Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Федоренко Раиса Михайловна

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Показ открытого мероприятия в рамках социального партнерства в преемственности со школой. Подготовила и провела воспитатель: Федоренко Раиса Михайловна.

                                                                                                                                       Тема: «Помощь Карлсону. Звук и буква К».

Цель: создать условия для закрепления детьми звука ( к,кь) и буквы  «К» и для обогащения словарного запаса.

Задачи:

- уточнить артикуляцию звуков (к) и (кь),закрепить целостный образ буквы «К»; активизировать словарь существительных и прилагательных (продукты питания); упражнять в умении образовывать множественное число существительных; совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные; формировать лексико - грамматический строй речи, упражнять в умении составлять предложения по сюжетным картинкам  и схемам;

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, зрительную память, мелкую моторику, внимание;

- воспитывать желание оказывать помощь сказочным героям ,уточнить, навыки культурного поведения, целеустремленность.

Методы и приемы:

Наглядные:

- методы: рассматривание предметных и сюжетных картинок;

- приемы: показ способов действия;

Словесные:

- методы: создание проблемной ситуации, чтение художественной литературы;

- приемы: вопросы, объяснение, оценка, самооценка;

Игровой:

- методы: введение персонажа:

- приемы: загадывание и отгадывание загадки, использование игр с мячом:

Практический метод: выполнение штрихования.

Словарная работа: обогащение словарного запаса  по теме «продукты питания»

Интеграция образовательных областей: познавательно - речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:  серия предметных картинок по теме: «Продукты питания»;кружки синего и зеленого цвета; схема для образования множественного числа; сюжетные картинки из мультфильма о Карлсоне; схемы предложений; схемы и цветные фишки для звукового анализа слов; альбом для штриховки, карандаш; мяч.

                                 Ход  НОД.

Дети играют в игрушки.

1.Издается  звук, жужжание моторчика. Что же это может быть?(Высказывания детей).

Загадывание загадки:

Он веселый, заводной  и  пропеллер за спиной,

Поднимает настроенье, любит сладкое варенье,

Малыша всегда смешит,

Кто же это? Подскажи !

(Ответы детей) Появляется на эране веселый  Карлсон и машет им рукой.

Скоро у нашего  друга Карлсона  день рождение.Он хочет пригласить к себе друзей и приготовить угощения.Только  Карлсон  совсем не знает какие бывают продукты питания. (дети называют разные продукты).

Ребенок читает стихотворение

«Какие бывают продукты» .                                                                         Молодцы! Вы много назвали продуктов, давайте отберем те продукты в названиях которых есть звук  (к,кь).

2.Работа со словами.

- Пошел как-то Карлсон в магазин за продуктами, а названия их не знает. Помогите ему, выберите из продуктов те :

      а)  В названии которых звуки  (к,кь) стоят в начале слова;

      б)  В названии которых звуки  (к,кь) стоят в середине слова;

      в)  В названии которых звуки  (к,кь) стоят в конце слова.

(Дети выбирают картинку, называют продукт и вешают под схему)

х____________               _____х_______            _____________х                

  кефир                              молоко                        пирог

  колбаса                           сосиски                       персик

  кекс                                 яблоко                         сухарик

  кукуруза                         булка

  капуста                           эскимо

  конфеты                          кукуруза

-  Образование   множественного числа.

         Каких нужно нам продуктов

         Хорошо мы знаем,

         Но, а сколько мы их купим

         Дружно сосчитаем.

(Дети  переходят в другую зону к схеме образования множественного числа).

  •  1 персик – 2 персика – 5 персиков
  •  1 конфета - 2 конфеты - 5 конфет
  •  1сосиска – 2сосиски  -  5 сосисок
  •  1яблоко  -   2яблока   - 5 яблок
  •  1 окорочок – 2 окорочка – 5 окорочков  

3.Ребята,а вы знаете самое любимое лакомство Карлсона? (Варенье)

Игра «Какое варенье?» (В кругу с мячом).

Из клюквы  -  клюквенное,

     клубники  -  клубничное,

     брусники  -  брусничное,

     ежевики   -  ежевичное,

     морошки  -  морошковое,

     калины    -  калиновое,

     персика   -  персиковое,

     абрикоса  -  абрикосовое,

     земляники – земляничное.

4. Составление предложений.

Что изображено на картинках?  (Экран) Составьте по ним предложения согласно схемам.

Примерные предложения и иллюстрации:

- Карлсон живет на крыше.

- Карлсон веселит Малыша.

- Карлсон держит банку варенья.

- Карлсон любит пошалить.

5. А какие напитки можно предложить Карлсону,чтобы он приготовил их к праздничному столу? Только одно условие: все они должны начинаться со звуков (к,кь).

(Компот, кисель, какао, кока-кола, кефир, квас, кофе, крем-сода).

Ребята, мы называли продукты питания, играли в разные игры, какой звук чаще всего встречался в словах?

6.Электронная  физминутка  для глаз (дети стоят перед экраном в шахматном порядке).

7.Характеристика звука. Повторение.

Ребята, что вы знаете о звуках  (к,кь),какие они (Согласные)

Почему они согласные? (Мы не можем их пропеть, Голос встречает во рту преграду)

Что делают зубы, губы, язычок, когда мы произносим звуки (к и кь)?

(губы – улыбаются, зубы – приоткрыты, кончик языка внизу)

Вывод: при произношении звуков воздух встречает преграду, поэтому это согласные звуки. 

8.Работа со цветными кружками.

Игра «Определи звук».

Называю слово, дети поднимают кружок, определяя звук. Зеленый –когда слышат мягкий согласный в слове, синий- когда твердый согласный.

( Кольцо, кукла, кекс, кирпич, калач, космос, кегли, кукла, кефир. колбаса)

У каждого звука есть определенный знак, который его обозначает. Это буква. Скажите, чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим ,а букву видим и пишем).

9. Ребенок на столе находит букву и прикрепляет  на мольберт.

        * Из каких элементов она состоит? (Из палочек).

        * Сколько палочек? (3).

        * В какую сторону она смотрит? (В правую).

 (Прописываем в воздухе).

На прямую  палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой  К  на нас глядит (Дети стоя изображают букву стоя, отведя руку и ногу в  правую сторону)

10. Звуковой  анализ слов. (Дети садятся за столы, у каждого своя картинка, полоска с квадратиками, обозначающая количество звуков в слове и цветные фишки: красного цвета – гласный звук, синего – твердый согласный, зеленого – мягкий согласный).

11. Подарок для Карлсона. Что он любит кроме варенья? (Торты)

Вот и подарим ему много тортов, только их нужно заштриховать. Каждый заштрихует по – своему. Линии какими должны быть? (прямыми), расстояние между линиями одинаковое.

12. Вам понравилось помогать Карлсону? Карлсон остался доволен и благодарит вас за помощь.

Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня работали. Все старались.

 

                                                 

                                            САМОАНАЛИЗ.                                                                                                       Вашему вниманию представлен фрагмент непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.

Данная деятельность мною была организована в подготовительной к школе группе.

В рамках социального партнерства в преемственности со школой, при поступлении детей в школу, учителя рекомендуют уделять больше внимания развитию фонематического слуха детей и подготовке к обучению грамоте. Эта проблема стала целью моего занятия и не только занятия, а более углубленной работы в этом направлении.

На этой непосредственно образовательной деятельности мною были поставлены следующие задачи:

- активизировать словарь существительных и прилагательных;

- формировать умение различать твердые и мягкие согласные;

- формировать грамматический строй речи;

- упражнять в умении  составлять предложения по картинкам и определять количество слов в предложении;

- упражнять в местонахождении звука в слове.

Использовала комплекс методов и приемов:

Наглядные, словесные  игровые  и практический метод.

В представленном видеоролике вы увидели использование словесного метода – создание проблемной ситуации игрового приема введение персонажа:

- Игра «Определи звук» (работа с цветными кружками), различение твердых и мягких согласных. Даем возможность детям подумать и по сигналу поднять. Получается фронтальный опрос,  где видно какие дети в этом затрудняются. Таким образом ,в этом направлении  с этими детьми планирую индивидуальную работу.

 -  «Работа со словами». Использовала наглядный метод – рассматривание предметных картинок, где дети помогают Карлсону выбрать те продукты , в названиях которых звук ( к,кь )  находятся вначале, середине и конце слова ( с использованием схем).

- Игра «Какое варенье?» - игровой прием с мячом. Активизация словаря.

-  Составление предложений по картинкам (грамматический строй речи). Игровой прием с использованием мяча, для определения количества слов в предложении.

- Практический метод – выполнение штриховки ( развитие мелкой моторики рук, глазомера).

Использование данных методов и приемов на этой непосредственно образовательной деятельности считаю эффективными, было построено в игровой форме со сменой видов деятельности, дети были заинтересованы, все прошло в темпе.

Спасибо за внимание!

       

     

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по фонетике и обучению элем. грамоты. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: знакомство с правильным произношением зв.-Ч-, совершенствование навыков звуко-слогового анализа, заучивание скороговорки, пересказ текста с выбором слов со зв. -Ч- из текста....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Ж»

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Ж»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Путешествие в страну букв : буква К " в средней группе

Занятие посвящено знакомству с буквой К и звуком К, закреплению правильного произношения звуков К твердого и К мягкого, понятия "согласный" и " гласный" звук, определению места зву...

Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам  [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...