Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Знакомство с гласными звуками»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Иванова Ольга Викторовна

конспект был разработан с целью формирования у детей понятия "гласный звук".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_zvuki.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Знакомство с гласными звуками»

Цель: Формировать у детей понятие «гласный звук», отмечать на схеме красным цветом

Программные задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с гласными звуками.

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивающие:

Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь

Воспитательные: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материалы и оборудование: картинки стгласными звуками, картинки-схемы, фишки кр.цвета, домики с красными крышами.

Ход занятия:

Структура занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент

Звенит в колокольчик

Дети подходят к воспитателю

2. Мотивационно-ориентировочный этап

Восп.:

-Дети, сейчас я загадаю загадку, а вы должны будете ее отгадать:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это?

-Молодцы. Конечно, это звук.

-Как вы догадались, что это звук?

-Правильно, звуки мы слышим, слушаем.

-Какие звуки вы знаете?

-Правильно, это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

-Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки.

- Хотите узнать, что же такое гласный звук?

Дети:

звук

Дети: потому что мы его слышим

Дети: бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки

 

Дети: да

3. Поисковый этап

Восп.:

-А где нам можно узнать ?

Ответы детей

4. Практический этап

Восп.: я сейчас вам расскажу.

Садитесь на стульчики


Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий.

Посмотрите внимательно на доску, что там изображено?

-Скажите, сколько всего домов вы видите?

-Правильно, здесь 6 домов потому что в русском языке 6 гласных, сейчас я вам их назову: [a],[o],[у],[э],[ы],[и].

-Давайте повторим их еще раз.

-А как можно отличить гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

-Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть.

-Давайте попробуем все вместе, спеть каждый гласный звук по очереди.

-Теперь я предлагаю вам немного поиграть с нашими гласными звуками.

Назовем слова, начинающиеся на звук [a] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [у] , например, УКРОП (вывешивается картинка), далее – улитка, утюг, удочка, урожай, учитель, ученик и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис, икра, ива, иволга и т.д.

Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран, эхо, и т.д.

Вот сколько слов мы с вами назвали.

А сейчас давайте отдохнем, встаньте пожалуйста

Физкультминутка

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] - во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

А сейчас садимся  за столы и поворачиваемся к доске

Дети, посмотрите еще раз внимательно на наши дома, какого цвета у них крыши?

-Да, у всех домов красные крыши, но это не просто так, ведь все гласные звуки обозначаются красным цветом, а на схемах красными фишками.

Воспитатель по очереди вывешивает на доску картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит 

-Дети, сейчас я предлагаю вам в каждом слове найти гласный звук.

-Что мы видим на 1 картинке? Сколько мы слышим звуков в этом слове?

Первый звук какой? Второй? Третий?

-Какой гласный звук вы нашли?

-Как вы догадались, что это гласный звук?

-Каким цветом фишки, мы обозначим этот звук?

-Почему?

-Итак, Ваня выходи к доске, выложи фишки. Первый звук какой?

- Он гласный? Поется?

-Тогда какую фишку кладем?

- хорошо, а второй звук? Поется?

-какую фишку?

- молодец. И третий звук какой? Гласный?

- какую фишку тогда поставим?

Молодец, Ваня, садись.

А сейчас остальные слова вы выложите у себя на столе.

(вместе с воспитателем проговаривают)

Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите?).

Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.

-Молодцы и с этим заданием вы справились.

Дети садятся полукругом на ковре

Дети:

Дома

Дети: 6

повторяют

Дети выполняют

Дети называют

Дети встали около стульев, повторяют движения

Дети: красного

Дети: мак, 3 звука

Дети: м, а, к.

Дети:а

Дети: его можно пропеть

Дети: красным

Дети: все гласные звуки обозначаются красным цветом

Ребенок: м

Реб.: нет

Реб.: серую

Реб.: а, да, это гласный звук

Реб.: красную

Реб.: нет

серую

да

5. Рефлексивно-оценочный этап

Заключительная часть:

-Вам понравилась играть со звуками?

-О каких звуках мы сегодня говорили? 

 

-С какими звуками мы с вами познакомились?

-Сколько гласных звуков? Назовите их.

-Как узнать, что звук гласный?  

-Каким цветом они обозначаются? (

Ответы детей

Дети: Звуки речи

Дети: с гласными

Дети: Их 6, называют

Дети: Их можно пропеть

Дети: красным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: знакомство детей с произведением К. Чуковского «Айболит и воробей».

Задачи:1. С помощью сказки развивать фантазию детей.2. Познакомить детей с  понятием «скороговорка».3. Пополнять литературный багаж сказками К. Чуковского.4. Помочь детям понять и осмыслить настр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город гласных звуков»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в город гласных звуков»Воспитатель: Семушина С.ВЗадачи: Образовательные:закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У

Цель:  Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять  место звука в словах «утка», «арбуз»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город гласных звуков»

Задачи: Образовательные:закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;учить определять гласный звук в начале, в середи...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»

Программное содержание:Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадк...