пользе животных, учить бережно обращаться с ними.

  1. Наблюдение за насекомыми.

Шмель, оса, пчела – в присутствии взрослого, на некотором отдалении. Разъяснить: они заняты серьезным делом, мешать не следует, иначе ужалят.

Подчеркивайте: все на белом свете могут и должны жить друг с другом в мире.

Бабочки, мотыльки Объяснить, чем заняты, полюбоваться окраской крыльев. Спросить у детей, почему они не подпускают к себе так близко, как пчелы и осы?

Почему нельзя брать руками. (Можно рассказать этапы развития насекомых).

Кузнечик прислушаться к стрекотанию, понаблюдать, как скачет, прячется в траве. Вызвать доброе отношение к безобидному существу.

Божья коровка, майский жук, муравей. Можно использовать для наблюдения лупу, рассмотреть строение тела. Уточнить: ножки, усики, как ниточки или паутинки. Рассказать, какую пользу приносят. Вызвать уважение к крошечному труженику.

Неживая природа.

Сезонные погодны явления.  Почему все живое радуется погожему деньку, чем хорош летний дождь. Что такое закат, рассмотреть цвета вечернего неба. Рассмотреть  радугу.

Объяснить  связь сезонных и погодных явлений с одеждой людей.

Стихотворения, загадки, песни помогают детям быстрее осознать сезонные явления, заполнить времена года.

Природные материалы (камешки, ракушки, вода, песок, глина). Использовать для упражнения в тактильных ощущениях, а так же в самостоятельной деятельности.

Наблюдение за трудом взрослых.

Взрослые ухаживают за животными и птицами, и тут же дети начинают принимать активное участие в этом процессе.

Ребенок требует, чтобы и ему разрешали поливать огород, клумбу, для того следует приобрести ребенку лейку, ведерко. Помогать чистить снег, подметать двор.

Ребенок будет счастлив, если он будет работать со взрослым.

Это поможет формировать положительные качества у ребенка: аккуратность, дисциплинированность, собранность, умение добиваться результатов, сопереживать всему живому, проявлять истинную заботу от окружающих.

Очень хорошо нарисовать дома увиденное на природе и с натуры. На природе можно рисовать даже присев на скамейку, на пенек, или лежа на одеяле.

Собирайте рисунки детей, это  позволит вспомнить зимой воспоминание о лете, осени.

Делайте из природного материала, собранного на прогулке, интересные и забавные поделки.

Почитайте на свежем воздухе.

Незабываемыми останутся пикники на свежем воздухе (только уходя, не забывайте забирать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе).

Вечером после ужина можно вместе с папой (бабушкой, дедушкой) посидеть, вспомнить, что интересного прошло за день.

Пусть наши дети всегда будут уверены в том, что завтра наступит удивительный, интересный, богатый событиями новый день.

МБДОУ детский сад «Золотой петушок», филиал детский сад «Тополек»

Доклад по теме:

«Прогулка – одно из самых главных условий воспитания здоровых детей»».

                                                                                             Подготовила воспитатель

 Петракова Юлия Петровна

                                                                     1 категория

с. Новобатайск

Прогулка – одно из самых главных условий воспитания здоровых детей.

Одно из самых главных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Закаливающие действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка.

Непременным условием всестороннего успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является сочетание необходимых структурных компонентов:

- разнообразные наблюдения;

-дидактические занятия;

-трудовые действия на участке;

-подвижные игры и игровые упражнения;

-самостоятельная игровая деятельность;

-индивидуальная работа по развитию физических качеств ( и др.)

                                Этапы прогулки:

  1.  Подготовка к прогулке:
  • Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе.
  • Создать интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед, мотивация деятельности на прогулке:

            Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, проверим, нет ли                                         Мишкиной берлоги у нас в детском саду. Или: Покажем наш участок кукле    Кате…

Заинтересовывающий момент: Сегодня у нас на клумбе произошло чудо, мы сейчас пойдем на прогулку и посмотрим, что же там произошло…

Можно дать детям задачу наблюдения: Мы выйдем на прогулку и попробуем найти лекарственные растения…

  • Игровой материал для прогулки готовится заранее (игрушки, спорт. инвентарь, материалы для изодеятельности, материалы для экспериментирования…).

Выносной материал можно сделать своими руками: султанчики, занимательные мишени, фанерные силуэты домов, животных, транспорта, шапочки-маски для подвижных игр, нагрудные знаки, рули.

Можно подготовить игровой материал вместе с детьми (вместе со сказочным героем), а вынести его поможет ребенок, который быстрее и красивее всех расставил игрушки или быстрее и аккуратнее всех оделся.

  • Одевание: учить правильно одеваться в определенной последовательности. Выход на прогулку.

- Напомнить, уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.

- Проследить, чтобы каждый ребенок был около своего шкафа;

- Следить за тем, чтобы дети не разбрасывали одежду, а брали е в последовательности одевания. Объяснить, напомнить, уточнить (в зависимости от группы детей) последовательность одевания: сначала надо снять и поставить в шкафчик сменную обувь; надеть колготки, штанишки, затем свитер (кофту), шапку, куртку (пальто), завязать шарф; одеть обувь, в последнюю очередь варежки (перчатки).

- Напомнить о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините». Учить помогать друг другу.

- Для закрепления последовательности одевания используют игры:  «Волшебные часы» (последовательность одевания в рисунках). «Поможем одеться  Куки», «Найди следующую картинку».

Итак, приемы, используемые при одевании: игровые, словесные, наглядные, практические.

- Далее воспитатель с большинством детей  выходит на участок (примерно 2/3 группы), остальной части детей помогает одеться помощник воспитателя и выводит оставшихся детей на прогулку.

3. На прогулке воспитатель проводит наблюдения (групповое, индивидуальное, подгрупповое).

4. Подвижные игры – 2-3 большой подвижности, 2-3 малой подвижности и средней (дидактические занятия  и упражнения); игры на выбор детей.

5. Труд на участке:  мотивация деятельности детей; определение объема работы; распределение обязанностей; подготовка оборудования; выполнение трудовых операций; уборка оборудования; оценка деятельности.

Например:  

- Убираем шишки на участке, чтобы не упасть, чтобы было красиво, поможем дворнику.

- Убираем на игровой площадке и клумб в старшей группе.

- Саша и Дима, берите ведра, все остальные дети будут собирать шишки и носить в ведра.

- (Ведра возле ступенек).

- Собрали шишки, выбросили в бак для мусора.

- Поставили ведра на место,

- Оценили работу: кто как работал, стало чисто, красиво, дворник будет благодарен.

6. Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств.

7. Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для развития сюжетно-ролевых игр; игры с природным материалом (шишки, листья осенью, камешки, песок), другие виды деятельности: рисование, лепка и т.д.

- в это время воспитатель может провести индивидуальную работу по изобразительной деятельности; развитию речи, театрализации, в теплое время года; игры с водой и песком, экспериментирование; лепку снеговика, крепости – зимой.

Последовательность структурных компонентов прогулки зависит от предыдущего занятия и погодных условий.

  • Так,  если в холодное время дети находятся на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке следует вначале провести  подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям.
  • Если до прогулки было физкультурное, музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений; спокойных игр.

В любом случае воспитатель должен следить за безопасностью всех видов деятельности; учить детей не кричать без надобности на прогулке (исключения: соревнования), дышать носом.

Воспитатель должен внимательно наблюдать за детьми, чтобы не было переохлаждения или теплового удара.

Следует помнить, зимой рекомендуется прогулки при температуре не ниже -15 градусов. Не следует гулять с детьми при сильном ураганном ветре, ливне.

Помните, что за 30 минут до конца прогулки, нужно перевести детей на более спокойную деятельность; можно провести беседы, спокойные игры.

Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью.

(Хорошо иметь картотеки разных видов игр, картотеки развития движений детей в разные сезоны; картотеки литературного материала: стихов, поговорок, пословиц, загадок о временах года, растениях, животных, явлениях природы).

8.Возвращение с прогулки.

- По возращению с прогулки учите детей самостоятельно, последовательно раздеваться.

Приемы (последовательность раздевания).

- игры «Волшебные часы», «Лесенка», «Найди следующую картинку», «Помоги мишке раздеться».

- Учить детей аккуратно убирать вещи в шкаф. Воспитывать бережное отношение к личным вещам. При необходимости, предложить детям навести порядок в шкафчике.

- Помните! Ответственны за личные вещи детей прежде сего воспитатели, помощник воспитателя.

- Обязательно переодеть ребенка, если он вспотел, высушить мокрые вещи, варежки!

- Обязательно вымыть руки с мылом!

- Целесообразность одежды воспитателя, ее удобства на прогулке.

Часто время пребывания детей на воздухе сокращается по той причине, что педагог, легко одевшись, замерзает или выходит на участок в одежде и обуви, не позволяющей ему вести подвижные игры, забавы, строить снежные постройки.

- Самая эффективная форма методической помощи – организация открытых просмотров прогулок в разные сезоны.

Структурные компоненты прогулки:

- разнообразные наблюдения;

- дидактические занятия;

- трудовые действия на участке;

- подвижные игры и игровые упражнения;

- самостоятельная игровая деятельность;

- индивидуальная работа; работа по развитию физических качеств, развитие речи, ИЗО (в теплое время года).

Этапы прогулки:

  1. Подготовка к прогулке:

- уборка игрушек,

- создать интерес к прогулке,

- отбор игрового материла,

- посещение туалетной комнаты,

2. Одевание: последовательность, выход на прогулку.

3. Наблюдение.

4. Подвижные игры, дидактические игры, игровые упражнения.

5. Труд на участке.

6. Индивидуальная работа.

7. Самостоятельная деятельность.

8. Возвращение с прогулки: последовательное раздевание; мытье рук.

Педагогический диктант

для воспитателей.

Тема: Прогулка.

Педагогический диктант.

Тема: Прогулка.

1.В чем заключается  подготовка воспитателя к проведению прогулки?

2. Структурные компоненты прогулки.  

3. Этапы прогулки.

4. Какие вы знаете приемы одевания (игровые, словесные, наглядные, практические).

5. Какие виды наблюдений вы проводите на зимней прогулке, в теплое время года?

6. Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать с детьми зимой на прогулке, в теплое время года?

7. Какие игры-забавы вы используете на прогулке в теплое время года, зимой?

8. Какие советы и рекомендации вы можете дать родителям по проведению прогулки с детьми в зимнее время?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Закаливание, как одно из самых важных условий сохранения здоровья"

Закаливание-это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам...

Консультация для родителей на тему: "Закаливание, как одно из самых важных условий сохранения здоровья"

Закаливание-это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "САМОЕ ГЛАВНОЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ - ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ И ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР"

ПАМЯТКА ПОМОЖЕТ МОЛОДЫМ ПЕДАГОГАМ НАЙТИ ПОДХОД К СВОИМ ВОСПИТАННИКАМ, ЧТОБЫ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ БЫЛА РАДОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ....

7 апреля-Всемирный День здоровья. Здоровье - одно из самых главных ценностей в человеческой жизни.

Мы с удовольствием присоединились к акции флешмоба, объявленной отделом Образования, г.Новошахтинск.С этой зарядки надо начинать день. Это способ физической разгрузки и утренняя гимнастика под м...

"Мелкая моторика-одна из самая главная игровая деятельность дошкольника".

Материал для родителей : "Мелкая моторика-одна  из самая главная  игровая деятельность дошкольника."...

Здоровье — одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней — здоровую планету.

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые, и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни. Что же это такое – Здоровый Образ...