"Нас много в России живет."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Крячкова Валентина Александровна

 

                                          

                                           

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nas_mnogo_v_rossii_zhivet..docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспект занятия

                                        по социальному миру

                 “Нас много в России живет”

                                   (подготовительная группа)

Программное содержание: расширять представления детей о родном крае, людях разных национальностей. Развивать интерес к культуре разных народов. Воспитывать любовь и уважение к народам, живущим в России. Формировать грамматически правильную речь – использовать прилагательные. Обогащать словарный запас детей: кокошник, коруна, венец, хушпу, тухья, масмак, ял, унты, чум.

                                              Ход занятия.

Мы с вами живем на планете которая называется – Земля.

Есть прекрасная планета,

И зовут ее земля,

И живет на той планете удивительный народ,

Любит землю он и весело поет.

Есть на этой планете удивительная страна, страна, где мы с вами живем.

  1. Ребята, кто знает в какой стране мы живем, как она называется?
  2. Наша страна называется Россией.
  3. Кто из вас сможет показать ее на карте?
  4. (дети показывают ее на карте)
  5. Она очень большая, есть в нашей стране моря, реки, леса…

Если долго – долго – долго

В самолете нам лететь,

Если долго – долго – долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша родина большая,

Необъятная страна.

В России, как и в любой другой стране, есть своя культура – музыка, танцы, архитектура, литература, есть свои традиции и обычаи, свои народные промыслы, а у детей свои игры.

   В России кроме русского народа живет много разных народов.

  1. Ребята назовите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают в России?
  2. В России проживают татары, чукчи, буряты, чуваши, дагестанцы, ненцы, башкиры, нанайцы и т.д.
  3. У каждого народа есть своя культура, свой язык.
  4. Давайте мы с вами поиграем в игру “На каком языке говорят народы нашей страны?”

русские – на русском,

чуваши – на чувашком,

буряты – на бурятском,

нанайцы – на нанайском,

чукчи – на чукотском,

башкиры – на башкирском,

ненцы – на ненецком,

татары – на татарском и т.д.

  1. Вы много назвали языков, на которых говорят народы нашей страны, но давайте покажем, кто, где живет?
  2. Мы все с вами живем в России, как мы с вами все называемся?
  3. Мы все Россияне.
  4. На каком языке говорят все Россияне?
  5. Все россияне говорят на русском языке.

(слышится русская народная мелодия)

  1. Ребята, что за мелодию мы с вами слышим?
  2. Мы слышим русскую народную мелодию.

Давайте мы с вами прикрепим к карте нашу русскую красавицу где она проживает?

(дети прикрепляют силуэт русской барышни)

  1. Слышите кто то стучится к нам. Это бабушка в гости к нам пришла.

(входит бабушка в русском народном костюме)

  1. Здравствуйте, детишки,

      девчонки и мальчишки

спасибо, что мимо не прошли

ко мне в гости зашли

проходите, не стесняйтесь,

поудобней располагайтесь

какие вы все ладные, да нарядные

Настенька – Настюшка

Златовласая девчушка,

Антошка – умница,

Катюшка – красавица,

А Наташечка словно пташечка,

Максимка молодец,

Ну, а Кирюшка удалец!

  1. В своем селе мы все дружно живем. Друг друга знаем, друг другу помогаем.
  2. Ребята, посмотрите, в каком костюме наша бабушка. Что это за кастюм?
  3. Наша бабушка в русском народном костюме.
  4. Что носили русские девушки?
  5. Русские девушки носили сарафаны.
  6. Что еще носили русские в старину?
  7. Носили рубахи.
  8. Чем украшали рубахи?
  9. Лентами, вышивкой.
  10. Какие русские головные узоры вы знаете?
  11. Кокошник, коруна, платок.
  12. Какие цвета использовали в русских костюмах?
  13. Черный, красный, белый.
  14. Что означает красный цвет?
  15. Это огонь, солнце. Он оберегал от нечистой силы..
  16. Что означает белый цвет?
  17. Чистоту, невинность, милосердие.
  18. Что означает черный цвет?
  19. Землю, покой, благополучие.
  20. Молодцы вы много знаете про русские костюмы.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО”.

(показ иллюстраций из русского народного костюма, а дети должны правильно назвать части костюма.)

(звучит чувашская мелодия).

  1. Ребята, звучит мелодия, вы ее узнали, какая это мелодия?
  2. Звучит чувашская народная мелодия.
  3. Правильно вы отгадали. У меня есть девушка в костюме чувашки, давайте мы покажем где проживают чуваши?

(дети прикрепляют картинку к карте по месту проживания)

  1. Ребята раньше русские девушки носили сарафаны, скажите, пожалуйста, что носили чувашские девушки?
  2. Чувашские девушки носили платье украшенное яркой вышивкой, и еще у них был красивый фартук, тоже украшенный вышивкой.
  3. Скажите, как называется ХУШПУ. (шапочка с наушниками, застегивающимся под подбородком).
  4. Что носили молодые девушки на голове?
  5. Молодые девушки носили на голове ТУХЬЮ. (шлемовидная шапочка)
  6. Чем украшались головные уборы?
  7. Тухья считалась волшебной. Она украшалась вышивкой бисером, и на нее пришивались серебряные монетки, звон которых отгонял злых духов и оберегал от всякой нечестии.
  8. Как еще называется головной убор у девушек Чувашии?
  9. МАСМАК. Вышитая полоска ткани, украшенная монетами, послушайте как они звенят.
  10. Ребята, как назывались села и деревни в Чувашии?
  11. Они назывались ЯЛ.
  12. Что выращивали на своих полях чуваши?
  13. Они выращивали рожь, овес, ячмень, лен.
  14. Чем еще они любили заниматься?
  15. Они занимались пчеловодством.
  16.  Что делали они в свободное от работы время?
  17. Они занимались резьбой по дереву, плетением, вышивкой, шитьем бисером и монетами.
  18. Я хочу узнать как вы запомнили как называются головные уборы чувашей…

ТУХЬЯ, МАСМАК, ХУПШУ.

  1. Чувашский народ, как и русский, очень любит песни и игры, вот и мы с вами поиграем в Чувашскую народную игру. “ХИЩНИК В МОРЕ”

(слышится чукотская мелодия)

  1. Ребята что это за мелодия?
  2. Это чукотская народная мелодия.
  3. Давайте, покажем на карте, где проживают жители Чукотки?

(дети показывают на карте, прикрепляют силуэт чукчи).

  1. Ребята, где живут чукчи?
  2. Они живут в суровых условиях Арктики.
  3. Посмотрите у нас в гостях кукла, которая к нам прибыла с Чукотки.
  4. Во что она одета?
  5. На кукле одета меховая одежда.
  6. А по чему они носят меховую одежду?
  7. Суровая и продолжительная зима на севере заставляет уделять особое внимание теплой одежде.
  8. Что носили на ногах Чукотские жители?
  9. Меховые сапоги, которые назывались унтами.
  10. Что надевали на голову?
  11. На севере холодно и поэтому они носили меховые шапки.
  12. Чем занимаются люди на Чукотке?
  13. Они выращивают оленей.
  14. Считается, олени приносят счастье и покровительствуют семье. Чем больше оленей, тем больше в семье счастья и благополучия.
  15. Как называется жилище Чукчей?
  16. Жилище называется ярангой или чумом.
  17. Эти дома легко можно было собрать и разобрать перевезти на другое место.
  18. На чем передвигаются жители?
  19. На оленьих упряжках.
  20. На каком языке говорят чукотские жители?
  21. Они говорят на чукотском языке.

Мы с вами учили стихотворение “Праздник в тундре”

Собачьи упряжки,

Оленьи упряжки,

Сверкают на малицах

Медные бляшки.

Охотник кричит рыбаку:

Э-ге-гей!

Моя –то упряжка

Твоей побыстрей.

Над чумами вьются

Дымки – непоседы,

Пекут здесь хозяйки

Лепешки к обеду.

Шаманского бубна

Удары слышны,

Сегодня здесь праздник-

Начало весны!

Много нас живет в России. Мы сегодня с вами вспомнили только о некоторых народах живущих в нашей стране.

  1. О ком мы с вами сегодня говорили?
  2. Мы сегодня говорили о русских, чувашах, и чукчах.
  3. Ребята как вы думаете, как мы должны жить все вместе?
  4. Мы должны дружить, мирно жить, не ссорится, помогать друг другу…
  5. Давайте мы возьмемся за руки и расскажем какая у нас дружная российская семья.

                     Российская семья.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой оленевод.

Один – кумы готовит,

Другой – готовит мед

Одним милее осень

Дригим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий ко Дню независимости России Как много разных нас живет в России.

Разработка моя для среднего и старшего возраста.Сценарий с использованием ИКТ.Участвуют родители, дети и педагоги.Выступления семей со соими нароными танцами , песнями и стихами о республиках.Концовка...

Краткосрочный проект «Как много нас живёт в России»

Творческое название: «Как много нас живёт в России» Воспитатели: Набиева А.М. Рудакова А.В Музыкальный руководитель: Скоробогатова И.О.Возраст: средняя группаВид проекта: краткосрочный, позн...

Краткосрочный проект"Как много нас живет в России"

Проект для среднего влзраста дошкольников.Включает в себя музыкальный материал , стихи и игры разных народов, проживающих в России.Участие принимают дети, педагоги и родители.Цель: Дать рпедставление ...

Статья "Много сказок живет на Дону"

Региональный компонент в контексте развития современного образования и сохранения традиций многонациональной культуры...

У России много лиц

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая основывается на любви к ближним и родному дому, городу, к своей стране.Знакомство дошкольн...

На просторах Донских много разных народов живет!

Донская земля богата не только своими бескрайними просторами степей, лесов, полей, рек. Одно из главных богатств нашего края – это его народ, который представлен, множеством национальностей, их ...