Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весна-красна».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Метелькова Ольга Александровна

Знакомство детей с изменениями в природе весной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna-krasna.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Метелькова Ольга Александровна воспитатель логопедической группы МБДОУ № 63 ЭМР СО

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весна-красна».

Программное содержание:

Развивать логическое мышление – учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и последовательность явлений о перелётных птицах, деревьях, животных, насекомых, цветах в весенний период.

Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Упражнять в синтезе названий весенних месяцев.

Воспитывать любовь к родной природе, формировать любовь к родной природе, формировать и восхищаться её разнообразием.

Словарная работа: водоплавающие, линька, сокодвижение, личинка.

Предварительная работа:

Наблюдение с детьми торжества весны в природе;  чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Весна в лесу», И. Сладкова «Весенние ручьи». Повторение стихов о весне Ф. Тютчева «Весна», С. Маршака «Весенняя песенка».

Материал к занятию:

Рисунки птиц: грач, скворец, жаворонок. Рисунки цветов: хохлатки, подснежники, горицвет, мать-и-мачеха, ветреница. Бабочка, блюдце, золотое яблочко, 2 вазы с ветками. Маски: солнце, облако, сосульки, синичка, заяц, камень, ручей. На каждого ребёнка: карточка с графическим упражнением и простой карандаш, бабочка.

Методика проведения занятия:

Воспитатель. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном? Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышла из земли

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это звучит, это значит:

Тише всех пришла весна.

Вот и к нам пришла весна. Весна. Какая она?

Дети. Нежная, радостная, звонкая, тёплая.

В. Что за чудеса происходят весной, когда пригреет солнышко?

Д. Тает снег, бегут ручьи, прилетают перелётные птицы, расцветают цветы.

В. А чем пахнет весна?

Д. Талым снегом, цветами.

В.  Какие звуки мы слышим весной?

Д. Журчание ручья, капель, треск льда, щебет птиц.

(дети сели на стулья)

Игра «Подскажите словечко».

Ой беда! Ой беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу… (проталинки)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу.

Звонко капает… (капель)

На реке и треск, и гром.

Это значит ледолом.

На реке лёд идёт,

Это значит…(ледоход)

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась…(верба)

В. А сейчас найдите родственников к слову «весна».

Д. Веснушки, веснянка, весенний.

В. О чём можно сказать «весенний»?

Д. Ручеёк, дождь, день, сад.

В. Весенняя?

Д. Трава, лужа, проталинка, капель.

В. Весеннее?

Д. Облако, солнце, небо, утро.

В. У каждого времени года есть свои три месяца. Назовите весенние (подходим к доске).

Д. Март, апрель, май.

В. Март в народе называют «протальник», почему? (ставлю чёрный квадрат)

Апрель – «снегогон» почему? (синий квадрат)

Май – «травень» почему? (зелёный квадрат).

В каком месяце весна ранняя?

Д. В марте.

В. В каком месяце поздняя?

Д. В мае.

Игра «До-между-за».

В. Чтобы весна пришла быстрее, дети зовут её и играют в «Веснянку». Давайте и мы поиграем.

Игра подвижная «Веснянка».

Солнышко, солнышко,  (идут по кругу, взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,  (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,  («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают,  (приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)

(подходим к доске)

В. Гонцы весны – грачи. Они появляются в начале марта. Говорят, что «грачи весну расклевали». Грачи очень полезны. Чем?

Д. Поедают вредных насекомых и их личинок.

В. За грачами прилетают скворцы. Главная забота скворцов – жильё. Мы можем им помочь. Как?

Д. Построить и развесить скворечники.

В. В конце марта прилетают  жаворонки.  Гнёзда жаворонки делают на земле. Поёт эта птица лишь весной, а потом – забота о птенцах.

Игра «Расставь птиц» (грач, скворец, жаворонок).

В. Первыми прилетают всеядные и зерноядные птицы, потом насекомоядные. После хищные и самые последние водоплавающие птицы.

Птицы образуют пары, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.

В. У всех зверей весной происходит линька: густая шерсть меняется на более редкую, почему? Изменяют свою окраску заяц и белка.

Д. Заяц был белым – стал серым.

Белка была серая – стала рыжая.

В. Просыпаются после спячки?

Д. Медведь, барсук.

В. А сейчас, Даша, расскажет стихотворение о том, как звери рады приходу весны.

(стихотворение)

Просыпаются не только животные, оживает каждое дерево.

(подходим к вазам с ветками).

Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они набухают и лопаются и появляются первые листья.

(На первых ветках – листья, на вторых – почки набухли).

В. Ещё не успеет сойти снег, а на проталинках появляются первые весенние цветы – первоцветы.

(подходим к столу)

Д. Хохлатки, горицвет, подснежники, мать-и-мачеха, ветреница.

Игра «Подбери листок к цветку».

В. Где первые цветы – там и бабочка, мухи и мохнатые шмели. Что делают насекомые на цветах?

Д. Опыляют и пьют сладкий нектар.

В. Ой, в гости к нам кто-то прилетел. Кто же это?

Д. Бабочка.

В. Это бабочка-крапивница. Давайте порадуем нашу гостью весенней сказкой. Чтобы туда попасть, нужно нарисовать весенние дорожки.

(дети сели за столы).

Пальчиковая гимнастика.

Кап, кап, кап – звенит капель

Приближается апрель.

(ритмично стучим подушечками пальцев)

(дети рисуют)

(одеть маски)

В. Поможет нам рассказать сказку волшебное блюдце.

Ой, весна моя, ты весняночка.

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей приходи,

Солнцем, светом озари.

В нашу сказку ты войди.

Ты, яблочко волшебное, катись!

Наша сказка, расскажись!

(дети закрывают глаза, и я меняю блюдце с рисунком)

Только в сказке могут ожить и заговорить: ручеёк, сосулька, камень.

Давайте расскажем сказку и узнаем, кто весну делает.

Сказка «Камень, ручей, сосулька и солнце».

Воспитатель - В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель звенит. На опушке камень хвалится:

Камень – Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю.

2 реб. – Неужели ты, дедушка? (В. Спрашивают звери и птицы).

Камень – Я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!

Ручей – Ах ты, старый лежебока! (В. Кричит с поляны звонкий ручей) – Не хвались! Тебе повернуться лень, а я целый день, в работе, пускай меня благодарят!

2 реб. – Значит, ты, Ручей, весну делаешь?

Ручей - Я! Поглядите-ка я снег растапливаю, деревья и траву живой водой пою.

Сосулька – Ай болтун! (В. Кричит сосулька с еловой лапы). Не слушайте его! Мне кланяйтесь, меня благодарите!

2 реб.- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

Сосулька – Одна только я! Как начну слезы горючие лить, вот вам и весна. Разве иначе весна начнётся? Кап.

Воспитатель - Не успела Сосулька договорить – умолкла. Почему? А потому что, солнышко за облако закатилось, спряталось – тут и камень остыл, ручей заледенеть, сосулька обмёрзла. Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает.  Кто делает весну?

Дети - Солнце.

Итог.

  1. Какая примета весны самая главная, от какой приметы зависят все остальные? (пригревает солнце)
  2. Какая весна в марте, в мае? (ранняя - поздняя).
  3. Какие птицы прилетают последними? (водоплавающие)
  4. Как одним словом сказать, что происходит весной с деревьями и кустарниками? (сокодвижение)

(к детям летят бабочки)

Литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи» Москва 2002 год.
  2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» Санкт-Петербург 2000 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Игровое занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Весна Красна"

Формирование грамотной речи, расширение лексического запаса по теме "Весна", развитие и умение подбирать действия и признаки, умения связно высказывать свои мысли....

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе «Весна - Красна».

Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев.Задачи:Образовательные:1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних   изменениях ...

Конспект О.Д.по развитию речи в старшей группе "Весна - красна!"

Образовательная деятельность  развивает  связную речь детей . Учит подбирать слова – определение, использовать в речи средства выразительности речи (голос, мимика,); отвечать на в...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весна-красна».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весна-красна».Цель: закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.Программное содержание:...