Развитие навыков звукового анализа слова
консультация по обучению грамоте

Дабаева Майя Владимировна

Формирование навыков звукого анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_zvukovogo_analiza_slova.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков звукового анализа слова

Разработала:

Дабаева М. В.

Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

        Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

- соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;

- соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по предъявлению;

- соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

        Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:

- формирование навыков элементарного анализа;

- обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

        Первый период, в свою очередь, состоит из частей:

- выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);

- определение первого звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

        По количеству операций первый период является более развернутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры.

        Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:

- сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным словом;

- далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;

- затем умственное действие переходит в речевой план – ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

        Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа. Игры: «Назови 1-й гласный звук», «Назови последний гласный звук», «Назови 1-й согласный звук», «Назови последний согласный звук».

        Последовательный анализ слова опирается на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове.

Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.

        Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек.

        Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.

        В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков. Игры: «Где спрятался звук?» (определение места звука в слове), «Позовем звуки по порядку», «Составь слово из звуков», «Назови слово из 3-х звуков» и т.п.

        Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава? Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков –позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.

        Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения.

        Последовательность предъявляемых для полного звукового анализа слов. Общее правило при подборе слов состоит в том, чтобы не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами. Не подходят, следовательно, слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными (типа ложка, грядка). Что касается слов с безударными гласными, то они берутся не на ранних этапах, а после предварительной работы с односложными словами, причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У и Ы, как наименее подверженные редукции. Совсем же отказаться от слов с безударными гласными не стоит, просто можно произносить их орфографически – [коза], а не [каза], как мы произносим по нормам орфоэпии. Дети будут запоминать данные слова, и это будет пропедевтика правописания безударных гласных.

        Порядок анализируемых слов следующий:

        - слова из двух гласных (типа АУ)

        - слова из двух звуков (типа УМ)

- слова из трех звуков (типа РАК)

- слова из двух открытых слогов (типа МАМА)

- слова из одного слога со стечением согласных (типа ВОЛК)

- слова из одного слога со стечением согласных (типа СТОЛ)

- слова из двух слогов (типа СУМКА)

- слова из трех открытых слогов (типа КОРОВА)

Памятка звуко – слогового анализа

  1. Произнеси слово вслух.
  2. «Позови» слово, выделяя и характеризуя каждый звук, обозначь звуки соответствующей фишкой. Составь схему слова.
  3. Определи количество звуков в слове. Определи количество гласных и согласных звуков. Назови гласные и согласные звуки.
  4. Раздели слово на слоги. Произнеси первый слог. Определи количество звуков в слоге. Назови каждый звук в слоге. Прочитай слог по схеме.
  5. Аналогично проанализируй другие слоги.
  6. Прочитай слово по схеме.

Например:

  1. ЛИСА.
  2. Л’-Л’-Лиса, первый звук Л’ (согл, мягк, обозначим фишкой зеленого цвета); лИ-И-Иса, второй звук И (глас, обозначим фишкой красного цвета); лиС-С-Са, третий звук с (согл., тв, обозначим фишкой синего цвета); лисА-А-А, последний звук А (глас, обозначим фишкой красного цвета).
  3. В слове ЛИСА всего 4 звука. Из них 2 гласных: И, А и 2 согласных: Л’, С.
  4. В слове ЛИСА 2 слога: ЛИ – СА. Первый слог ЛИ, в нем 2 звука: Л’, И.
  5.  Второй слог СА, в нем 2 звука: С, А.
  6. ЛИСА.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.

Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слов является основой успешного обучения дошкольника грамоте. В данной картотеке подобраны игры, которые помогут научить ребенка выделять звуки...

ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА НА ТЕМУ: «Развитие навыков звукового анализа слова».

познакомить родителей с особенностями работы по формированию звукового анализа....

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слова

Звуковой анализ включает:1.    определение первого и последнего звука в слове.2.    определение наличия звука в слове;3.    определение места звука в слове...

Картотека игр на развитие навыков звукового анализа слов

Представляю вашему вниманию подборку игр на развитие умения у старших дошкольников дифференцировать звуки (гласные- согласные, определять место звука в слове, количество звуков)...

Картотека Игры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов

КартотекаИгры и упражнения на развитие навыка звукового анализа слов...

Консультация для родителей "Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей 5-7 лет"

Рекомендации родителям по развитию звукового анализа слова у детей 5-7 лет....