примерное планирование по ознакомлению с первоначальными основами по астрономии
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Цель раздела помочь в осознании себя как активного 

субЪекта природы познакомить с неживой природой материалистическое понимание природных явлений, иметь представление о разных видах небесных тел солнечной системы, истори создания космических аппаратах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_doshkolnoe_6.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное  дошкольное  

                          образовательное учреждение

                                    «Детский сад» №77 «Теремок»

                          Примерное планирование

             Воспитательно-образовательной работы

  По ознакомлению детей с первоначальными основами

              По астрономии (раздел»Мир природы»)

                                                         

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                      ДОУ № 77

                                                                                                      Спиридонова М.А

                       

                             г. Набережные Челны 2010

                            Пояснительная записка

               

  К.Э Циолковский говорил: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

Человек как творец вырастает из колыбели-Земли, и космическое пространство ему необходимо для развития творческих сил, познавательной деятельности.

Более того, по мере накопления опыта, человек будет преобразовывать и саму Землю. Мировой океан для земли будет дополнительным ресурсом.

Много созвездий на небе, много сказок сложено про них. Сказки-сказками но люди не умея летать , не могли проверить на какой высоте потолок Земли. И почему он днем голубой, а ночью черный.

Когда люди изобрели увеличительное стекло бинокль и телескоп, тогда узнали, что такое небо, луна, солнце.

Талантливые люди, такие, как Сергей Павлович Королев и армия инженеров, ученых, рабочих, специалистов создали летательные аппараты (спутник, ракетоноситель). А первый космонавт нашей Земли Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу в космос. Без их таланта мы никогда бы не разорвали оков околоземного притяжения.

В программе раздела «Ребенок и окружающий мир» есть «Мир природы».Цель раздела- помощь в осознании себя как активного субъекта природы : познакомить с неживой природой; материалистического понимания природных явлений.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

-Уточнение знаний о Земле (громадный шар,на ней есть материки, реки 2 полюса Северный и Южный)

-Знакомить детей с планетами Солнечной системы.

-Солнце (-это большая звезда) играет большую роль в жизни человека- источник тепла и света.

-Формирование представлений о причинно-следственных явлениях (сезонные изменения, приливы и отливы.

-Развитие осознанного отношения к себе и окружающему миру.

-Развитие интереса и реалистическое отношение к природе во всех ее проявлениях

-Обогащение запаса слов терминами.

К концу года дети могут:

-Иметь представление о разных видах небесных тел.

-О происхождении Земли (гипотезы).

-Знать существенные характиристики планеты Солнечной системы.

Устанавливать связи между Солнцем, Луной, Землей.

Иметь представление об истории создания космических аппаратов.

-Уметь отражать впечатления, полученные в процессе общения в лепке, рисовании, аппликации, игре.

-Уметь выразить словесно свою мечту.

 

                                        Сентябрь.

1.Занятие. Тема: «Звездное небо»

                            Черный бархат неба

                             Звездами расшит

                             Светлая дорожка

                             По небу бежит (Р. Алдонин)

Загадка: Голубая простыня весь свет покрывает (небо)

Сказки и мифы.

Попытки людей летать.

Что такое звезды на самом деле

                           «На севере звезда видна

                            И называется она

                           Полярною звездой

                           Она надежный друг людей

                          И две медведицы на ней

                          Среди космических огней

                          Все ходят чередой (В.Лепилов)

Практическое задание: Соедини точки по клеткам и ты увидешь,что за созвездие изобразил художник.

Конструирование из бумаги: Самолет, Парашют.

                                          Октябрь

1.Занятие. Тема: «Можно ли проткнуть небо»

Космический телескоп. Воздух опыт с целофановыми пакетами, весами.

2.Занятие. Тема: «Сила тяжести»

Преодаление веса в воздухе опыт с воздушными шарами.

В вечерние часы наблюдение звездного неба, использовать фанарик и бинокль.

                                           Ноябрь

1.Занятие.Тема: «Из чего сделаны Солнце и Луна»

Потешка: Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка, сядь на пенек, погуляй весь денек.

Загадка: Ну-ка кто из вас ответит

                 Не огонь а больно жжет

                 Не фонарь, а ярко светит

                 И не лекарь, а печет (Солнце)

Загадка: Над домами у дорожки

                 Висит кусок лепешки

                 Над бабушкиной избушкой

                 Висит хлеба краюшка  (Месяц)

2.Занятие. Тема: «Фазы Луны» Сила притяжения Земли

Опыт: «Гигантские шаги»

Вывод: Нет в космосе ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте

все они куда-нибудь летят.

                       Верный спутник, ночей украшенье

                      Дополнительное  освещение

                      Мы конечно признаться должны

                      Было б скучно Земле без луны! (Р.Алдонина)

                                            Декабрь

1.Занятие.Тема: почему Солнце всходит и заходит? Солнце источник жизни Миф о Солнце (по книге Н. А Кун «Легенды и мифы о Древней Греции М.Учепгиз 1957 г.)

Земля шар и вертится.

                               Есть одна планета –сад

                               В этом космосе холодном

                               Только здесь леса шумят

                               Птиц скликая перелетных

                               Лишь на ней одной цветут

                               Ландыши в траве зеленой

                               Береги свою планету

                               Ведь другой похожей нету!  (Я. Аким)

Опыты: «Карусель и глобус», «Свеча и глобус»

Почему Солнце греет летои сильнее, чем зимой?

                                             Январь

1.Занятие.Тема: «Кто съедает Луну»?

Затмения. Есть ли жизнь на Луне.Полеты на Луну (1 земной аппарат Российский зонд «Луна-1» , «Луна-17 и Луна-21» доставили луноход; 24 декабря 1968 года космический корабль «Аполон -8» достиг Луны экипаж США 19 июля «Аполон-11» (командиры Олдрин и Амстронг вступили на луну)

Д/игра «Определи фазы Луны»

Опыт: Мяч свеча и глобус.

                                       Февраль

1.Занятие.Тема: «Планеты». Мифы о планетах. Планеты сами не светятся. «Блуждающие звезды».

Вечерние часы наблюдения звездного неба в бинокль.

2.Занятие. Тема: «Кометы и метеориты»

Загадка: Ни пера ни крыла,а быстрее орла

                 Только выпустит хвост понесется до звезд  (Комета)

Комета Галлея возвращается к Солнцу каждые 76 лет

Несясь на дикой скорости

Была у солнца я в гостях

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли

Я уносилась от Земли

За мной летали корабли  (Г.Сапгир)

 Автоматические зонды (передали в 1986 г. На Землю ее снимки.(Кометы Галлея). Наблюдение в бинокль (вечером) «Полярной звезды» и созвездия  «Б. Медведицы»

                                               Март

1.Занятие.Тема:1) « Солнышкины дети»

2)Что мы увидели на Венере и на Марсе .Самые большие и далекие от нас планеты.

                         Горя багровым светом

                        Из глубин космического льда

                        Смотрит Марс безлюдная планета

                       Хмурая военная звезда (С. Золотцев)

3) Творческие игры в свободное время :«Полеты в космос»

По порядку все планеты

Назовет любой из нас

Раз-Меркурий

Два- Венера

Три- Земля

Четыре- Марс

Пять- Юпитер

Шесть- Сатурн

Семь- Уран

За ним- Нептун

Он восьмым идет по счету

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон  

                                       (А.Хайт)

Галилео Галилей открыл 4 спутника планеты Юпитер.Самая большая планета, астроном Кук в 17 в. Обнаружил красное пятно.

Настольная игра «Созвездие». Д/игра «Узнай планету по описанию»

                                          Апрель

1.Занятие.Тема: «Ступени в звездный океан». Рассматривание слайдов о космосе. Знакомство с необыкновенными людьми Ю.А.Гагарин, К.Э. Циалковский, С.Королев.

Вечер: Наблюдение за движением планет Марс и Венера.

                                              Май

1.Занятие. Тема: Нет предела человеческой мысли. Орбитальные станции.

Двадцатый век к галактикам взлетая

Несет нам всем торжественную весть

Есть космонавт профессия такая

Уже такая должность в мире есть

                                                           (Б. Божилов)

Загадки: Если ясной ночью выйдешь, над собой ты увидишь ту дорогу днем она не видна (Млечный путь)

Загадка: Что за ковш если днем не найти его с огнем? (Созвездие Б.Медведицы)

Рисование по замыслу нового космического аппарата детьми.

                                              Литература

  1. Антонова, В.А. Путешествие в Страну сказок В.А. Антонова// Начальная школа. – 2003. -№ 5.
  2. Петрова, Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников Т.И. Петрова, Е.С. Петрова. –М.: Школьная Пресса,2004.
  3. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст]/ Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. –М.: АРКТИ, 2003.
  4. Байкова, М.Ю. Веселая астрономия М.Ю. Байкова. –М.: Гранд-Пресс,2005.
  5. Тиханов, А.В. Солнечная система А.В.Тихонов. –М.: Аттикус,2009.
  6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ под ред. М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой. –М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное планирование работы по ознакомлению детей 5-6 лет с историей и культурой Санкт-Петербурга

Представлены варианты занятий, работы по закреплению материала и работы с родителями...

Перспективное планирование второй младшей группы на основе примерной образовательной программы "Детство"ФГОС

Перспективное планирорвание второй младшей группы на основе примерной образовательной программы " Детсво" ФГОС...

Перспективное планирование в средней группе на основе примерной образовательной программы по ФГОС "Детство

Перспективное планирование в средней группе на основе примерной образовательной программы по ФГОС "Детство...

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном планировании образовательно-воспитательной работы.

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном пл...

Примерное планирование по трудовому воспитанию, ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе

перспективное планирование трудовой деятельности и знакомление с трудом взрослых в подготовительной группе ....