Насекомые
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

Веретенникова Елена Михайловна

Конспект комплексного занятия по формированию экологического сознания с элементами логики и развития элементарных математических представлений для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1524






КОНСПЕКТ


комплексного занятия по формированию экологического  сознания с элементами логики и развития элементарных математических представлений для старшего возраста

«Насекомые»

(программа "Развитие")





                                           Конспект составила:                                       
                           старший воспитатель

Веретенникова Е. М.








Москва 2013 г.

Программное содержание

Образовательные задачи:

1. Закрепить представление детей о природе, их знание о насекомых: внешнем виде, образе жизни, повадках: муравьи и бабочки.

2. Закрепить представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания; использование условных обозначений насекомых; построение схемы развития живого организма.

3. Закрепить умение детей работать с моделью типа "кругов Эйлера".

4. Закрепить представление детей о числах: на один больше, на один меньше.

5. Развивать у детей свободу движений, образное мышление, память при проведении физкультминутки и психогимнастики.

Воспитательная задача:

Формировать у детей основы экологической культуры и знания по её охране.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из сказки К. Чуковского "Муха - Цокотуха" и говорит о том, что речь на занятии пойдёт о насекомых. Насекомых очень много и живут они всюду: в лесу, в поле, в саду, в прудах.

- Каких насекомых вы знаете?

- Как их отличить от других животных?

Воспитатель предлагает показать карточки с условным обозначением животных; сосчитать количество ног и показать соответствующую цифру. Сообщает детям о том, что у всех насекомых по шесть ног. Затем предлагает рассмотреть картинки с изображением муравья. Дети рассматривают муравья и определяют, из каких частей состоит тело муравья: голова, брюшко, грудь, ноги. Воспитатель сообщает, что тело муравья состоит из насечек - маленьких частичек. Далее воспитатель предлагает детям послушать и отгадать загадку:

"Не найдешь у нас пилы

Не рубили мы стволы

Не стучали топором,

А под елью вырос дом"

                                                                    (Муравейник)

Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением муравейника.

- Где живут муравьи?

- Из чего они строят муравейник?

- Чем питаются муравьи?

- Почему муравьёв называют санитарами леса? (ответы детей)

- А вот и письмо от дедушки Зная: "Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето 10 миллионов погибших насекомых. Охраняйте муравейники".

Физкультминутка.

- Давайте представим, что мы с вами маленькие муравьишки, мы трудимся, строим себе муравейник и вдруг выбежали из леса и увидели большое поле пушистых одуванчиков.

- Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький как пальчик.

Голова что шар пушистый

Если ветер быстрый, быстрый

На полянку налетит

Всё вокруг зашелестит

Одуванчики - тычинки

(Дети приседают, медленно поднимаются, руки вверх, разбегаются в разные стороны)

Разлетятся хороводом

И сольются хороводом 

(берутся за руки и ходят по кругу).

Одуванчики - это один из первых весенних полевых цветов.

- Какие полевые весенние цветы вы знаете? (ответы детей)

- Какие ещё цветы существуют в природе, кроме полевых? (ответы детей)

Воспитатель предлагает схематично изобразить на бумаге то, о чём сейчас говорили и договаривается с детьми, каким цветом они обозначат полевые цветы, а каким садовые. Например:

                                                      полевые               садовые

Затем воспитатель предлагает детям подумать и ответить на вопрос.

- Какие насекомые похожи на цветы? (воспитатель показывает картинки с изображением бабочек)

- Каких бабочек вы знаете?

- Где чаще всего их можно встретить?

- Для чего они летают от одного цветка к другому? (Ответы детей)

А вот что пишет в письме дедушка Знай: «Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой. Длинные хоботки (словарное слово) нужны им для того, чтобы добывать сладкий нектар (словарное слово) из цветов. Пыльца пристаёт к лапкам и, таким образом, они опыляют цветы, перелетая от одного цветка к другому».

- Давайте подумаем и ответим на вопрос: "Как появляются на свет бабочки?". 

Воспитатель предлагает вспомнить модель роста и развития насекомых, вместе с детьми строит эту модель на доске мелом, а дети на листке бумаги.

 яйцо            личинка         взрослое насекомое

- Каких насекомых вы ещё знаете? (ответы детей)

- Как, всё о чём мы говорили, можно объединить или разъединить и показать на бумаге? Ответы детей

                                           все животные

         

                                          насекомые

                                          муравьи

       

                                 бабочки

Дети строят схему на листе бумаги. После этого воспитатель обращает внимание детей на разложенные на столе цифры. Дети слушают небольшой рассказ - загадку и показывают соответствующую цифру.

- У муравейника трудились муравьи. Их было 8, рядом летали бабочки, и их было на одну меньше. Сколько было бабочек?  (дети показывают карточку). 

Прилетели стрекозки, их было на одну больше, чем муравьёв. Сколько было стрекоз?  (показывают соответствующую карточку).

После этого воспитатель предлагает поиграть с детьми.

"Гусеница"  из книги "Расскажи стихи руками"

Этот странный дом без окон

У людей зовётся "кокон"                      

Свив на ветке этот дом  

Дремлет гусеница в нём                        

Спит без просыпа всю зиму                

Но зима промчалась мимо  

Март, апрель, капель, весна….

Просыпайся соня-сонюшка !

Под весенним ярким солнышком  

Гусенице не надо сна -                                          

Стала бабочкой она!            

                                         

В конце психогимнастики дети "летают" по группе изображая бабочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...