Буклет для родителей "Экологическое воспитание как средство формирования лексико - грамматических навыков у дошкольников"
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Самохина  Ирина Евгеньевна

Буклет для родителей "Экологическое воспитание как средство формирования лексико - грамматических навыков у дошкольников", в котором рассмотрен ряд вопросов, которые помогут родителям в развитии у ребёнка внимания, любознательности, в воспитании любви к природе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklety.docx821.83 КБ

Предварительный просмотр:

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребёнком. Разнообразны и природные материалы, с которыми дети любят играть. Дети общаются с природой в разное время года. Предметы и явления природы наглядно предстают перед ними. У детей формируются первоначальные, конкретные и яркие представления о ней, которые в дальнейшем помогут увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Через общение с природой происходит речевое развитие ребёнка. Поэтому экологическое воспитание начинается в дошкольном возрасте.

Богат, прекрасен и разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача взрослых. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы бережного отношения к природе. Через ознакомление ребёнка с природой происходит развитие речи, осуществляется коррекция сложных речевых расстройств.

Вашему вниманию предлагаем примерный ряд вопросов, с помощью которых вы, вместе с ребёнком,  можете наблюдать за природой, её явлениями и развивать лексико - грамматический строй ребёнка.

«Гуляй да присматривай вместе с ребенком!»

  1. Какая рыба вьет гнездо?
  2. Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке, в песке?
  3. Какого цвета яйца у этих птиц?
  4. Какие ноги вырастают у головастиков раньше – передние или задние?
  5. Чем отличается (по виду) гнездо городской ласточки (воронок: хвост короткий) от гнезда деревенской ласточки (касатка: хвост вилочкой)?
  6. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей?
  7. Почему гнезда зяблика, щегла, пеночки-пересмешки так мало заметны на ветвях?
  8. Все ли птицы выводят птенцов один раз за лето?
  9. Есть ли у нас хищные растения?
  10. Кто строит себе дом из воздуха?
  11. Птенцы какой птицы не знают своей матери?
  12. Птенцы какой птицы шипят из дупла?
  13. Как различить старого и молодого грача по их носам?
  14. Какая рыба заботится о своих детях, пока они не вырастут?
  15. Что случается с пчелой после того, как она ужалит?
  16. Куда «лицом» обращена головка подсолнечника в полдень?
  17. Какие звери летают?
  18. Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?
  19. Зачем куры перед дождем ощипываются?
  20. Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник?
  21. Что ест коромысло (стрекоза)?
  22. Какой хищный зверь падок до малины?
  23. Где летом лучше всего наблюдать следы птиц?
  24. Какого цвета самый крупный из наших дятлов?

Буклет для родителей №1

Составили: Логинова Е.А.

                        Самохина И.Е.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присуще всем людям к познанию, самоорганизации, саморазвитию.

        Одним из эффективных средств речевого развития детей является ознакомление с природой. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчёркивал К.Д.Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы и «.. составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит личность, то есть истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».  Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё, что есть в речи логического … проистекает из наблюдений человека над природой..», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме» связи явлений и предметов природы.

        Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон.

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров опытов, которые вы можете провести дома вместе с ребёнком.

  1. Определение того, с какой стороны листа в растение проникает воздух

Цель.  Узнать, с кокой стороны листа в растение проникает воздух.

Материалы.  Цветок в горшочке, вазелин

Процесс. Намажьте толстый слой вазелина на верхнюю сторону четырех листочков растения. Намажьте толстый слой вазелина на нижнюю сторону других четырех листочков. Ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу?

Итоги. Листья, на которые вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.

Почему? Отверстия на нижней поверхности листьев – устьица – служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа излишков кислорода.

  1. Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность земли

Цель. Установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.

Материалы. Земляные черви и земля, полстакана камешков для аквариума.

Процесс. Налить воды в стакан с камешками, пока их не закроет вода. (Объясните, откуда берутся пузырьки воздуха и почему они потом перестают идти.) Налить воды в банку с землей и червями, пока вода не закроет всю землю. Идут ли пузырьки воздуха их земли?  Как черви реагируют на воду?

Итоги. Пузырьки воздуха в течение короткого времени выходят их камешков и из земли. Черви вылезают на поверхность.

Почему? Вода вытесняет воздух из пустот в камешках и в земле, поэтому мы видим поднимающиеся из воды пузырьки воздуха. Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве. Когда идет сильный дождь, часто на поверхности земли можно видеть червей – они вылезают наружу в поисках кислорода.

Буклет для родителей №2

Составили: Логинова Е.А.

                        Самохина И.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды продуктивной деятельности эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников

В процессе продуктивной деятельности  развитие речи осуществляется  в нескольких направлениях:    ...

Буклет "Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями"

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...

Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы

Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...

«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Статья "МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ"

*Копия печатного издания*XIII Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы"https://elibrary.ru/item.asp?id=50237187Стат...


 

Комментарии