Конспект итогового фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 6 до7 лет на тему: «Спасение королевы Букволандии».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Колесникова Юлия Леонидовна

Данное занятие нацелено на закрепление и систематизацию знаний детей, полученных на занятиях по обучению грамоте. Занятие преставлено в виде квест-игры, где дети, следуя по карте от одного пункта к другому,  выполняют интересные задания и решают поставленную перед ними проблемную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия31.47 КБ
Файл Презентация к занятию.2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового фронтального логопедического занятия по обучению грамоте  в группе комбинированной  направленности для  воспитанников в возрасте от 6 до7 лет на тему: «Спасение королевы Букволандии».

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей, полученные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи: 

 Образовательные: 

  • закреплять умение  выделять первый звук в слове;
  • закреплять умение давать характеристику звука;
  • закреплять навык звукобуквенного анализа слова;
  • закреплять навык деления слова на слоги;
  • закреплять графический образ букв;
  • закреплять навык чтения слогов и слов;
  • закреплять умение составлять предложение с данным словом;
  • закреплять умение разгадывать ребусы;
  • закреплять умение составлять слово из данных букв.

Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

 - развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать и делать выводы;

- развивать внимание, восприятие и память;

- развивать мелкую и общую моторику.

- развивать ориентировку в пространстве.

Воспитательные:

- воспитывать  интерес к родному языку;

-  формировать  навыки  взаимопомощи и взаимовыручки, самостоятельности, инициативности, ответственности.

- развивать самооценку.

ОБОРУДОВАНИЕ

 Презентация  мультимедиа; звуковые файлы (физкультурная минутка); магнитофон; проектор;  экран;  конверт с письмом; зеркала по количеству детей;  листы бумаги А4,  с  написанными белым восковым карандашом буквами (А, А, З, Б, К, У); кисточки; краски; листы с заданиями на каждого ребёнка ( на листе первая буква имени ребенка и два прямоугольника, разделенных на 4 квадрата); карандаши красный, зеленый, синий и простой на каждого ребенка; магнитная доска; солнышки  красного и желтого цвета по количеству детей; буквы-раскраски.

Ход занятия.


I. Организационный момент.

Логопед:  Ребята, проходите на ковер, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь встанем в круг, возьмемся за руки, и  скажем наше приветствие:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, к нам в детский сад пришло необычное письмо, оно адресовано детям, которые собираются в этом году идти в школу, значит это письмо для вас. Сейчас мы его прочитаем.

Логопед открывает конверт и читает письмо: «Здравствуйте, ребята!  Я королева   волшебной страны Букволандии прошу Вас о помощи. Злой колдун Буквоед пробрался в мое королевство и украл все буквы моего имени. Теперь я не помню как меня зовут  и не могу попасть в свою страну, где сейчас  царит беспорядок. Как только вы поможете мне вспомнить мое имя, колдовские чары исчезнут вместе со злодеем  Буквоедом, и все станет как прежде.  Вам предстоит пройти  испытания, и найти путь к моему королевству. Я знаю, что вы умные и смелые ребята. Помогите мне, пожалуйста!»

Логопед: Ребята, вы согласны помочь королеве Букволандии?

Дети: Да.

3. Основная часть занятия.

1)Артикуляционная гимнастика.
Логопед: А перед началом нашего путешествия я предлагаю вам вспомнить артикуляционную считалочку и провести разминку для нашего язычка. Давайте возьмем зеркала, сядем в круг на ковре, я буду говорить слова, а вы выполняйте необходимые движения.

Раз – мы ротик открываем,

 Будто кошечки зеваем.

Два – подуем в дудочки,

Губки, словно трубочки.

Три – на губки посмотри,

Улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире,

Барабаним на «четыре».

Пять – откроем рот опять.

Нужно губку облизать.

Шесть – почистим наше нёбо,

Нёбо чистым стало чтобы.

Семь – мы звонко будем цокать.

Так стучит копытцем лошадь.

Восемь – к нам приходит осень,

Вырос гриб на счете «восемь».

Девять – сделай-ка гармошку,

Поиграй на ней немножко.

Десять – можно поболтать,

Поболтать и не устать.

Открывать широко рот и закрывать его.

Тянуть губы вперед «хоботком»

Широко улыбаться, растягивая губы

Рот широко открыт, стучать широким языком по верхнему небу д-д-д-д

Рот открыть, широким языком облизываем верхнюю губу, втягивая язык вглубь рта

Рот открыть, проводить широким языком вперед-назад по нёбу.

Рот открыт, медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая его.

Широко открыть рот, присосать язык к нёбу и не отрывать его.

Делаем «грибок», поднимаем и опускаем нижнюю челюсть, не отрывая язык от нёба

Болтать языком, проводя им вперед-назад по верхней губе «бл-бл-бл»…

Логопед: Молодцы, ребята, кладите зеркала в корзинку, теперь мы готовы отправляться  на помощь.  Садитесь за столы.  (Презентация на экране). Посмотрите, а вот карта, на которой указан  наш путь. Нам предстоит  преодолеть множество преград и трудностей. Каждая остановка обозначена большим кругом, где нас ждут задания злого колдуна Буквоеда.  Если мы будем верно выполнять задания, то колдун будет возвращать нам по одной букве из имени королевы страны Букволандии. Когда мы  соберем все буквы и узнаем имя королевы, колдовство развеется.  И так мы отправляемся. Посмотрите, вот наша первая  преграда.

Какое же задание приготовил нам Буквоед? Надо отгадать загадку:

На странице букваря  тридцать три богатыря. 
Мудрецов-богатырей  знает каждый грамотей.
                                                             Ответ (Буквы)

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Логопед: Правильно, ребята, это буквы. А  что обозначают буквы?

Дети: Буквы обозначают звуки.

2) Выделение первого звука в слове и  закрепление навыка давать его характеристику.

Логопед: правильно, сейчас вам надо подойти  к столу и  взять карточку, на которой написана  первая  буква  Вашего имени, определить,  на какой звук начинается ваше имя, дать ему характеристику и разместить эту букву в одном из домов нашего «Города звуков и букв».

(Дети выполняют задание)

Логопед: С первым заданием мы справились, и вот нам Буквоед отдал какой-то листок. Посмотрим, куда дальше мы с вами отправимся? Следующая остановка и новое задание от колдуна Буквоеда.

Отгадайте загадку:

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова...

Собираются звуки в...  (Слова)

3) Звукобуквенный анализ слова

Логопед: Правильно, ребята, это слова. И вот следующее задание. Вам надо записать и прочитать слово по  первым  буквам представленных картинок. (презентация). Давайте сначала назовем картинки, которые здесь нарисованы.

Дети: Лук, иголка, самокат, апельсин.

Логопед: Молодцы. Все верно. Теперь запишите первую букву каждого слова в прямоугольнике на своих листах. Прочитайте, что у вас получилось?

Дети: ЛИСА.

Логопед: Верно. Это слово «лиса». Вы справились с этим испытанием и у нас появился еще один листок. Посмотрим, куда же дальше мы попадем?

(Дети следят по карте)

И вот следующая преграда и новая загадка:

Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху…    (Ударение).

4) Постановка ударения в слове

Логопед: Надо поставить ударение в слове из предыдущего задания. Послушайте, я вам это слово произнесу, и определите, какой звук в нем ударный  «лисА».

Дети: Ударение падает на звук А.

Логопед: Правильно, поставьте ударение на звук  А. В нижнем прямоугольнике  нарисуйте цветными карандашами схему этого слова. Давайте проверим. (Логопед выбирает одного ребенка, чтобы он  продиктовал схему, на экране – так же появляется схема этого слова)

Логопед: И с этим испытанием вы справились. Вот еще один листок нам  отдал колдун Буквоед. Давайте посмотрим, что же нас ждет дальше? (Дети следят по карте).

4. Физкультурная минутка.

Буквоед приготовил для нас  интересную зарядку, выходите на ковер, слушайте внимательно и выполняйте все движения.  Используется песня Железновых «Головами покиваем».

Головами покиваем, носиками помотаем,

И зубами постучим, и немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим и про ручки не забудем,

Пальчиками потрясем и немножко отдохнем.

Мы ногами поболтаем и чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобъем и сначала все начнем.

Головами покиваем, носиками помотаем,

И зубами постучим, и немножко помолчим.

Дети вместе с логопедом выполняют зарядку под  музыку.

Логопед: А вот и следующий листок у нас появился. И Буквоед приготовил для Вас следующую загадку.

Слово делим мы на части.
Это ведь – большое счастье.
Сможет каждый грамотей
Сделать слово из частей. (Слог)

5) Деление слов на слоги.

Верно, ребята, это слог и сейчас мы будем делить слова на слоги. Вы будете брать картинку,  называть предмет, который там изображен, а затем шагами делить это слово на части (слоги). Прикреплять картинку будете в соответствующий количеству слогов прицеп грузовика.

Слова: машина, кошка, дом, капуста, стул, палка, черепаха, линейка, жук, альбом.

Логопед: Дети, а теперь разделите на слоги слово лиса, которое у вас записано на листочках. Сколько в этом слове слогов?  

Дети: Два.

Логопед: Почему в этом слове 2 слога?

Дети: Потому что в этом слове 2 гласных звука. А мы знаем правило: сколько  в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: Разделите слово на слоги чертой, после какой буквы мы ее проведем?

Дети: После буквы И.

 Логопед:  Ребята, посмотрите на нашу карту, вы справились со следующим  испытанием и буквоед нам вернул еще один листок. Вот мы с вами и добрались до последнего задания. И для вас следующая загадка:

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
Ведь я составлю …(предложение).

6) Составление предложения с данным словом, подсчет количества слов в предложении.

Логопед: Правильно ребята, это предложение. И Буквоед просит  каждого из вас составить предложение со словом, которое вы делили  на слоги, и посчитать сколько слов  в вашем предложении.

Дети вместе с логопедом выполняют это задание.

Логопед: Ну, вот,  мы   справились со всеми испытаниями и вернули последний листок. Только  как же мы  узнаем  имя  королевы Букволандии, если все эти листочки пустые?  

7)  Разгадывание ребусов.

Ой, ребята, посмотрите на экран, здесь еще одна загадка. Нам нужно отгадать ребус.

(На экране картинка ребус со словом кисточка  и  ребус со словом краска)

Ребята, я догадалась, нам надо взять кисточки с красками и раскрасить  эти листы, может  быть  тогда мы сможем помочь королеве Букволандии.

Дети  полностью раскрашивают листы, которые они получали за выполнение заданий. На каждом листе начинает появляться буква, которая заранее была нарисована и закрашена белым восковым мелком. Краска не ложится на восковой мелок и закрашивает бумагу вокруг буквы, таким образом буква остается белая и она видна на цветном фоне.

Логопед: Ребята, что у вас получилось?

Дети: Буквы.

8) Составление слова из данных букв.

Логопед: Давайте мы  прикрепим эти буквы на доску и составим из них имя королевы страны Букволандии.

(Дети прикрепляют к доске буквы А,А,У,З,К,Б и составляют слово АЗБУКА)

5. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: Молодцы, ребята. Вы отлично справились со всеми испытаниями, победили злого колдуна Буквоеда,  помогли королеве вспомнить свое имя, и спасли страну Букволандию. На этом наше путешествие подходит к концу,  я предлагаю вам подойти к столу. Кому сегодня было легко и всё получалось, тот возьмёт желтое солнышко. Кому было интересно, но немного трудно выполнять задания, тот возьмёт красное солнышко. Скажите мне, пожалуйста, что вам понравилось в  нашем путешествии, а что вызвало трудности? Почему Вы взяли солнышко этого цвета? (Ответы детей).

А королева Азбука приготовила для вас вот такие замечательные буквы-раскраски, которые вы можете забрать к себе в группу. (Сюрпризный момент).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 11

КИС

Слайд 12

М КР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки С , С’. Буква С »

Конспект открытого  фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки  С , С’.  Буква  С »...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.

Тема занятия: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д».Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`]и букв Т – Д.Задачи занятия: Коррекцио...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме Звуки[Т-Ть]

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учи...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...