Профилактика дисграфии
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Тукиш Татьяна Федоровна

Дисграфия – это довольно распространенное проблема начальной школы. Поэтому профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребенок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.Лучше всего это делать в игре, либо предлагать ребенку занимательные задания, которые развивают речь и мышление и помогают лучше запомнить начертание букв.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии

Дисграфия – это довольно распространенное проблема начальной школы. Поэтому профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребенок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.

Лучше всего это делать в игре, либо предлагать ребенку занимательные задания, которые развивают речь и мышление и помогают лучше запомнить начертание букв.

В первую очередь знакомим ребенка с самыми распространенными гласными- «А», «У», «О», «И». Затем с согласными, с которыми можно составить первые слоги и короткие слова для чтения, далее со всеми остальными гласными и согласными.

Напомню распространенные игры, не потерявшие актуальность и по сей день, которые помогут ребенку выучить и запомнить графические изображения букв. Это игры с пластилином «Вылепи букву», игры со счетными палочками или мозаикой «Составь букву», ниткография, буквы из проволоки, «Выложи букву (из камней, шишек, желудей, прутиков, шнурков, веревочек, выкладывание букв из различных семян (фасоли, гороха, семечек и т.д.);)», игры с красками и водой, мелками, рисование букв на руке, щеке, спине ребенка, для того чтобы развить тактильные ощущения. Занимательно и полезно «рисовать» буквы в воздухе пальцем или рукой.

Необходимо также запастись карточками, с изображением букв, т.к. очень много игр, где используются карточки. Например, «Собери букву», где буква разрезается на две и более частей.

Игра «Найди недостающее». В этой игре убираются нижние или верхние половинки букв. Ребенок должен  положить на место недостающие половинки букв.

Игра «Найди различия между буквами». Используются парные карточки с буквами «Г» и «Т», «Н» и «П», «Р» и «Ф». «Х» и «Ж», «Ц» и «Щ», «Б» и «Ь». Можно сказать, чем отличаются буквы одна от другой, а можно выделить отличия цветом.

Игра «Картинный диктант». Используются картинки в которых буквы зашифрованы. Дети узнают буквы и записывают их в тетрадь.

Игра «Запомни и назови буквы». Детям предлагаются карточки с буквами. Задание: посмотри внимательно на буквы. Я уберу карточку, а ты назови буквы, которые запомнил.

Игра – пазл «Собери слово по картинке и буквам». Карточки разрезаются на части по количеству букв в слове. Раскладываются вразброс. Ребенок собирает пазл в правильном порядке.

Интересная игра «Допиши буквы». В ней части букв уже написаны на карточках. Нужно дописать букву, не повторяя их в строке.

Игра «Прятки». Найди буквы, которые спрятались за кубиками, за камешками, за деревьями, зща облаками и т.д., превратились в цветы или в какие-то другие предметы.

Полезны также задания на формирование зрительного гнозиса: буквы, наложенные друг на друга, спрятанные за предметами, недописанные, неправильные.

Приносят пользу и различные упражнения на различие письменных и печатных букв.

Желательно использовать различную азбуку. Пластмассовые буквы, буквы из толстого картона, деревянные и даже вязаные. Дидактические игры с азбукой: "Подбери к букве картинку или предмет", "Разложи по порядку: гласные, потом согласные", "Какая буква пропущена", «Составь из букв слово", «Чего не стало", "Посмотри на букву и нарисуй такую же".

Игры, описанные здесь, помогают развить точность и целостность зрительного восприятия образа буквы, развивают зрительное внимание и мелкую моторику. Умение выделять графические элементы букв, точность зрительного восприятия — это серьёзная профилактика нарушений письма. Данные игры полезны всем детям. Особенно эти игры полезны для детей с ОНР и  леворуких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....