Консультация для родителей «Что такое мнемотехника и зачем она нужна»
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Пономарёва Валентина Борисовна

 

Консультация для родителей

«Что такое мнемотехника и зачем она нужна»

Мнемотехника — это совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти и речи. Они помогают ребенку быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций на основе визуального и аудиального восприятия, а также чувственных представлений.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду педагогами, логопедами, психологами.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы. 

 

Что такое мнемотаблицы?

 

Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем когда ребенок ассоциативно вспоминает один из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

 

 

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом. В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Что нужно для занятий.

Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой.

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

черно-белая мнемотаблица

Этапы создания мнемотаблицы самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

стих по мнемотаблице

 Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха  

На подносе у Фроси ананас и абрикосы.

Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.

Как заниматься по таблицам

Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

  1. Выразительно прочитать стих
  2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
  3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
  4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
  5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Мнемотехника дома.
Как можно применить принципы мнемотехники дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.
Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

Какая польза от мнемотаблицы для детей.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

  • Развивает память
  • Воображение
  • Интеллект
  • Развивает образное мышление
  • Внимательность
  • Фантазию
  • Учится выстраивать логические цепочки
  • Развивает речь и увеличивает словарный запас
  • Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что такое мнемотехника и зачем она нужна»

Мнемотехника — это совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти и речи. Они помогают ребенку быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций на основе визуального и аудиального восприятия, а также чувственных представлений.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду педагогами, логопедами, психологами.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы. 

Что такое мнемотаблицы?

Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем когда ребенок ассоциативно вспоминает один из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом. В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Что нужно для занятий.

Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой.

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

черно-белая мнемотаблица

Этапы создания мнемотаблицы самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

стих по мнемотаблице

 Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха  

На подносе у Фроси ананас и абрикосы.

Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.

Как заниматься по таблицам

Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

  1. Выразительно прочитать стих
  2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
  3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
  4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
  5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Мнемотехника дома.
Как можно применить принципы мнемотехники дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.
Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

Какая польза от мнемотаблицы для детей.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

  • Развивает память
  • Воображение
  • Интеллект
  • Развивает образное мышление
  • Внимательность
  • Фантазию
  • Учится выстраивать логические цепочки
  • Развивает речь и увеличивает словарный запас
  • Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей. Развиваем фонематический слух.

В буклете предсталены игры для развития слухового внимания и фонематического слуха....

Шпаргалка для родителей "Обучаем ребенка чтению, развиваем фонематический слух"

Шпаргалка для родителей "Обучаем ребенка чтению, развиваем фонематический слух"...

Буклет-шпаргалка для родителей. Обучаем ребенка чтению и развиваем фонематический слух.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений.Предложение - это законченная мысль.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков. Зв...

Обучаем ребенка чтению и развиваем фонематический слух

Обучаем ребенка чтению и развиваем фонематический слух...

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить"

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ станет незаменимой подсказкой при обучении грамоте, чтению и развитию  фонематического слуха у детей....

«Обучаем ребёнка чтению и развиваем фонетический слух»

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.Нарушение фонетического слуха или его недоразвитие отрицательно сказыва...