Набор лексико-грамматических игр и заданий для дошкольников.
картотека по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Полтавцева Ирина Николаевна

Набор лексико-грамматических игр и заданий

для дошкольников

 

Игра «Один — много» (с мячом).

Цель: активизировать в словаре детей слова, обозначающие названия объектов и явлений неживой природы; закреплять умение детей изменять слова.

Задание. Педагог называет объект или явление из мира неживой природы в единственном числе (например, звезда) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок отвечает словом во множественном числе (звезды) и возвращает мяч педагогу.

Звёздочка — звёздочки, месяц — месяцы, солнышко — солнышки, дождь (-ик) — дожди (-ики), тень — тени, неделя — недели, море — моря, мороз — морозы, время — времена, планета — планеты, земля — земли, век — века, ветер — ветры (ветра), огонь — огни, огонёк — огоньки, молния — молнии и т. д.

 

Игра «Раньше — позже».

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие временные явления, уточнять применение предлогов (за, перед, до, после); развивать временную ориентировку; упражнять в изменении, согласовании существительных в форме творительного падежа.

Материал: сюжетные и символические картинки с изображением времён года, времени суток, месяцев, дней недели.

Задание. Расставить группы картинок в ряд по временным отрезкам: времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Назвать картинки в ряду по порядку, отвечая полным предложением на вопросы: «Какое время года следует за… (например, зимой)?» и «Какой день недели был перед… (например, вторником)?»

 

Игра «Какой? Какие?»

Цель: упражнять детей в практическом усвоении суффиксального способа образования прилагательного от существительного.

Задание 1: определить объект, явление по нескольким признакам.

Например, блестящая, грозная, сверкающая, опасная — молния.

Задание 2: преобразовать действие в определение («что делает?» — «какой?»).

  • молния сверкает — сверкающая молния;
  • молния сверкнула — сверкнувшая молния;
  • дождь льёт — проливной дождь;
  • ветер воет — воющий ветер;
  • мороз трещит — трескучий мороз и т. д.

 

Игра «Отражение в озере».

Цель: активизировать в речи детей названия цвета, величины; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде.

Материалы: цветные очки, предметные картинки по теме, цветная бумага.

Задание: Водяной со дна озера видит все предметы:

  • искажённой формы;
  • искажённой величины.

В. Представьте себя в роли Водяного и скажите, как изменятся эти предметы.

Например: «Я вижу розовую реку, розовые облака, розовый снег, розовую землю, розовый дождь, розовые звезды. И все дни мои стали розовыми!»

«Я вижу квадратные облака, квадратное солнце, квадратный камень, квадратную каплю…»

«Я вижу огромный камень — валун, огромную снежинку — снежинищу, огромную волну — цунами, огромную гору, огромные тучи и облака…»

 

Игра «Украсим слово».

Цель: активизировать качественный словарь по теме «Неживая природа»; развивать деловую форму общения между сверстниками.

Дети делятся на подгруппы по 3—4 человека и выбирают по жребию символическую картинку с изображением объекта или явления неживой природы.

Задание: каждая команда по очереди называет слово — определение к объекту. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.

В. Подберите определения к названному слову (по одному слову каждому ребёнку).

Например: осень — разноцветная, богатая, пёстрая, урожайная, дождливая, холодная, тёплая, мокрая и т. д.

Поделить детей на подгруппы, например, по принципу рода имени существительного или его числа.

  • Дождь, ветер, мороз (мужского рода): сильный, грозный, неуёмный…
  • Туча, река, земля, звезда (женского рода): огромная, далёкая…
  • Облако, солнце, море (среднего рода): утреннее, ласковое…
  • Дни, вечера, волны (множественное число): весёлые, приятные…

 

Игра «Ласковое имя» (можно проводить с мячом, с микрофоном или по кругу, как считалочку).

Цель: закреплять у детей навык суффиксального словообразования (-оньк- , -еньк- , -чк- , -чн- и др.); активизировать и обогащать словарный запас.

Время — времечко, мир — мирок, дождь — дождик — дождичек, снег — снежок, мороз — морозец, дым — дымок — дымочек, огонь — огонёк — огонёчек, земля — земелька — землица.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nabor_leksiko-grammaticheskih_zadaniy.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Набор лексико-грамматических игр и заданий

для дошкольников

Игра «Один — много» (с мячом).

Цель: активизировать в словаре детей слова, обозначающие названия объектов и явлений неживой природы; закреплять умение детей изменять слова.

Задание. Педагог называет объект или явление из мира неживой природы в единственном числе (например, звезда) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок отвечает словом во множественном числе (звезды) и возвращает мяч педагогу.

Звёздочка — звёздочки, месяц — месяцы, солнышко — солнышки, дождь (-ик) — дожди (-ики), тень — тени, неделя — недели, море — моря, мороз — морозы, время — времена, планета — планеты, земля — земли, век — века, ветер — ветры (ветра), огонь — огни, огонёк — огоньки, молния — молнии и т. д.

Игра «Раньше — позже».

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие временные явления, уточнять применение предлогов (за, перед, до, после); развивать временную ориентировку; упражнять в изменении, согласовании существительных в форме творительного падежа.

Материал: сюжетные и символические картинки с изображением времён года, времени суток, месяцев, дней недели.

Задание. Расставить группы картинок в ряд по временным отрезкам: времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Назвать картинки в ряду по порядку, отвечая полным предложением на вопросы: «Какое время года следует за… (например, зимой)?» и «Какой день недели был перед… (например, вторником)?»

Игра «Какой? Какие?»

Цель: упражнять детей в практическом усвоении суффиксального способа образования прилагательного от существительного.

Задание 1: определить объект, явление по нескольким признакам.

Например, блестящая, грозная, сверкающая, опасная — молния.

Задание 2: преобразовать действие в определение («что делает?» — «какой?»).

  • молния сверкает — сверкающая молния;
  • молния сверкнула — сверкнувшая молния;
  • дождь льёт — проливной дождь;
  • ветер воет — воющий ветер;
  • мороз трещит — трескучий мороз и т. д.

Игра «Отражение в озере».

Цель: активизировать в речи детей названия цвета, величины; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде.

Материалы: цветные очки, предметные картинки по теме, цветная бумага.

Задание: Водяной со дна озера видит все предметы:

  • искажённой формы;
  • искажённой величины.

В. Представьте себя в роли Водяного и скажите, как изменятся эти предметы.

Например: «Я вижу розовую реку, розовые облака, розовый снег, розовую землю, розовый дождь, розовые звезды. И все дни мои стали розовыми!»

«Я вижу квадратные облака, квадратное солнце, квадратный камень, квадратную каплю…»

«Я вижу огромный камень — валун, огромную снежинку — снежинищу, огромную волну — цунами, огромную гору, огромные тучи и облака…»

Игра «Украсим слово».

Цель: активизировать качественный словарь по теме «Неживая природа»; развивать деловую форму общения между сверстниками.

Дети делятся на подгруппы по 3—4 человека и выбирают по жребию символическую картинку с изображением объекта или явления неживой природы.

Задание: каждая команда по очереди называет слово — определение к объекту. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.

В. Подберите определения к названному слову (по одному слову каждому ребёнку).

Например: осень — разноцветная, богатая, пёстрая, урожайная, дождливая, холодная, тёплая, мокрая и т. д.

Поделить детей на подгруппы, например, по принципу рода имени существительного или его числа.

  • Дождь, ветер, мороз (мужского рода): сильный, грозный, неуёмный…
  • Туча, река, земля, звезда (женского рода): огромная, далёкая…
  • Облако, солнце, море (среднего рода): утреннее, ласковое…
  • Дни, вечера, волны (множественное число): весёлые, приятные…

Игра «Ласковое имя» (можно проводить с мячом, с микрофоном или по кругу, как считалочку).

Цель: закреплять у детей навык суффиксального словообразования (-оньк- , -еньк- , -чк- , -чн- и др.); активизировать и обогащать словарный запас.

Время — времечко, мир — мирок, дождь — дождик — дождичек, снег — снежок, мороз — морозец, дым — дымок — дымочек, огонь — огонёк — огонёчек, земля — земелька — землица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на материале темы: «Домашние животные»

Цели: -Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое восприятие», «Общеречевые навыки», «Мелкая и общая моторика».-Интеграция образовательных облас...

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде»

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде»...

Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразовани...

Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр"...