Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Звук [ Р ], Буква Р (подготовительная группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Бойко Наталья Николаевна

Цель-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_zvuk_r.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте

“Звук [р]. Буква Р”

(подготовительная группа).

Тема. Звук [р]. Буква Р.

Цель. Познакомить детей со звуком [Р] и буквой Р.

Задачи::

1). Уточнить правильную артикуляцию звука [р];

2). Учить выделять звук [р] из слов, давать его

характеристику;

3). Закрепить умение определять место звука [р] в словах;

4). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 4-ёх

звуков;

5). Совершенствовать навык фонематического синтеза;

6). Учить читать слоги и слова с новой буквой;

7). Систематизировать знания об овощах и фруктах, домашних

животных, профессиях.;

8). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

выразительностью речи;

9). Развивать мелкую моторику;

10). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к

занятиям.

Оборудование: фланелеграф, наборное полотно, карта путешествия изображением станций. предметные картинки на [р], рабочая тетрадь, пособие для определения места звука в слове, таблица слогов и слов с буквой Р, детали для конструирования буквы Р, картинки с изображением домашних животных, муляжи овощей и фруктов, цветные карандаши, цветные ручки, мяч.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.

  1. Основная часть

1). Постановка цели занятия.

- Сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное путешествие, познакомимся с новым звуком и с новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы?

( Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем)

2). Знакомство с новым звуком:

а) Выделение звука [р] из слов;

-Отгадайте загадку:

Цветное коромысло

Над городом повисло. (Радуга)

- Определите первый звук в этом слове.

-Отгадайте другую загадку:

Не конь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

- Определите последний звук в этом слове.

б) Уточнение правильной артикуляции звука [р], его

характеристика и обозначение;

Произнесите еще раз этот звук [р-р-р]. Это упражнение называется “моторчик”.

Возьмите в руки зеркала и проверьте правильно ли вы произносите [р]:

- губки свободны;

- зубки сближены, но не соприкасаются;

- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и

вибрирует;

- посередине язычка идет теплая воздушная струя;

- “горлышко” работает.

-На что похож звук [р]? (рычит собака)

Символ звука: собака громко рычит:[Р-Р-Р] (выставляется картинка на фланелеграф)

-Дайте характеристику звука [р]

(согласный, твердый, звонкий)

- Как будем обозначать этот звук?

(кружком синего цвета)

в). Повторение слоговых рядов.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у Ромы в руках шары.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

г).Определение места звука [р] в словах;

- А теперь мы отправляемся на поезде в путешествие.

Чух-чух, чух-чух,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз бежит,

-Тороплюсь! – гудит.

-Чтобы определить, в каком вагоне каждый из вас поедет, нужно определить место [р] в словах и расставить картинки в соответствующие вагончики.

-Все заняли свои места, поезд отправляется.

д). Отбор овощей и фруктов, домашних животных, в названии которых есть [р]

1-я станция “Сад-огород”

- В корзинку нужно собрать овощи и фрукты, садовые ягоды, в названии которых есть[р].

(картофель, помидор, морковь, груша, смородина, крыжовник, виноград)

2-я станция “У бабушки в деревне”.

-Найдите на картинке домашних животных, в названии которых есть [р].

(корова, баран)

- Какую пользу приносят эти домашние животные?

Из молока делают много продуктов: творог, кефир, простоквашу и др.

-Повторите скороговорку:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

е). Работа в тетради. Звуковой анализ слова “РОЗА”

3-я станция “Цветочная”

-Поезд прибыл на следующую станцию, которая называется “Цветочная”. Откройте тетради на странице 21. Какие цветы здесь изображены? (роза, ромашка)

-Как вы думаете, почему здесь нарисованы эти цветы? (Названия цветов начинаются со звука [р])

-Сейчас вы будете художниками. Вы должны раскрасить цветы, при этом нужно сказать, что вы делаете. (например: Я раскрашиваю розу красным карандашом).

-Переверните страничку. Выполните звуковой анализ слова “РОЗА”.

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику.

([Р] - согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([О] – гласный)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([З] - согласный, твердый, звонкий)

-Назовите 1-ый звук, дайте его характеристику

([А] – гласный)

- Сколько звуков в этом слове? (4)

- Назовите 3-ий звук (з), 2-ой звук (о).

-Сколько в слове гласных звуков? Согласных звуков?

- Сколько в этом слове слогов? (2)

4-я станция. Физкультминутка “ПОЕЗД” (речь с движениями)

Чух-чух, чух-чух,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз бежит,

-Тороплюсь! – гудит.

На остановках выполняется упражнение по фонематическому синтезу. Логопед называет звуки и бросает одному из детей мяч, ребенок должен назвать все слово целиком.

(р, а, к, - рак т, о, р, т - торт

р, ы, с` - рысь р, ы, б, а - рыба

р,у,к,а - рука ш, а, р – шар)

3). Знакомство с буквой Р. Чтение слогов и слов с новой буквой.

5-я станция. “Чтение и письмо”.

а)-Что мы должны знать, чтобы читать и писать? (буквы)

-Звук [Р] обозначается буквой Р.(выставляется на фланелеграф)

- На что похожа буква Р?

б).Конструирование буквы Р

- Сконструируйте букву Р из бумажных деталей.

в). Письмо буквы Р в рабочих тетрадях

- Для чего нам нужна большая буква?

г). Чтение слогов и слов с новой буквой.

-Теперь прочитайте слоги и слова по таблице.

д).Письмо слова с новой буквой

- В тетради под схемой напишите слово “РОЗА”, обозначая звуки соответствующими буквами.

е).Составление слов из разрезных слогов.

Подберите слоги так, чтобы получились слова.

РЫ БА

РО ЗЫ

РА МА

РУ КА

6-я станция. “Добавлялки”.

Наш поезд прибыл на следующую станцию. Вы должны вспомнить названия профессий и закончить предложения. Подсказка: в названии этих профессий есть [Р].

В столовой работает …(повар)

Стены красит … (маляр)

Подстригает людей …(парикмахер)

В магазине работает …(продавец)

Лечит детей … (врач)

Дом строит … (строитель)

(ответивший ребёнок получает соответствующую картинку)

- Составьте каждый своё предложение с данным словом и на -чертите его схему.

Проверка выполнения задания.

3. Подведение итогов занятия.

- Наш поезд прибыл на конечную станцию в детский сад.

-С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к занятию по обучению грамоте "Звук и буква А" (подготовительная группа)

Материал к занятию по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы...