КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ « Ты, цвети моя Кубань!»
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Артамонова Оксана Владимировна

 

Программные задачи:  Продолжать знакомить  детей  со столицей  Кубани - Краснодаром,  ее гимном, с легендой о  Кубани,    с  историей малой родины. Закрепить знания детей о символах Кубани, её историческом прошлом, о казаках - переселенцах, их одежде и традициях. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать познавательный процесс, умение наблюдать и анализировать. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, ее природе, обычаям и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_cveti_moya_kuban.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ  НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

« Ты, цвети моя Кубань!»

Автор работы: Оксана Владимировна Артамонова

                                                 воспитатель МБДОУ детский

                                 сад комбинированного вида № 1 станицы

                                         Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

                                        станица Ленинградская

2013 год.

                   

                        Тема: «Ты, цвети моя Кубань! ».

Программные задачи:  Продолжать знакомить  детей  со столицей  Кубани - Краснодаром,  ее гимном, с легендой о  Кубани,    с  историей малой родины. Закрепить знания детей о символах Кубани, её историческом прошлом, о казаках - переселенцах, их одежде и традициях. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать познавательный процесс, умение наблюдать и анализировать. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, ее природе, обычаям и традициям.

Словарная работа:  Кубань,  Екатеринодар,  казаки,  хата,  амбар,  плетень, хворост, лампасы, холст, папаха, казаки – переселенцы.

Методы и приемы:  беседа,  художественное слово,  вопросы, поощрения, рассматривание иллюстраций, слайдов.

Предварительная работа: посещение музея, рассматривание иллюстраций с изображением Кубанского быта, слайды о Краснодарском крае, стихи, песни, мультимедийная    презентация  с изображением символики  Краснодарского края и станицы.  

 Материал и оборудование: макеты казачьих хат,  куклы одеты в казачьи  костюмы, Книги:  «Казачий семейный альбом», «Краснодарский край», мультимедийная    презентация  с изображением символики Краснодарского края и станицы, звукозапись гимна Кубани.

Ход:   (дети сидят полукругом, входит воспитатель в костюме казачки, читает стихотворение).

Воспитатель: 
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот,
У реки береза-скромница.
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится.
Свой родной кубанский двор,
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
 З.Александрова


Воспитатель: О чем говорится в  этом стихотворении?

Дети:  В этом стихотворении  говорится о Родине.

Воспитатель:   Молодцы, верно. А кто скажет, что такое Родина? Как

вы понимаете слово Родина,  и что она для вас значит?

Дети: Родина - это дом, где мы живём, где живут наши  родственники – мама,

папа, дедушка, бабушка. Это там, где наш детский сад.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Наша маленькая  Родина-это Кубань, а

большая  великая Родина – это Россия. А как называется наш край?

Дети:   Краснодарский край.

Воспитатель: Верно. А  станица, в которой мы живём?

Дети: Станица называется Ленинградская.

Воспитатель: А как раньше она называлась?

Дети: А раньше станица называлась Уманская.

Воспитатель:  Велика и красива   наша Родина! Есть в её наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. Много легенд сложено о нашей Кубани. Одну из них, я  расскажу  вам.

 Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их  дома всегда открыты для  гостей. Гости находили здесь тепло, заботу и внимание. Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей.  Высокая, стройная, круглое личико, длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза.  Самое  удивительное, что девушка любила украшать землю, где жила. Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила тяжёлое впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила  Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями. Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ива зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала   природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле. Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Долгие старания  девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами. Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

Воспитатель:  О  какой девушки говорится в легенде?

Дети: В легенде говорится о девушке, которую звали Кубанью, о нашей малой Родине.

Воспитатель: Совершенно верно. А какие стихи о Кубани вы знаете?

Дети:

 1-й ребёнок.
Кубань – земля такая,
От края и до края
Омытая морями, 
Укрытая лесами, 
Пшеничными полями,
Глядится в небеса.

Кубань – земля такая,
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает.
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.

2 –й ребёнок.

Слава Кубани - родимому краю

Слава казачьей земле.

Сердце, о воле былой вспоминая,

Бейся в груди веселей!

3-й ребёнок.

А какие сады на Кубани у нас,

А какие девчата-красавицы!

Кубань - это житница нашей страны,

Стихами и песнями славится.

4-й ребёнок.

Мы ребята - дошколята,

Весело живём

И трудиться,  очень  любим,

Но и песни мы поём.

(Исполнение  песни:  « На  Кубани  матушки реки»  музыка, слова, народные)

Воспитатель: Молодцы, ребята. На Кубани живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, виноградари, рабочие заводов и фабрик, ученые и спортсмены, художники и поэты.

Воспитатель: Как называется главный город Кубани?

Дети: Главный город Кубани - это город Краснодар

Воспитатель: Верно ребята. Город  Краснодар-столица  Кубанской земли. Он был основан очень давно казаками-запорожцами, переселившимися на Кубань по указу императрицы Екатерины II. Она подарила казакам  кубанские земли в благодарность за усердную службу, вот почему главный город казаков получил название  Екатеринодар. Город быстро рос и строился, горожане очень любили его, считали самым красивым городом. Поэтому, дали ему имя Краснодар. Большая река Кубань протекает по Краснодарскому краю. Кубанскую землю называют Жемчужиной России. Черное и Азовское моря омывают Кубанскую землю. В Краснодаре трудится Администрация нашего края во главе с губернатором - Александром Николаевичем Ткачевым.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом всех жителей городов, станиц и хуторов Кубани?

Дети: Кубанцы.

Воспитатель: А еще мы все - земляки. Так называют людей, у которых одна малая родина.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки – символы государства. Кто вспомнит и назовет их.
Дети: Символы государства - это флаг, герб, гимн.
Воспитатель:  Правильно, есть они и у Кубани.

(мультимедийная    презентация  с изображением символики Краснодарского края и станицы)
Воспитатель: Из каких частей  состоит флаг?

Дети: Флаг состоит  из древка и полотнища.

Воспитатель:  Верно, молодцы. А что вы видите на полотнище?
Дети: На полотнище есть три разноцветные полоски.
Воспитатель:  Правильно. Назовите, пожалуйста, цвета.
Дети: Синий, малиновый, зеленый.
Воспитатель: Верно. Что означает и напоминает синий цвет?
Дети: Синий  цвет означает и напоминает  цвет моря, неба, речки.
Воспитатель: Молодцы, правильно. О чем говорит малиновый цвет?
Дети: Малиновый цвет-это цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Воспитатель:  А зеленый цвет?
Дети: Зеленый – цвет травы, леса, поля.
Воспитатель:  Молодцы, ребята. Вы все правильно назвали и ответили.

А сейчас мы отдохнем.

В руки карточки возьмем.
А сейчас мы отдохнем.
В  руки карточки возьмем.
Игра «Что перепутал художник».
Воспитатель:  К нам пришел художник и принес три картины, на которых нарисованы флаги. Посмотрите, пожалуйста,  внимательно и скажите, что перепутал художник.
(
Дети находят ошибки и указывают на правильное изображение флага России и Кубани.)
Воспитатель:  Молодцы, вы очень наблюдательны. А  сейчас я предлагаю встать и послушать гимн Кубани.

( звукозапись гимна Кубани.)

Воспитатель: Кто из вас запомнил, какую торжественную музыку мы с вами слушали?
Дети: Мы слушали Гимн Кубани.
Воспитатель:  Вы правильно сделали, что слушали  гимн, стоя,  так мы показываем свое уважение к нашей Родине.
Воспитатель: А теперь, давайте оглянемся назад и посмотрим, как жили казаки.

Подойдите к столам и посмотрите на макеты  казачьих хат.

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста и глины. Хата представляла собой каркас их прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили, она делилась на два помещения: великую хату с русской печкой и малую хату. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служила плетень из хвороста или камыша.

 (Рассматривание иллюстраций)

Воспитатель: Ребята обратите внимание на кукол, которые одеты в казачьи  костюмы.  

Старинная казачья одежда очень древняя. Мужчины носили широкие шаровары с лампасами - потому, что в узких штанах на коня не сядешь. В штаны заправляли рубахи, сшитые из холста или шелка. На голове носили папаху или фуражку. Женский костюм состоял из юбки и кофточки. Казачки украшали свою одежду бусами, бисером, тесьмой, кружевами. На улице казачки появлялись

в кружевных платках.  На Кубани  любят смех, шутки,  танцы.

Попрошу  сидящих, встать        

Будем  вместе танцевать.

(Дети, которые  сидели на стульчиках, встают под музыку исполняют танец: «Казачий»)

Танец: «Казачий»

Воспитатель: Ребята мы с вами всегда будем помнить, на какой земле мы живём, будем  беречь и  уважать наследие своего народа.

5-й ребёнок.

Мы гордимся тем, что здесь живём,

На земле, что стало сердцу близкой.

6-й ребёнок.

Есть много станиц на Кубани  родной,

В них  добрые люди живут,

Но отдано сердце только одной,

Что Ленинградской   зовут!

7-й ребёнок.

Мы живём в родной станице,

Сильной и богатой.

Хорошо живётся здесь

Взрослым и ребятам.

8-й ребёнок.

Очень любим мы трудиться:

И вязать, и вышивать,

И на празднике сегодня

Всем вам можем показать!

(В конце проводится ярмарка совместных работ детей и родителей.)


Список использованной литературы:

1.« Ты Кубань, ты наша Родина», г. Краснодар, 2004 .

Авторы: Т.П. Хлопова, Н.П. Лёгких, И.Н.Гусарова, С,К,Фоменко

2.«Государственные символы России. Герб, флаг, гимн» Пчелов Е.В., М, издательство «Русское слово», 2002.    

3.«Моя Родина – Россия» Степанов В. ООО Издательство «Фламинго» 2004г.

4. «Наша Родина – Кубань» Нестеренко В., Краснодар: Издательство «Традиция». 2008-48с

5. «Праздники и развлечения в детском саду» Л.В. Горькова, Н.Ф. Губанова. 2007.

3. «Родная Кубань» Страницы истории. Под редакцией профессора Е.Н. Ратушняка. Краснодар, ОИПЦ «Перспектива образования», 2008.          

4.«Ты, Кубань, ты наша Родина» - Департамент образования и науки – Краснодар 2004.

Хлопова Т.П., Легких Н.П., Гусарова И.Н., Фоменко С.К., Данилина Л.М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Ты был на Кубани?"

Программные задачи: Воспитывать у детей  любовь к семье, детскому саду, к родному городу, краю и его истории. Приобщать детей к традициям кубанского народа, воспитывать лучшие качества ...

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой край - Кубань моя родная»

Конспект занятия   в подготовительной группеТема: «Мой край - Кубань моя родная»...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «На Кубани мы живем»

Предлагаю вам конспект НОД для подготовительной группы "На Кубани мы живем" Это конспект по познавательной деятельности, направлен на развитие интереса к родной Кубани,ее достопримечательностям, воспи...

Конспект занятия в средней группе «Моя малая Родина - Кубань».

Конспект занятия в средней группе «Моя малая Родина - Кубань».Дата проведения: 13 сентября 2018Место проведения МДОБУ ДС № 11 г. ЛабинскаЦель: Уточнение и закрепления знаний детей о Кубани...

Конспект ОД в старшей группе «Овеяна славой родная Кубань»

Од направлена на формирование патриотических чувств к малой Родине....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Кубань-жемчужина России"

Конспект рекомендован для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей и традициями Кубани, национальными костюмами, достопримечательностями города Краснодар....