Из опыта работы по теме «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ» Конспект занятия по ОПК на тему «О мире» Составила: руководитель кружка «Свечечка» Евдокимова Л.Д., ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ№12 СТ. КАНЕВСКАЯ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Евдокимова Людмила Дмитриевна

Конспект занятия по ОПК на тему "О мире".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_opk.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     2.1.

             Опыт работы воспитателя высшей категории МБДОУ

            детского сада комбинированного вида Евдокимовой Л.Д.

          Тема: «Воспитание духовности  у дошкольников через основы      

                                                     православия»  

                 Главнейшим условием продуктивности педагогического труда является полная определенность и ясное понимание его целей, а также определенное понимание значения преподаваемой области знания в жизни нации и государства. В нашем обществе все заметнее нарастает убеждение , что в истории России происходит великий перелом. Общество осознало, что нельзя растить   истинных патриотов без опоры на многовековые истоки  православного христианства. И как отметил лауреат Государственной премии России В.И.Лихоносов : «Духовно-нравственное воспитание на основе традиционных русских ценностей должно войти в систему нашего образования»

               Создание системы православного просвещения, в том числе, и преподавание такого светского культурологического предмета, как «Основы православной культуры», должно быть основано на точном понимании значения религии в жизни нации и государства. Правильное решение этой задачи  должно иметь,  несомненно, научную основу. Воспитывая подрастающее поколение  вот уже без малого пятый десяток лет я отчетливо понимаю   необходимость развития духовной культуры общества для становления его правосознания и, как следствие , для построения правового государства, о котором так много говорится в последнее время. Ведь духовная культура в Российском государстве была и остается , в основе своей, культурой православной. Следовательно, иметь религию есть право человека и это право лежит в основе всех других его прав .Потребность религии  порождает потребность в духовной свободе, а потому и в правопорядке, поэтому религиозность является глубочайщим  источником правосознания.

                Вопрос духовного возрождения сегодня для меня, как для педагога актуален – иначе нельзя бороться за полноценных детей с тлетворным духом времени. Духовность детей невозможна  без влиянии на нее основ православной культуры. Это не  представляет никакой угрозы светскому характеру государства и общеобразовательных учреждений, но, напротив на практике реализует принципы свободы убеждений, учета разнообразия мировоззренческих подходов в обучении, обеспечивает право граждан на получение общего образования в соответствии с убеждениями, принятыми в семье, национальными духовными и культурными традициями, как это установлено действующим российским  законодательством, признанными Российской Федерацией документами и нормами международного права.

            К великой радости я не была одинока в этом своем убеждении, меня очень поддержала администрация  ДОУ  и коллеги. Поэтому и родилась идея  создания в детском саду  кружка основ православной культуры «Свечечка», которая функционировала  с 2006 по 2009 год. Право на ведение основ православной культуры в детском саду  мне дало окончание курсов повышения квалификации по программе «Преподавание основ православной культуры в сфере общего и профессионального образования»

                    На общем родительском собрании я познакомила родителей с целями создания нашей «Свечечки», выразила свою позицию в этом вопросе, потому что уверена, что дошкольное детство  -  это время развития всех сил человека,  как телесных,  так и духовных, и обращение к духовной жизни начинается именно в этом возрасте.

                   По заявлению родителей  ребята стали посещать этот кружок, где они получали первоначальные знания об окружающем мире, о добре и зле на основе источника таких знаний – Библии, т.е. я старалась гармонично развивать в детях душевное /знания/ и духовное /религиозное/  начало. Так  дети узнали, что есть мир видимый и есть мир невидимый, есть добро и зло. Я учила ребят делать простые выводы, умозаключения о том, что, если ты делаешь добрые дела – значит мир ангелов с тобой, а плохие поступки притягивают к себе злые силы и поэтому такие поступки лучше не совершать. Но если все-таки случилось что-то нехорошее, то нужно сразу же попросить прощения, т.о. дети с детства учились регулировать свое поведение  и оценивать его.

                 С 2010 года я  занимаюсь вопросом  «Воспитание духовности через основы православия только с детьми своей группы №2 нашего МБДОУ №12.  И, чтобы  эта работа  проводилась не  стихийно, а в системе, я составила план   для детей младшего дошкольного возраста от 4 до 5 лет и для  старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. В план работы с детьми младшего дошкольного возраста вошли так называемые  «уроки доброты», слово  «урок» я применяю,  как понятие -  практическое упражнение в добрых поступках ,  которые сопряжены с  исторической  последовательностью некоторых   евангельских событий. Ведь  каждое  события рассматриваемое с детьми этого возраста   имеет свое доброе значение в священной истории. Здесь дается прямой совет о том, как вести себя добрым детям в течении дня, критерием которого являются такие слова: «Никого не обижать, никого не осуждать и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а  иначе выйдет скверно». Дети приучаются с самого раннего детства, когда садится солнышко спрашивать себя: «Как прошел наш день .Не обидели ли мы кого? Всегда ли помнили о том, что все наши дела Бог видит? Если в этот день мы сделали что-то недоброе будем просить у Бога прощения».Таким образом воспитанники приучаются не только слушать о добрых делах, но и делать эти добрые поступки.

                  По воспитанию духовности у детей старшего дошкольного возраста,  я составила адаптированную программу, которая охватывает  основные события священной истории в их определенной последовательности, на базе пособия  «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста»,составитель О.К.Харитонова, под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева, издательский дом  «Покров» , М.,2002 г. Здесь мы знакомимся с православными праздниками, их предисторией,  добрыми семейными традициями. Содержание программы реализуется через беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр м/ медио презентаций, цикл  познавательных историй «Удивительное рядом», чтение классических произведений русских писателей,  проведение Рождественских чтений стихов , Пасхальных встреч, День семьи, День матери, экскурсии в храм, встречи со священнослужителями, участие в выставках изобразительного творчества. Каждая тема программы всегда сопряжена с воспитанием у детей чувства любви к матери, Родине ,к семье, чувства уважения к старшим взрослым, чувства взаимовыручки к младшим и сверстникам, неравнодушного отношения к беде  других людей. Например, раскрывая образ Божией Матери,  я  основываюсь на конкретном образе мамы каждого ребенка, ведь дети безгранично любят  свою маму,  а  значит Божию мать , которая является для всех нас матерью, том, чтобы она помогала детям в добрых делах, чтобы мама и папа любили можно попросить как свою маму о их, чтобы никто не болел, а братик и сестричка делились игрушками. Она все исполнит, ведь Божья Матерь любит всех и добрые намерения Она помогает исполнить.

               Раскрывая тему: «Сотворение мира» дети узнают о том, что Бог с любовью создавал этот мир, любуясь на м/ медио презентации красотами этого мира: многоводные реки, голубые просторы моря, зеленые леса, широкие степи  -  все это для блага человека, но и мы люди должны отвечать тем же, иначе произойдет беда. Дети сами приходят к выводу о том Что Бог – это Любовь, а иначе,  кто мог создать такую красоту. А, значит и мы должны все и всех любить в этом мире. Здесь же  я старалась довести до сознания детей  представление о сотворении человека Богом , т.е. человек  - создание Божие, Бог создал человека по своему образу и подобию и вдохнул в каждого человека душу, чего  нет у животных. И поэтому никогда не соглашайтесь с тем, что человек произошел от обезьяны т.е. от животного.

           Вместе с детьми  проходя какую-то определенную тему, мы учимся  рассуждать ,обыгрывать те или иные ситуации, упражняясь  в практических навыках  любви и уважения друг к другу, здесь мы учимся сопереживать, размышлять о своем эмоциональном состоянии, учимся отвечать за свои поступки. Кроме того дети получают на таких  «уроках» понятие о нормах нравственного закона: добро порождает добро и наоборот, благодаря этому дети обретают гармонию  духовного и материального начала, душевное равновесие, покой, радость мир и благополучие, а это и есть полнота жизни.

                  И так, гавными целями, которые я преследовала в воспитании у детей духовности через истоки православия стали:

- раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

- посредством совместной деятельности воспитанника и его семьи, педагога приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир;

- развивая духовный опыт ребенка , формировать ощущение  своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, которое является  его истоками.

          И насколько мне это удалось -  я могу судить по общению с родителями моих подопечных в этом вопросе. Ведь в самом начале  ведения этих занятий было подано всего 10 заявлений от родителей , по которым я составила список детей. Начало занятий совпало с большим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы,  и я повела детей в храм  Ее имени.  На ребят произвело незабываемое впечатление величие и убранство храма, который нам достался в наследство от наших прадедов, и, об этом я рассказала детям, отмечая при этом, каких трудов и подвигов это стоило людям – прихожанам этого  храма в то очень непростое время; священник познакомил детей с культурой поведения в храме.  Дети очень внимательно слушали и во все глаза смотрели на священнослужителя  - его облачение было праздично и торжественно. По приходу в детский сад дети поделились своими впечатлениями со сверстниками и близкими взрослыми. Буквально за неделю подали заявления еще 8 родителй, таким образом – на сегоднящний день я приобщаю к духовности  при помощи православия уже 18 детей из 24. С родителями своих воспитанников я встречаюсь два раза в месяц, но если требуют обстоятельства и чаще в индивидуальной форме. Родители отмечают, что многие из детей, с которыми раньше им было трудно найти общий язык – стали намного покладистее и спокойнее, послушно выполняли какие –либо просьбы и поручения, от которых раньше категорически отказывались. Дети сообщали родителям важные сведения из истории  евангельских событий связанных с православными традициями в семье, указывая на то, что так делали их дедушки и бабушки. Поэтому тем для общения с родителями у нас достаточно.

             О чем же мы говорим? Да все о том же – о будущем наших детей: о том, что кем бы человек не стал в этой жизни – он всегда должен помнить свои истоки , свои настоящие корни, а это невозможно без воспитания духовности через православную культуру, культуру наших предков. И по большому счету, человек, знающий свои истоки, всегда найдет правильный выход из любой жизненной ситуации. Ведь только православная культура, явление всеобъемлющее и многогранное, пронизывающая все стороны жизни общества и отдельного человека, предлагает свои подходы для решения каждого вопроса, которые ставит перед нами жизнь, только она, православная культура,  способна воспитать духовность в детях , которая остается с ним на всю жизнь.

 Более подробный план работы с родителями по данному вопросу представлен ниже.

 

 

 

                                   

                               

План работы с родителями

по  теме: «Воспитание духовности

у детей через основы православия»

в средней группе №2 на 2010  -  2011уч.год.

                                             Октябрь месяц.

1 Тема: «О чем рассказывает история религиозно культуры»

    а/беседа – консультация на заданную тему;

    б/выставка благочестивых картин на религиозные темы,    

        иллюстрирующие  Священное Писание или события

        церковной истории.

 

2.Тема: «Духовное в реальном мире»

    а/доверительный диалог  по теме;

    б/м /медийная презентация «Как прекрасен этот  мир».

                                            Ноябрь месяц.

 

1.Тема: «Добро и зло в человеческом обществе и мире природы»

    а/.Разговор с использованием выдержек из Священного Писания;

    б/показ иллюстраций из  «Детской Библии» «Рай», «Изгнание из Рая Адама и Евы».

2.Тема: «О чем рассказывает Евангелие»

    а/обсуждение содержания Нового Завета;

    б/иллюстрации к  «Закону Божиему»;

    в/показ икон Апостолов – евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

                                           

                                            Декабрь месяц.

1.Тема: «Заповеди Блаженства»

    а/комментирование священнослужителем  Евангелия от Матфея,

    5 глава, стихи 1-12; Евангелие от Луки, 6 глава, стихи 20-26;

    б/демонстрация иллюстраций из «Детской Библии» «Нагорная проповедь»,

       открытки и фотографии Горы Блаженств на западном

       берегу Галлилейского моря и церкви, где Христос произнес

        Нагорную  проповедь;

 2.Тема: «Православные праздники», «Рождество Христово»

     а/экскурс  педагога о православных праздниках;

     б/Рождественские чтения стихов детьми.

                                           Январь месяц.

1.Тема: «Традиции празднования православных праздников»

    а/м /медийная презентация  «Правослвная Русь» с обсуждением перечня

     святоотеческих рассказов о праздниках на Руси;

б/показ репродукций  известных классических произведений

   русских  художников на темы православных праздников;

 в/аудиозапись торжественного ирмоса «Христос раждается, славите»

  муз. Д.В.Аллеманова.

 

                                           Февраль месяц.

 

1.Тема: «Брак и семья»

а/доверительный диалог по теме;

б/демонстрация фрагментов документального фильма

 «Последниий   российский царь-мученик  Николай  второй».

2.Тема: «Основные ценности семьи»

    а/рассказы родителей о своих семьях;

    б/показ иконы «Святое семейство»;

    в/ просмотр фрагментов художественного фильма «Божий помазанник».

 

                                             

                                              Март месяц.

1.Тема: «Семья и дети»

    а/просмотр док. фильма «Православная семья»;

    б/советы психолога о  семейном воспитании детей.

2.Тема: «Образ  Божией Матери  и Богородичные праздники на Руси.

    а/просмотр фильма  «Нерушимая стена»;

    б/показ наиболее известных чудотворных  икон  божией Матери;

    в/чтение стихов о маме детьми.

                                              Апрель месяц.

1.Тема: «Пасха Господня»

    а/показ слайдов о праздновании Пасхи на Руси;

    б/прослушивание аудио записи стихир и канона Пасхи и

        пасхального   колокольного звона.

   

2.Тема: «Пасхальные встречи»

а/чтение детьми стихов и прозы русских классиков поэтов и писателей;

б/просмотр видеозаписи о сошествии Благодатного огня в

    Иерусалиме.

                                               Май месяц.

 

1.Тема: «События Евангелия и православные праздники»

    а/ показ/иллюстраций православного календаря;

    б/встреча со священнослужителем

    в/просмотр фрагментов худ. фильма Л.Лузгина «Остров»

                                                                                                               1.2.3.    

                  Рецензия на разработку авторской программы

 воспитателем МБДОУ № 12,Евдокимовой Людмилой Дмитриевной

 на тему: «Тематическое планирование наблюдений в природе в ДОУ    

 связанных с народными приметами по православно -  христианскому  

 календарю».

     Автор в своей работе дает подробное описание наблюдений  в природе связанных с народными приметами по православно-христианскому календарю, демонстрируя высокий уровень знаний в области основ православной культуры. На конкретных примерах автор доказывает, что то или иное природное явление тесно связано с многовековыми наблюдениями христиан.

    Автор обращает внимание на конкретный дидактический материал, который можно использовать в каждом случае встречи ребят с природой.

   Акцентирует внимание на том, как народная мудрость, именно – пословицы , поговорки, загадки  можно эффективно применять в каждом отдельном случае, успешно аргументируя свою точку зрения на совмещение наблюдений в природе с детьми с использованием  истоков народной мудрости – малыми формами фольклора.

   Актуальность темы не требует дополнительных доказательств, ведь она заключает в себе многовековое наследие  накопленное  православными христианами  в результате наблюдений за природой в повседневной жизни ,т.е. составляет непрерывную  цепь жизни природы и жизни каждого человека, который кормится от матушки - земли ,на основе чего и был составлен этот календарь ,  иначе говоря, актуальность темы обусловлена народными традициями, которые проходят через весь календарный год.

   Важным в рецензируемой работе является использование тематических наблюдений в природе связанных с активной   деятельностью человека в данное время года, а также и сами дети,  на практике,  прикасаются к тем или иным объектам природы.

     К положительным сторонам  рецензируемой работы можно отнести  сочетание наблюдений природных явлений с активной творческой деятельностью детей, с изучением народного фольклора: пословиц, поговорок, народных примет. Отдельного внимания заслуживает рекомендуемый перечень произведений стихов и прозы классиков русской литературы.

   Однако имеются и некоторые недостатки: мало упоминаются современные образовательные технологии, но они не снижают  высокого уровня данной работы, их скорее, можно считать пожеланием к дальнейшей работе автора над темой.

   Представленное тематическое  планирование  актуально, интересно по содержанию и выдержанно в соответствии с педагогическими принципами постепенности и сезонности и может быть рекомендовано для использования в образовательном учреждении.

   Данная работа заслуживает положительной оценки.

  Дата                                                        Старший воспитатель МБДОУ №12

                                                                       Зутаева Н.Е.  /                                    /

   

                               

                           Евдокимова Людмила Дмитриевна

                                     От методиста района:

1.2008 г.  – открытое занятие в рамках практической части краевых курсов при  ККИДППО     «Что нам повар принес?»     апрель м-ц

2. 2008 г. - выступление на августовской конференции с информацией «Система формирования духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста, основанная на традициях Кубани как эффективная модель воспитания подрастающего поколения»

3.2011 г. Районный семинар для воспитателей ДОУ  «Формирования духовного мира ребенка через различные виды искусств», выступление по вопросу « Поэзия как средство развития  духовности ребенка».

                                 

                   

                       От старшего воспитателя     ДОУ№12.

1.2008 -2010г. – являлась руководителем кружка «Свечечка».

2.2009-2010 г. – разработала картотеку по теме: «Использование логических заданий в процессе математического развития дошкольников»

3.2009-2010 г. – разработала экологический проект  «Первоцветы»

4.2009 -2010 г – разработала конспекты по теме: «Цикл наблюдений в природе в разное время года».

5.2009-2010 г. – сделала сообщение на педчасе по теме: «Формирование духовности детей посредством поэтического творчества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты