Материал из опыта работы по формированию экологического сознания. Конспект непоредственно образовательной деятельности "Лесное путешествие к Белоснежке"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

В интересной занимательной форме у детей систематизируются   и углубляются  представления   детей  о  сезонных  изменениях  в  природе.  

     Закрепляются  умения  различать  и  называть травянистые  растения,  кустарники,  деревья,  расширять  знания о  пользе  и  применении  лекарственных  растений.  

   Формируются  представления  о  неразрывной  связи  человека  с  природой,     желание  беречь  природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Лесное путешествие к Белоснежке»

Из опыта работы

Программные задачи:

     Систематизировать  и углублять  представления   детей  о  сезонных  изменениях  в  природе.  

     Закреплять  умения  различать  и  называть травянистые  растения,  кустарники,  деревья,  расширять  знания о  пользе  и  применении  лекарственных  растений.  

   Формировать  представления  о  неразрывной  связи  человека  с  природой     желание  беречь  природу.

    Способствовать   осмыслению  детьми  разных  аспектов   взаимодействия  человека  с  природой.

   Развивать  эстетические  чувства,   упражнять  в  создании  художественных   образов  в  разных  видах  деятельности.            

  Формировать  умение  замечать  недостатки  своих   работ  и   исправлять  их,  вносить   дополнения  для  достижения  большей  выразительности  создаваемого  образа.  

  Продолжить   работу по  обогащению  природоведческого  словаря  детей.

  Отрабатывать  дикцию,  учить  детей  внятно  и  отчетливо  произносить  слова  и  словосочетания  с  естественной  интонацией.

  Воспитывать любовь и  бережное  отношение  к  природе,   желание  заботиться  о  своем  здоровье .

Методы и приёмы: Сюрпризный момент, вопросы, игры, дыхательная гимнастика, физминутка, художественное слово,  загадки, музыкальное сопровождение.

Оборудование: сундучок с  засушенными  травами в мешочках и веточками  для гербария,  альбомные листы, гуашь, кисти, подставки для них, клеенки, салфетки , листы бархатной бумаги в рамках,  шерстяные нитки.

Ход  занятия:

Воспитатель подзывает к себе детей , раздаётся стук в дверь, входит Белоснежка.

Белоснежка: Здравствуйте ребята! Нас, сказочных героев, пригласили к Вам в детский сад на праздник Здоровья. Я побывала уже  во многих  группах  в «зимнем  саду», мне очень нравится у Вас!

Воспитатель: Проходи Белоснежка, мы тебе тоже покажем свою группу.

Больше всего мы гордимся поделками из природного материала, которые сделали наши ребята сами или с помощью родителей.  Летом мы заготовили (в скверах, на участках , огороде, клумбах  ) много природного материала. Посмотри , какие гербарии мы собрали, высушили лекарственные  травы, которые помогают детям и взрослым  не болеть сырой осенью и холодной зимой.  

Белоснежка: У нас, в лесу, наверное тоже можно собрать много трав и природного материала, но я  точно не знаю , что нужно собирать. Да и поделки делать некому: Гномики трудятся целый день,  и у меня забот хватает.

Воспитатель или ребёнок:   Мы могли бы помочь тебе, Белоснежка, вот только дорогу в твой лес не знаем.

 Белоснежка:  Спасибо, друзья,

С  радостью я в лес осенний

на прогулку приглашаю вас пойти!

 Интересней приключенья,

 вам ребята, не найти!

 Друг за другом становитесь,

 крепко за руки держитесь.

По дорожкам, по тропинкам,

 по лесу гулять пойдём.

Может быть в лесу  осеннем

 что- нибудь и мы найдём!

Воспитатель: Ребята, как хорошо пахнет в лесу!  

Дыхательная гимнастика

Вдохните глубоко через нос  - медленно выдохните через рот  2-3 раза

 Глубоко вдохните ртом   - короткими резкими выдохами через нос выпустите воздух 2 раза  

Беседа о лесе

Ребята, а  вы бывали в лесу        ?                         

Что такое лес7

Как люди называют леса?-  ( богатство нашей Родины)

Почему так говорят? ( в чем заключается богатство)

Вывод:  Да, лес – это огромное богатство нашей Земли!  Это дом для насекомых, зверей, птиц. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят потомство. Растения очищают воздух,   радуют своей красотой.  Лес кормит нас ягодами, грибами, орехами. Из деревьев человек делает дома, мебель, бумагу, посуду, лекарства.

Ребята, а ведь мы с вами знаем пословицы и поговорки о лесе и его растениях, народные приметы загадки .

«Растения – Земли украшения».  «Лес -  богатство и краса, береги свои леса ». «Дереву цена – по плодам, человеку - по трудам». «Ель не сосна – шумит неспроста». «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». «Люби лес ,люби природу – будешь вечно мил народу!» и др.

«Апрельский цветок ломает снежок», «Пока лиственница иголки не осыпит, снегу не будет», «Старые деревья –молодые охраняют», и т.д. Не заботясь о погоде, в сарафане белом  ходит, а в  один из тёплых дней май сережки дарит ей. Что же это за девица? Не швея , не мастерица. Ничего сама не шьет, а в иголках  круглый год.

Ребёнок: Белоснежка,а в лесу растут не только кустарники и деревья, но и разные травы.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Ромашка , мята, зверобой!

2 –й Ребёнок: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Отнесём мы их в аптеку!

Белоснежка: У нас в домике тоже есть сундучок  с травами. Сейчас я Вам его покажу ( принесу)  ( Приносит сундучок передает воспитателю)

Воспитатель: (открывает и достает по одному и поочередно с Белоснежкой  задает вопросы)

-- Как называется ?                        ( доставая мешочки предлагаю понюхать, узнать по запаху)

--От каких болезней помогает ?

-- Каким лечебным свойством обладает ?

--Как его применяют  ?

А сейчас я вам опишу растение,а вы узнаете о каком растении идет речь:

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Какую траву с сильным запахом любят кошки

Воспитатель:  Какие еще растения вы посоветуете Белоснежке собрать и в какое время года?. Для чего ?

Дети: Лопух , крапива, мать-и-мачеха, спорыш, зверобой и т.п.(  лекарственные растения с не ярко выраженным запахом)

Белоснежка:  Вы много рассказали мне о травах. Сейчас , осенью, растения  очень красивые, чтобы они остались у нас в памяти, хочу научить вас их отпечатать.   (объяснение)

Продуктивная  деятельность под музыку….

Воспитатель: Какие красивые работы.  Мы можем оформить с вами еще один гербарий.

Белоснежка:  Пока мы с вами трудились, в лесу что-то изменилось. Вы заметили ( говорю глядя в окно) Появились тучи, поднялся ветер…

Физминутка: «Ветерок листвой шуршит        Хлопаем по коленям  

        Шу-шу-шу,  шу-шу-шу.            8 р.

        В трубах громко он гудит        Топаем

        У-у-у,  у-у-у.                              по 6 р.

        Поднимает пыль столбом.Кружимся  

        Бом-бом-бом, бом-бом-бом.    Руки над головой

        Дует он везде кругом

        ГОм-ГОм-ГОм.                         Покачиваем ними.

        Рассердилась туча злая,            Стучим  пальцами по ладоням,

        И закапал мелкий дождь.           Меняем   руки

        Капля падает за каплей ,             Руками делаем чашечку,  

        Набежало много слез.                 Подносим поочередно к глазам. 6р.

        Ливень туча  посылает,              Руки вперёд ладони от себя   4 р.

        И стеной  вода течет.                 Сверху  вниз   4р.

        Где бы спрятаться от ливня?      Закрываются руками, приседают.

        Зонтик нас раскрытый ждет!     Резко встают, руки вверх в стороны.

Воспитатель: Жаль, конечно, что мы не успели собрать листьев с деревьев, ведь и деревья имеют лекарственные свойства. После ливня деревья стали тёмными, голыми.

Белоснежка: Вы не печальтесь, чтобы остались в памяти красивые осенние деревья, можно выложить их нитками на бархатной бумаге.

Продуктивная деятельность под музыку

Белоснежка: Часть этих работ я оставлю и покажу гномикам, а остальные работы вы покажете родителям и украсите уголок природы.

Воспитатель: Спасибо тебе Белоснежка за экскурсию , нам пора отправляться в детский сад.

Раз ,два, три повернись  в детсаду окажись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Использование современных технологий в системе работы по формированию экологического сознания ребенка – дошкольника

На сегодняшний момент существуют различные виды современных образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следую...

Сообщение из опыта работы "Развитие элементов экологического сознания дошкольников"

Формирование экологического сознания происходит при наличии специальных знаний, развитии эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности....

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...