Конспект развлечения в старшей группе на тему: «В тереме расписном я живу, к себе всех гостей приглашу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Храмайкова Светлана Петровна

 

Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском  народном быте и гостеприимстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

   



Конспект

развлечения  в старшей группе на тему:

«В тереме расписном я живу, к себе всех гостей приглашу».












Воспитатель ДОУ № 3

Храмайкова С.П.

г. Энгельс

Программное содержание.

Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском  народном быте и гостеприимстве.

 Продолжать формировать представление об облике русской избы.

Систематизировать знания детей о печи и приспособлениях для нее: ухват, кочерга.

Закрепить знания детей о дереве, как о традиционном материале русских построек и промыслов.

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Предварительная работа.

Беседа о гостеприимстве, о народных умельцах, рассматривание альбомов о народном быте, о одежде русского народа, разучивание пословиц и поговорок о избе, о печи, о чае.

Материал: фонограмма песни «Красный сарафан», «изба», предметы быта, кухонная утварь, блины, пироги, балалайка(игрушка), чайный сервиз, колпак.

Ход.

У входа в «избу» детей встречает Хозяюшка. Тихо звучит русская народная песня «красный сарафан».(фонограмма).

Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, я на вас посмотрю, полюбуюсь. Какие вы нарядные и  красивые.

«Русь деревянная - края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные песни поют».

   

Скажите, почему Русь называют деревянной? (дома строили из дерева). А как назывались такие дома? (изба), что еще было сделано из дерева? (посуда, мебель).- И даже потолок, пол, стены.

Хозяюшка. А теперь я хочу пригласить вас домой в «избу». Моя изба встречает вас красивыми, деревянными воротами. А чтобы открылись ворота нужно отгадать загадку, что за роспись здесь?

 «Из липы доски сделаны,

 и прялка, и лошадка

цветами  разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар  птицы  в высь летят.

И точки черно – белые

На солнышке блестят». (Городец).

Вот ворота и открылись. Проходите гости в «избу». Милости просим!

- Посмотрите, какая у меня «изба»!

Кто знает пословицы и поговорки о доме?

Илья. « Ваша изба ровно тепла».

«Домом жить – не лукошко шить».

Даша .«Домом жить – не развеся  уши  ходить».

«Домом  жить – обо  всем тужить».

«Из гнилого леса не надолго изба ».

«Не для лета изба рубится, а для зимы».

«Не красна изба углами, а красна пирогами ».

Хозяюшка. - Вам нравится  моя «изба»?(Да).Что видите интересного в ней?(мебель, посуда, печь, зыбка и т. д.).

Ай да, красны девицы, да добры молодцы, какие вы у меня внимательные и приметливые. Все то, что видите вы , все это сделано народными умельцами и мастерами.

- Посмотрите, какая лавочка стоит. Деревянная. Можете сесть на лавочку, посидеть, посмотреть.

«Сяду рядышком на лавку,

Вместе посижу,

Загадаю вам загадку-

Кто смышленей погляжу».

Отгадку найдете в «избе» моей. «Четыре братца одним кушаком подпоясаны, под одной шляпкой стоят» (стол).

Хозяюшка. « Ты погляди-ка  не спеши

Там травка вьется и цветы

И ягоды там  спелые, совсем уже созрелые.

Там листья золотые

И солнцем залитые.»

Какой росписью украшен столик? (хохлома).

Хозяюшка. Ребята, найдите в моей «избе» те предметы, которые украшены Хохломской росписью и поставьте их на столик. (дети находят и выставляют). Выберите самый красивый предмет, который вам понравился и расскажите о нем.

Оля. Миска-это такая посуда, куда кладут еду. Он красивый. Художник нарисовал большой, желтый листок и на черном фоне красный цветок.

-Дима. Мне понравились ложки деревянные. В старину ими ели. На ложках вижу ягоды и кудрявую травку.

Хозяюшка. Все эти предметы украшены хохломской росписью. Кто же сделал эти предметы? (народные умельцы). Кто их украсил? (художники).

Хозяюшка. Хотите со мной поиграть? (да).Игра называется «Колпачок».Это р.н. игра. Вы её очень хорошо знаете. У меня есть волшебный колпак. Кто его оденет, тот превратится в маленький колпачок.

(игра повторяется 2 раза)

Хозяюшка. Ну, вот и повесились. Я хочу загадать вам загадку. Отгадка находится в моей избе.

Летом спит,

Зимой горит.

Пасть открывает, что дают, глотает.

(печь)

 - Какие стихи вы знаете о ней?

«Ой ты, печка – сударыня,

Помоги нам – боярыня

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси».

Хозяюшка. В старину печь занимала особое место в избе. Без неё невозможно жить. Как вы думаете почему?

Ответы детей:

(печь обогревала, в печи готовили еду, пекли хлеб, пироги)

Хозяюшка. Всё-то вы знаете. А пословицы про печь знаете? (Да)

«Без печи хата – не хата»

«Когда в печи жарко – тогда и варко»

«Любить тепло – дым терпеть»

- Молодцы! И пословицы вы знаете.

Хозяюшка. Давайте подойдём ближе к печке. Посмотрите, рядом с ней стоят какие-то предметы. Что же это, отгадайте загадку.

«Чёрная на длинной ноге, с загнутым носом, всегда мешает угли в печи» (кочерга)

«Не бык, а бодает, не ест, а еду хавает, что схватит – отдаёт, сам в угол идёт» (ухват)

Хозяюшка. К вашему приходу, я вам напекла блинов, заварила чаю крепкого. А пироги ещё пекутся, румянятся. Чувствуете запах пирогов? Пока пироги пекутся потешьте хозяйку, развеселите, спойте частушки. Давайте выйдем мы во двор и частушки пропоём.

- Приготовила я для вас музыкальные инструменты (трещётку, ложки, балалайку)

  1. Эх возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Встанем братцы, все рядком

Да частушки пропоём.

  1. Очень вкусный чай у вас,

           Вкусные ватрушки,

           Ну, а мы споём сейчас

           Чайные частушки.

  1. Горя нет от чая,

          Но горяч отчаянно!

          Ты возьми-ка ложечку

          Да подуй немножечко.

  1. Ну-ка сядь со мной в обнимку,

     Поднеси стакан к губам

     Если в чае есть чаинки,

     Значит письма пишут нам.

  1. Самовар блестит, кипя

     Чай в нём жарко пенится.

     Погляди-ка на себя –

     Ну и отраженице.

  1. Мы пропели под чаёк

     «Чайные частушки»

    А теперь давайте-ка

    Спляшем «Топотушки»

Танец «Топотушки».

Хозяюшка.

Ах в тереме расписном я живу!

К себе в избу всех гостей приглашу.

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточку пою.

«Эх чай, чай, чай…

Уж ты кумушка встречай,

Прибауткой привечай»

«Как для вас мои друзья,

Наварила, напекла 92 блина

50 пирогов – не найти едаков!

Хозяйку потешьте –

Пирогов моих поешьте»

Приглашаю всех к столу. (Дети садятся все за стол)

Хозяюшка.

Вкусный мой пирог? (Да)

А блинчики мои какие? (вкусные, масленые)

Согрел вас чаёк? (Да)

А гостям всегда я рада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.

Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, тряпичной кукле....

Инновационный проект Тема: «В тереме расписном я живу, к себе в избу мордовскую всех приглашу»

Материал рекомендован для воспитателей, и музыкальных руководителей детского сада для детей 5-6 лет....