Проект: «Формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста на экологической тропе».
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Артемьева Татьяна Васильевна

Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Формирования

экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста на экологической тропе».

Содержание проекта:

I.1. Актуальность проблемы.

I.2. Цель создания экологической тропы в ДОУ.

I.3. Задачи создания экологической тропы в ДОУ.

I.4. Объект исследования.

I.5. Предмет исследования.

I.6. Гипотеза.

I.7. Участники проекта.

I.8. Сроки реализации.

II. Этапы проекта:

II.1. Подготовительный (диагностический).

II.1.1. Изучение методической литературы по проблеме исследования.

II.1.2. Детальное обследование территории детского сада и выделение места для наиболее интересных объектов экологической тропы.

II.1.3. Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы.

II.2. Основной (практический).

II.2. 1. Выбор хозяина точек тропинки.

II.2. 2. Разработка макета и составление паспорта всех точек тропинки.

II.2. 3. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков.

II.2. 4. Мероприятия с детьми.

II.3. Заключительный.

Ожидаемый результат.

III. Выводы.

I.1. Актуальность проблемы: "Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Для углубленного изучения основ экологии реализуется программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». При написании проекта мы следовали следующим педагогическим принципам:

  • системность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • сезонность.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период   бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания является содержательным элементом экологического воспитания дошкольников.  

I.2. Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Условиями реализации цели проекта необходимо считать следующие:

1. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса экологического воспитания и развития детей.

2. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

3. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели проекта по экологическому воспитанию детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

4. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.

5. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.

I.3. Задачи:

Приложить силы к формированию нового поколения созидателей, хранителей и творцов жизни;

  • Способствовать внедрению и развитию вариативных форм работы с детьми;
  • Способствовать повышению уровня профессионально

подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

  • Учить детей оценивать воздействие человека на природу;
  • Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;
  • Обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
  • Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края;
  • Воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины;
  • Повысить экологическое просвещение родителей;
  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

I.4. Объект исследования: Система экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.

I.5. Предмет исследования: Условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование дошкольников.

I.6. Гипотеза: Если создать экологическую тропу на территории ДОУ, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей.

I.7. Участники проекта: педагоги, дети, родители.

I.8. Сроки реализации: июнь 2012– июнь 2013г.

 

II. Этапы проекта:

 

II. 1.Подготовительный – диагностический этап:

II.1.1.Изучение методической литературы по проблеме исследования.

  • З.Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М.: «Сфера» 2011г.;
  • Н.Ф.Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М.: «Просвещение» 1993г.;
  • А.С.Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г.;
  • А.И.Иванова. «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г.;
  • С.Н.Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г.;
  • Н.А. Рыжова. «Наш дом природа», М.: 2005г.;
  • Н.А.Рыжова. «Что у нас под ногами», М.: 2005г.;
  • Н.А.Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М.: 2006г.;
  • И.Урмина, Т.Данилина. «Инновационная деятельность в ДОУ», М.: 2009г.
  • Л.Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г.;
  • П.Г.Федосеева. «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г.

II.1.2.Детальное обследование территории детского сада и выделение места для  объектов экологической тропы.

Площадь земельного участка ДОУ:

Фактически: 30 кв.м.

Застроенная: 1715,9 кв.м.

Замощённая: 2360 кв.м.

Озеленённая: 20 кв.м.

Обследуя территорию ДОУ мы разработали маршрут, который проходит через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность и на котором дети получают устную (с помощью воспитателя) или письменную (стенды, знаки и т. п.) информацию об этих объектах.

II.1.3.Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы.

Создавая экологическую тропу, мы пытались воссоздать фрагменты разных растительных сообществ, сообществ животного мира, характерных для нашего района, что поможет педагогам в дальнейшем познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами района, включающий такие понятия как, смешанный лес, озеро, берлога, и др.

Картосхема экологической тропы:

1. Точка «Неболей-ка»;

2. Точка «Фитоогород»;

3. Точка «Рябинка»;

4. Точка «Медвежья берлога»;

5. Точка «Озерцо»;

6. Точка «Огород»;

7. Точка «Альпийская горка».

II. 2.Основной – практический этап:

II.2. 1. Выбор хозяина тропинки.

Экологическая тропа состоит из 8 точек. Мы решили, что каждая точка тропинки будет иметь своего хозяина, который характеризует или является символом данной местности. Так, название точек «Неболей-ка» и «Фитоогород» сразу натолкнуло на мысль, что её хозяином должен стать любимый детьми сказочный герой доктор Айболит, хозяином точки «Рябинка» стала перелётно-кочующая птица – свиристель. Хозяином точки «Медвежья берлога» стала бурая медведица. Точку «Озерцо» украшает красивая птица – журавль, а на точке «Огород» живёт весёлое пугало. Хозяином точки «Альпийская горка» стал сибирский горный козёл, занесённый в Красную книгу.

II.2. 2. Разработка макета и составление паспорта всех точек тропинки.

Точка №1 «Неболей-ка»

На тропинке детей встречает Айболит, предлагая детям совершить прогулку босиком (в летний период) по разной поверхности: через речку по мосту, сложенному из брёвен, прошагать по гальке, по песку, по каменным следам «Великана», по еловым шишкам, что будет способствовать укреплению здоровья детей,   профилактике плоскостопия (массаж стоп при ходьбе по разной поверхности), профилактике простудных заболеваний.

Точка №2 «Фитоогород»

Точка оформлена в форме солнца. В каждом лучике растут   лекарственные растения: зверобой, мята, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка.

Точка №3 «Рябина»

Рябина посажена выпускниками детского сада и их родителями в мае 2010-2011гг.

Точка №4  «Медвежья берлога»

Берлогу мы планируем сделать на основе металлического каркаса куполовидной формы. Каркас покрыт зелёными сайдинговыми панелями. Имеет сквозной проход. Внутри берлоги маленький медвежонок. Рядом с берлогой растут 2 ёлочки, дубок и берёзка. Около ёлочки стоит медведица (хозяин точки).

Точка №5 «Озерцо»

Макет точки представляет собой озеро (пластиковая ёмкость, вкопанная в землю и заполненная водой). Около озера стоит журавль – хозяин точки экологической тропы. По краю озера насыпан песок с гравийкой, в северной его части лежит несколько камней осадочной породы. С южной стороны озера растут березки и папортник - характерная для этой местности растительность.

Точка №6 «Огород»

Грядки на огороде приподнятые, с деревянным бордюром (закруглённые дощечки высотой 20см, шириной 15см.) в форме дуги (лепестков цветка) и разделены на 2 части. Каждая часть поделена ещё на 4 части и имеет такие же деревянные перегородки. На каждой грядке растут: укроп, свёкла, морковь, лук, чеснок, редис, помидоры, огурцы. Справа от грядок - картофель, капуста.

Правее от посаженного картофеля и капусты установлена теплица, внутри которой растут огурцы, помидоры и др. Это позволит проводить с детьми наблюдения за ростом растений в разных температурных условиях.

 

Точка №7 «Альпийская горка»

Мы считаем, что альпийская горка, имитирующая горный пейзаж будет украшением нашего детского сада. Наш вид альпинария – классический. Представляет собой сооружение, имеющее вид «праздничного пирога». В верхней части альпинария установлена глыба конической формы, на которой стоит «сибирский горный козёл» - хозяин этой точки. Для отделки альпинария использован искусственный отделочный камень, который выложен по контуру.

Мы планируем посадить растения: петунию, анютины глазки. Они наиболее неприхотливы для нашей местности, цветут всё лето и первую половину осени. Это позволит знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживать интерес к жизни растений, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту.

II.2. 3. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков.

Таблички рисовали дети старшей и подготовительной групп, с помощью воспитателей.

Знаки:

  • Ходить по тропинкам.
  • Не ломать ветки деревьев.
  • Не топтать цветы, травы.
  • Не кричать, не включать громко музыку.
  • Не лезть в птичьи гнезда.
  • Не ловить насекомых.
  • Не разрушать грибницы.
  • Не ловить мальков и лягушек.
  • Не рвать паутинки.
  • Не оставлять не затушенных костров.
  • Не разорять муравейники.

II.2. 4. Мероприятия с детьми.

  • Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Моя, родная!»

  • Занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Наша Родина».

  • Роспись камней детьми.

II. 3.Заключительный этап

Ожидаемый результат.

Экологический проект формирует активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений.

Участие в оборудовании развивающей экологической среды, освоение новых форм работы повышает уровень экологической культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов.

Перспектива на будущее.

Разработка мероприятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на основе экологической тропы (план наблюдений за объектами живой и неживой природы)

 

III. Выводы.

Анализ результатов работы на видовой точке «Неболей-ка» показал положительную динамику изменения отношения детей к природе, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического образования в рамках реализации проекта «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам» эффективна.

 

Список использованной литературы:

  1. Грехова Л.И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
  2. Захлебный А.Н. На экологической тропе Москва, 1981
  3. Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
  4. Саморукова П.Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983
  5. Виноградова Н.В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
  6. Елкина Н.В, Мариничева О.В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
  7. Николаевой С.Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»
  8. Рыжовой Н.А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста.

Работа с детьми по изучению родного края и его природы....

Опыт работы: Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста

Формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края....

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»

Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста».

Воспитание патриотических чувств и любвик родному краю у детей дошкольного возраста, его содержание, формы и методы....

«Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...