Конспект занятия по образовательной области "Познавательно-речевое развитие" "Мир насекомых"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Молькова Ирина Николаевна

 

Интегрированное  занятие закрепляющего типа. Присутствует межпредметная связь: ознакомление с природой – развитие речи - звуковая культура речи .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye.na_sayt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Задачи.

  1. Расширять представления детей о насекомых (стрекоза, бабочка, сверчок, кузнечик и др.)
  2. Развивать умение сравнивать их по внешнему виду, находить различия
  3. Совершенствовать умение детей участвовать в беседе
  4. Отрабатывать произношение согласных  звуков  «ч» и «з»
  5. Продолжать работу по укреплению здоровья детей через физкультминутки, дыхательную, зрительную, пальчиковую гимнастики
  6. Развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, умение вести с ним диалог

 

Индивидуальная работа – закрепить произношение  звука «з» с Владом Б. через повторение скороговорки про кузнечика;  звука «ч» с Тимуром А. через повторение скороговорки про бабочек.

Предшествующая работа.

  1. Чтение   произведения  «Сказки  о Лунтике и его друзьях»
  2. Аппликация  по теме «Насекомые » (совместная работа детей и родителей)

Ход занятия

 Звучит музыка природы, дети входят в зал, встают полукругом.

     Воспитатель. Ребята, мы пришли  с вами на чудесную поляну, где нам         обязательно      встретится много интересного. А чтобы у нас было хорошее настроение  –    вправо-влево повернитесь и друг другу улыбнитесь. Поприветствуйте своей доброй улыбкой наших гостей.  (Садятся на стулья)

 

                                        Как красива и щедра природа!

                                        Сколько трав, деревьев и цветов!

                                        Сколько окружает нас народа:

                                        Мошек, бабочек, жуков и муравьёв!

     Под музыку появляется Лунтик (ребёнок из старшей группы). Оглядывается. Вокруг  него  тут же собираются дети.

 

Лунтик. Здравствуйте!   Я - лунная пчела, упал к вам с Луны и даже не знаю, как меня зовут.

Воспитатель. Давай мы будем звать тебя Лунтик?

Лунтик.  Я согласен. А какая красивая ваша поляна, как здесь интересно!

Воспитатель.  Ребята, давайте вдохнём чудесный аромат нашей поляны (вдох выдох).( Дыхательная гимнастика)  Лунтик, ты же впервые на нашей планете и совсем ничего не знаешь о её жителях, например, о насекомых….

Лунтик.  Не знаю. Может быть, вы мне расскажете?

Воспитатель. Конечно, расскажем!

1 ребёнок. Насекомые – самые маленькие  жители Земли.

2 ребёнок.  Насекомые очень отличаются от нас, людей.  У нас  4 конечности,  у них – 6.

3 ребёнок.  У нас  орган слуха – уши, на голове, а у насекомых может быть в любом месте, например, у сверчка на ноге.

Воспитатель. Послушай, Лунтик, что расскажут тебе ребята ещё.

4 ребёнок.  Пчёлка – щедрая хозяйка.

                     Полетает над лужайкой,

                     Похлопочет над цветком

                     И поделится медком.

5 ребёнок.  Крылышки у бабочек

                     Разные, красивые…

                     Вот сидят на лавочке

                     Жёлтая и синяя.

6 ребёнок.  А кузнечик – зелёный чемпион..

                     Выше всех подпрыгнул он.

                     Лапки сильные…

                     Прыжки длинные…

7 ребёнок.  У неё четыре крыла,

                     Тело тонкое, будто стрела.

                     И большие-большие глаза..

                     Называют её - ….. (стрекоза)

Лунтик. Да, как прекрасен мир насекомых на вашей планете. Мне бы очень хотелось подружиться с ними.

   Лунтик пошёл по поляне ,ища ещё что-нибудь интересное, за ним дети.

                                           

                                             Физминутка.

                     

                     Мы шагаем по дорожке,

                     Дружно хлопаем в ладошки.

                     Поднимаем ручки к солнцу и тучке…

                     Мы за Лунтиком идём,

                     От него не отстаём.

 (Движения в соответствии с текстом)

 Лунтик кого-то нашёл в траве.

Лунтик. Ой, ребята, я подружусь с бабочкой ( показывает стрекозу).

Воспитатель. Ребята, а разве это стрекоза?

Дети. Нет. Это же бабочка!

Воспитатель. Давайте расскажем Лунтику, чем же отличается стрекоза от бабочки.

Дети. 

 - Формой крыльев и длиной туловища.

 - У бабочки крылья красивые, яркие, с узорами, разноцветные…

 - А у стрекозы  крылышки длинные, узкие, прозрачные..

 - Туловище у бабочки короткое, а у стрекозы длинное.

Воспитатель. Правильно, молодцы!   Давайте найдём на полянке стрекоз и бабочек и покажем Лунтику.

Дети подходят к полянке и берут насекомых на палочках.

Воспитатель. Лунтик,а мы  ещё и скороговорку о бабочке знаем. Послушай.

                       Есть у бабочки шесть дочек,

                       Сели дочки на листочек.

                       Эти бабочкины дочки

                       Точат чудные листочки.

Проговаривают сначала все вместе, затем Тимур А. и Даниил М. индивидуально.

Воспитатель. Какие вы, ребята, молодцы. А давайте понаблюдаем, как летают наши бабочки и стрекозки.

     Гимнастика для глаз с палочками с насекомыми.

                        Раз – направо, два – налево.

                        Три – наверх, четыре – вниз….

                        А теперь глаза закружим,

                        Чтобы лучше видеть мир…

(Движения глаз  в соответствии с текстом)

Лунтик  гуляет по поляне и находит в цветах сверчка и кузнечика.

Лунтик. А вот ещё кто-то здесь в траве….Да это же кузнечики!

Воспитатель.  А разве оба эти насекомые – кузнечики? Ребята, помогите…

Дети. Это кузнечик и сверчок.

 - Кузнечик – зелёный, а сверчок – коричневый.

 - Кузнечик побольше, а сверчок поменьше. И песни громче поёт.

Воспитатель. Правильно, молодцы! Лунтик, теперь ты видишь, что сверчок с кузнечиком хоть и похожи , но всё-таки  отличаются друг от друга.

Лунтик. Да, мир насекомых очень интересный и разнообразный.

Воспитатель.  А послушай, Лунтик, скороговорку про кузнечика.

                         

                           Кузнечик зелёный  в зелёном газоне

                           Заснул на закате в зелёной кровати.

Проговаривают сначала все вместе, затем  Влад Б., Кира И. индивидуально.

Воспитатель. Молодцы!  Лунтик, а мы ещё назовём тебе насекомых..Послушай…

Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера                (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею – шмель-шмелёк          (на каждое название насекомого загибают

И весёлый мотылёк,                     один палец)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                    (делают кружочки из пальцев и подносят к глазам)

Покружились, полетали….         (машут ладошками)

От усталости упали….                 (роняют ладошки на колени)         

Лунтик. Ой, как много разных насекомых есть…

Воспитатель.  Да! Ребята, а скажите мне, можно ли  губить насекомых?

Дети.  Нет! губить насекомых нельзя!

Воспитатель.  Правильно. Все насекомые необходимы. Кто-то опыляет цветы и травы, кто-то рыхлит почву, кто-то служит кормом  для более крупных насекомых и птиц.

Лунтик. Очень много интересного я сегодня узнал. Мне очень понравилось с вами.

Воспитатель.  Лунтик, оставайся жить на нашей полянке и узнаешь, что на Земле есть не только насекомые, но и другие жители, например, животные. О них мы тебе расскажем в следующий раз. А сейчас давайте поиграем в игру и поможем Лунтику  лучше запомнить   насекомых.

Дидактическая игра «Насекомые – животные»

(На столе раскладываются картинки  с изображением  животных и насекомых. Воспитатель предлагает Лунтику и мальчикам собрать все картинки насекомых, а девочкам – картинки животных. Затем все дети показывают свою картинку и называют насекомого или животного)

Воспитатель.  Молодцы, хорошо справились с заданием. Вижу, что и ребята и наш дорогой гость хорошо усвоили, кто такие насекомые, как выглядят. Лунтик, ты не хотел бы остаться жить на нашей полянке?

Лунтик. Да. Я остаюсь. Буду дружить с обитателями полянки и ждать вас, ребята!

Воспитатель. Ну тогда до встречи, Лунтик!

Лунтик. До свидания!

Дети под музыку уходят, а Лунтик остаётся на полянке.

Используемая литература

  1. Дидактический материал  «Познаём окружающий мир. «Насекомые » -

Л. Маврина

  1. Дидактический материал  «Познаём окружающий мир. « Домашние животные» - Д. Куликовский

  1. Дидактический материал  «Познаём окружающий мир. «Лесные животные» - Д.Куликовский

  1. Журнал « Справочник старшего воспитателя» №№1-12/2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по теме: «Насекомые и паук. Звуки «Щ»-«Ч». Буквы Ч, Щ»

НОД проводилась с детьми подготовительной группы.Цель занятия - закрепление представлений о насекомых.Образовательные задачи:-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме: «Насекомые и паук».-...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые"

На занятии  дети знакомятся с насекомыми (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар), обобщают знания  о насекомых, их характерных признаках....

Конспект подгрупповой организованно образовательной деятельности по теме "Насекомые" для детей старшей группы с ОНР

Конспект по развитию речи с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий, нетрадиционных методик (пескотерапии, образовательной кинесиологии, релаксирующих упражнений...)...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности На тему: «Насекомые»

НОД "Насекомые"поможет познакомить детей младшего дошкольного возраста с понятием "насекомые" и характерными признаками насекомых. Активизирует внимание, развивает память, мышление...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Насекомые»

Цель: познакомить детей с понятием «насекомые»Задачи:Образовательные:- уточнить названия, внешние признаки, их строение;- упражняться в составлении предложений с предлогами;- образовывать ...