Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Веретенникова Елена Михайловна

Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений.

В ней раскрывается система работы по ознакомлению  дошкольников с городом в котором они живут через различные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности

Как повезло юным москвичам!

Родиться и жить в старинном, красивом городе! В самом большом городе страны и в крупнейшем городе мира! В городе – герое, в городе – труженике, в знаменитом культурном центре!

Общеизвестно, что любовь ребенка – дошкольника к своему Отечеству начинается с любви к своей семье, близким людям, к дому, улице на которой он живет. Для наших детей это, прежде всего наш город Москва, столица нашей Родины. Педагоги нашего дошкольного учреждения проводят интересную работу с детьми. Эта весьма кропотливая работа ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы правильно построить работу по патриотическому воспитанию и ознакомлению со столицей Родины, нужно проработать программу, по которой работает дошкольное учреждение. Наш детский сад работает по комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой, в которой уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию. Изучить Нормативные правовые документы, например: Постановление от 11 июля 2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006 – 2010 годы», Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О Днях воинской славы и памятных датах России» и т.д. Использовать в работе с детьми следующую методическую литературу: Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.; Дошкольникам о Москве (опыт педагогов города Москвы). Учебно-методическое пособие. Составители: Кондрыкинская Л.А., Мерзлякова С.И.  – М.: Ижица, 2004.; «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми 5 – 7 лет. – М.: издательство «ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА», 2010.; Калашников Г.В. Гербы и символы: История российского герба. Альбом демонстрационных картин. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. и др.

На основе изучения литературы можно разработать систему занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом Москвой. Отбирая соответствующий материал, мы должны стараться сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город… Мы показываем детям, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. При этом должны учитывать, какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети:

1. Дети в младшей группе должны знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

2. Внимание детей постарше мы привлекаем к объектам, которые расположены на ближайших улицах: красивые здания (театр, вокзал, старинный особняк и т.п.), школа, аптека, магазин, почта, метро и др. Рассказываем об их значении, подчеркиваем, что все это создано для удобства людей.

3. Диапазон объектов, с которыми знакомим старших дошкольников, мы расширяем – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняем, в честь кого они названы и воздвигнуты. Также стараемся довести до всех детей, что у каждого человека есть родной город и дом, где он родился и живет.

          Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя Россия». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам праздники и досуги. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия.  

        Работа по ознакомлению с Москвой может проводиться как на занятиях по формированию целостной картины мира, расширение кругозора, так и в других видах деятельности, в частности во время бесед с детьми в свободное время. На занятиях используется музыка и песни о Москве, иллюстрации и открытки, репродукции картин, диапозитивы, диафильмы, фотографии, плакаты, журналы, газетные вырезки, карта, план улиц города, а также художественное слово – стихи, рассказы, поговорки.

           В соответствии с планом с детьми старшей группы можно провести следующие занятия: «Мой родной город», «Москва – город  древний», «Красная площадь. Кремль», комплексное занятие «Прогулка по Москве». В подготовительной группе: «Наш округ», «Москва – столица России. Символика Москвы», «Как жили москвичи в древности», «Москва – центр культуры». И цикл бесед с детьми: «Улица, на которой я живу», «Станции московского метро», «Район, в котором я живу», «Поэты – москвичи», «Их помнят и чтят москвичи» и др.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью закрепления пространственной ориентации можно предложить детям знакомство с планом Москвы и последующим составлением плана-чертежа группы, ближайшей улицы.

Поскольку в старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему остается игра, большое значение имеют дидактические игры и упражнения, которые помогают закрепить полученные ранее знания, учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление. Можно подготовить новые материалы для проведения следующих дидактических игр: «А я иду, шагаю по Москве», «Узнай по описанию», «Узнай по фрагменту», «Чего не было в старину», «Найди отличия», «Собери картинку», «Найди герб Москвы (округа, района)», «Разложи по порядку», «Картинки-загадки». Можно изготовить кроссворды для детей подготовительной группы о Москве. Сейчас довольно много различных мозаик, паззлов, материалов по конструированию имеют тематику Москвы, например набор кубиков «Кремлевская стена», паззлы с архитектурными достопримечательностями Москвы, например Казанский собор и т.п. Можно использовать в работе с детьми игры – викторины: «Мы знаем свой город», «Кому поставлен памятник», «Я – москвич».

      Сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств, ибо она обеспечивает такие переживания, которые в жизни еще ребенку не доступны. Именно в игре дети переживают чувство гордости от создания хороших поступков, совершающих во имя других людей где, как не в игре находит свое отражение милосердие, любовь к Родине.

       Знакомя детей с родным городом, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Ярче всего это стремление развивать на занятиях по изобразительной деятельности. Желание ребенка может трансформироваться в рисунок, поделку, иллюстрирующую полученную информацию, а также эмоциональный фон его восприятия. В процессе ознакомления с городом Москвой дети могут выполнять ряд практических заданий. Это рисование и аппликация «Спасская башня», рисование «Наш город в будущем», граттаж «Праздничный вечерний город», коллективная аппликация «Украсим станцию метро» (мозаика). Дети могут создать альбом «Волшебная зеленая аптека», «Чья улица лучше всех» и «Прогулки по Москве» (с рассказами о своей улице, Москве, фотографиями и рисунками), нарисовать русские народные костюмы. На занятиях происходит не только закрепление материала, но и его осмысливание, и оформление личностного отношения к предмету информации.

При формировании интереса детей к художественной и познавательной литературе о Москве можно подобрать материал для проведения тематических выставок в книжном уголке «Моя Москва», «Моя Родина», «Наша армия» (художественная литература, открытки, иллюстрации, портреты полководцев и др.)

Для расширения представлений о Москве и москвичах, их жизни и труде можно собрать выставку семейных фотоматериалов, памятных вещей, попросить родителей рассказать о своем труде, семейных традициях и т.п. Здесь мы решаем не только образовательно – воспитательные задачи, но и способствует взаимопониманию нескольких поколений в семье, формируя благоприятную атмосферу для жизни ребенка, что также является немаловажным фактором развития личности.

         В связи с празднованием Победы в Великой Отечественной войне, можно подготовить ряд занятий, бесед по формированию у дошкольников уважения российским воинам и памяти павших москвичей в Великой отечественной войне. Подобрать фотографии и составить фотоальбом «Памятники воинам - защитникам Родины в нашем округе» для наглядной демонстрации детям, открытки, репродукции. Дети могут принять участие в конкурсе рисунков «Пусть будет мир на всей планете», приготовить открытки подарки-поделки для ветеранов, оформить альбом «День Победы» (с рисунками, фотографиями, рассказами детей).

Для решения задач по патриотическому воспитанию большое значение имеет использование вербальных и реальных ситуаций:

- Как бы ты поступил, если бы увидел, что на улице кто-то разбросал бумагу, сломал деревце, срывает цветы с клумбы… и т.д.

- Использование на занятиях пословиц о маме, Родине, Москве, их толкование применительно к определенным ситуациям.

- Сопоставление различных наблюдений воспитанников, их мнений и суждений в заданиях творческого характера «Нарисуй то, что тебе больше всего запомнилось на экскурсии; какая улица нашего района самая красивая и почему; нарисуй свой город, улицу, дом; что мы можем сделать для того, чтобы наш город стал еще красивее и т.д.»

          Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от родителей детей.   В начале года можно  провести  анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания. Подготовить ряд консультаций:

  1. «Знакомим детей с ближайшим окружением – воспитываем любовь к родному городу»;
  2. «В часы семейного досуга. Прогулки по Москве»;
  3. «Московские высоты»;
  4. «Москва детям» (детские театры, музеи, выставки);
  5. «Воспитание любви к родному городу»;
  6. «Рассказываем детям о Дне Победы».

         Разработать рекомендации для родителей «Советуем посетить».

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 112 с.
  2. Дошкольникам о Москве (опыт педагогов города Москвы). Учебно-методическое пособие. Составители: Кондрыкинская Л.А, Мерзлякова С.И. – М.: Ижица, 2004. – 92 с.
  3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
  4. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Конспект занятия в старшей группе .Красногорск. Достопримечательности Красногорского района....

Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"...

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...

Опыт работы на тему "Использование макетов-модулей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом».Актуальность Актуа...

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...