Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

Воспитатель: 1 квалификационной категории  Свинцова Е.А. МКДОУ

Детский сад  «Колокольчик»  п. Пурпе  Пуровского  района,  ЯНАО

Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах  предметов;

- ветер - движение воздуха,

 

Материал: Пустая посылка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,  стаканчики  с водой  по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка,  шарики воздушные на каждого ребенка, бумажные  веер  и музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка;  киндеры  с «запахом» и без запаха  по одному  на ребенка,  миски с водой  на каждого ребёнка, кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка.  Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

Изготовление  «ракеты»:

 1. Надуть воздушный шарик. Легко  завязать его край.

 2.  Продеть нитку через трубочку.  Оба  конца  нити привязать,  в  разных  сторонах  комнаты, к  каким-то  предметам ( я привязала  к  ручкам дверей)  

 3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику. image

 

Возрастная группа:  старшая.

Ход.

1.Организационный момент.

 В.  Ребята,  сегодня Знайка  передал нам, новое задание,  оно  вот  в этой  красивой  шкатулке.  Он   хочет, чтобы мы с вами  узнали  что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё  внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети. Шкатулка пустая,  в ней ничего нет.

 В.:Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что,  вы узнаете,  если отгадаете загадку:

     "Через нос проходит в грудь

      и обратный держит путь.

      он невидимый, но все же

      без него мы жить не можем".   (Воздух).

Основная часть.

В. : Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть!  (Ответы детей)

В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1.  (Поймаем воздух)

В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

В.: Давайте  наберем  в пакет воздух и закрутим  его. Что случилось с пакетом?

Дети. Пакет стал толстый.  Он  полон воздуха,  и  похож на подушку.

 Воздух занял всё место в пакете.

image

В.: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети:В нём нет воздуха, он весь вышел.

В.:  Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети):воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 (Воздух в человеке)

 В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом).  Давайте  это проверим,  сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.  Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули ? (воздух)  Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и  в воде появляются пузырьки. Значит,  внутри нас есть воздух.

В.А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите  дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети.Нет, без воздуха человек умрет.

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт 3 (Воздух можно услышать.)

В. Предлагаю вам  услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?

Дети:  он  внутри шариков.

image

В. Чтобы услышать воздух,   спустите наши шарики  Что происходит?

Дети:воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

В.Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?  Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха,  воздух  дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух,  и тогда мы можем его услышать.

Опыт 4 (ветер – это движение воздуха)

В.: Итак, воздух окружает нас.  Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

Дети.  Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть  на ладонь.

Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

В.: Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

Что чувствуете? (ТЕПЛО)  А теперь помашите  рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха)

В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети:  Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в  лицо дует ветерок.

В.:  Какой делаем вывод?

Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

Опыт 5 (воздух не имеет запаха)

 В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети.Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой,  которая готовиться на кухне, дымом, если  горит костер, духами  и т.д.)

В.: Предлагаю в этом убедиться.  В киндерах  были  вещества  с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху  определить, что  в них  было.

Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и  т. д.

В.:  Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 (воздух легче воды)

В. Ребята,  у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте  их "утопить".  Почему они не тонут?

image

Дети.Внутри  киндеров  и игрушек  есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод:Воздух легче воды.

Опыт 7. (воздух может двигать предметы)

В.  Посмотрите,  у нас  к старту готова  «ракета», давайте отправим её  в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт  (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и  он,  как настоящая ракета  летит от одного конца нити к другому).

В.: Что было внутри нашей ракеты.  Почему  она  полетела?

Дети. Внутри ракеты был воздух. Воздух  вырывался из шарика и  поэтому он двигался.

Вывод. Воздух может двигать предметы.

Итог.

В.- Итак, что же такое ВОЗДУХ?

Дети: воздух - это газообразное вещество,  не имеющее цвета, вкуса, запаха.

 В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите  зелёный  кружок, если не согласны,  красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

●Воздух окружает нас со всех сторон.

●Воздух можно услышать.

●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

●Чистый воздух не имеет запаха ,  но может передавать запах предметов.

●Человек  может жить без воздуха.

●Ветер – это движение воздуха.

●  Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

● Воздух может двигать предметы.

● Воздух тяжелее воды.

Ребята, вы молодцы, хорошо работали . Предлагаю вам  дома рассказать  про  нашего  нового  знакомого  невидимку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

Воспитатель: 1 квалификационной категории  Свинцова Е.А. МКДОУ

Детский сад  «Колокольчик»  п. Пурпе  Пуровского  района,  ЯНАО

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах  предметов;

- ветер - движение воздуха,

Материал: Пустая посылка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,  стаканчики  с водой  по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка,  шарики воздушные на каждого ребенка, бумажные  веер  и музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка;  киндеры  с «запахом» и без запаха  по одному  на ребенка,  миски с водой  на каждого ребёнка, кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка.  Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

Изготовление  «ракеты»:

 1. Надуть воздушный шарик. Легко  завязать его край.

 2.  Продеть нитку через трубочку.  Оба  конца  нити привязать,  в  разных  сторонах  комнаты, к  каким-то  предметам ( я привязала  к  ручкам дверей)  

 3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.

Возрастная группа:  старшая.

 Ход.

1.Организационный момент.

 В.  Ребята,  сегодня Знайка  передал нам, новое задание,  оно  вот  в этой  красивой  шкатулке.  Он   хочет, чтобы мы с вами  узнали  что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё  внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети. Шкатулка пустая,  в ней ничего нет.

 В.: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что,  вы узнаете,  если отгадаете загадку:

     "Через нос проходит в грудь

      и обратный держит путь.

      он невидимый, но все же

      без него мы жить не можем".   (Воздух).

Основная часть.

В. : Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть!  (Ответы детей)

В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1.  (Поймаем воздух)

В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

В.:  Давайте  наберем  в пакет воздух и закрутим  его. Что случилось с пакетом?

Дети. Пакет стал толстый.  Он  полон воздуха,  и  похож на подушку.

 Воздух занял всё место в пакете.

В.: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

В.:  Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 (Воздух в человеке)

 В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом).  Давайте  это проверим,  сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.  Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули ? (воздух)  Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и  в воде появляются пузырьки. Значит,  внутри нас есть воздух.

В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите  дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт 3 (Воздух можно услышать.)

В. Предлагаю вам  услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?

Дети:  он  внутри шариков.

В. Чтобы услышать воздух,   спустите наши шарики  Что происходит?

Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?  Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха,  воздух  дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух,  и тогда мы можем его услышать.

Опыт 4 (ветер – это движение воздуха)

В.: Итак, воздух окружает нас.  Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?

Дети.  Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть  на ладонь.

Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.

В.: Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.

Что чувствуете? (ТЕПЛО)  А теперь помашите  рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха)

В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети:  Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в  лицо дует ветерок.

В.:  Какой делаем вывод?

Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

Опыт 5 (воздух не имеет запаха)

 В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети. Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой,  которая готовиться на кухне, дымом, если  горит костер, духами  и т.д.)

В.: Предлагаю в этом убедиться.  В киндерах  были  вещества  с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху  определить, что  в них  было.

Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и  т. д.

В.:  Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 (воздух легче воды)

В. Ребята,  у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте  их "утопить".  Почему они не тонут?

Дети. Внутри  киндеров  и игрушек  есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 7. (воздух может двигать предметы)

В.  Посмотрите,  у нас  к старту готова  «ракета», давайте отправим её  в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт  (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и  он,  как настоящая ракета  летит от одного конца нити к другому).

В.: Что было внутри нашей ракеты.  Почему  она  полетела?

Дети. Внутри ракеты был воздух. Воздух  вырывался из шарика и  поэтому он двигался.

Вывод. Воздух может двигать предметы.

Итог.

В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ?

Дети: воздух - это газообразное вещество,  не имеющее цвета, вкуса, запаха.

 В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите  зелёный  кружок, если не согласны,  красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

●Воздух окружает нас со всех сторон.

●Воздух можно услышать.

●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

●Чистый воздух не имеет запаха ,  но может передавать запах предметов.

●Человек  может жить без воздуха.

 Ветер – это движение воздуха.

  Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

● Воздух может двигать предметы.

● Воздух тяжелее воды.

Ребята, вы молодцы, хорошо работали . Предлагаю вам  дома рассказать  про  нашего  нового  знакомого  невидимку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы Тема: «В поисках колокольчика»

Данное занятие проводила в рамках методического объединения по теме " Современное занятие в условиях ФГОС"...

Конспект организованной образовательной деятельности Познавательное развитие (ФЭМП) с детьми старшей группы Тема: «Счет в пределах 7».

Конспект организованной образовательной деятельности Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: "Счет в пределах 7"...

Конспект образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы на тему: «Зимний лес»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»Конспект образовательной деятельности  в режимных моментах с детьми старшей группы...

Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через ...