Программа дополнительного образования «ВЕСЁЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК» на 2 учебных года для детей 5-7 лет
рабочая программа по музыке (старшая, подготовительная группа)

Григорьева Светлана Васильевна

Данная программа составлена на основе программы Т.Э. Тютюнниковой

"Уроки музыки», системы Карла Орфа и «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И. Новоскольцевой.

Возраст детей 5-7 лет. Срок реализации 2 года.

 

Игра на музыкальных инструментах - это наиболее доступная, привлекательная для дошкольников форма музыкальной деятельности, которая совершенствует эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Двумя основными принципами обучения в кружке являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.

Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые решения. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности. Поэтому в своей работе я предпочитаю использовать игровой подход. Игровое обучение – скрытое, недирективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Музыкальная основа методики: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Мне казалось, что использование в работе кружка только игру на музыкальных инструментах для детей однообразно и утомительно, поэтому я решила разнообразить эти занятия другими видами деятельности. На уроках творческого музицирования имеют место: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

 

Цели и задачи программы.

 

Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке является создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире. Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.

В течение учебного года также решаю следующие задачи:

Обучающие:

Расширение кругозора детей через знакомство с муз. культурой и музыкальными инструментами.

Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.

 

Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.

 

Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость

Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

Воспитание творческой инициативы.

Воспитание сознательных отношений между детьми.

Развивающие:

Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

Развивать мышление, аналитические способности.

Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад» № 77 «Машенька» города Смоленска

«

Принята на педагогическом совете

Протокол № 1 от г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад

77 «Машенька»

___________ И.И. Томчук

Приказ № 76-од от г.

_

Программа дополнительного образования

«ВЕСЁЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации программы

два года

С.В.

Муз.рукводитель: Григорьева


Смоленск, 2022 г.

Содержание.

1

.Целевой

раздел………………………………………………………………………..2

.#1055;ояснительная

1

записка……………………………………………………………...2 Цели и

задачи программы…………………………………………………………..3

1

.3. Принципы и подходы к формированию

программы……………………………...4

.4. Значимые характеристики детей – участников

оркестра…………………………5

.5. Целевые ориентиры образования на этапе его

завершения………………………5

.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

1

1

1

программы дополнительного

образования………………………………………………………..…6 2.

Содержательный

раздел……………………………………………………………...8

2

.1. Содержание воспитательно – образовательной

работы………...…………………8

.2. Календарно – тематическое планирование

………………………………….…10

. Организационный

раздел…………………………………………………………..23

2

3



3

.#1052;атериально – технические условия реализации

программы……………………23

.2. Формы организации деятельности

оркестра…………………………………...…24

.3. Программно – методическое обеспечение образовательного

процесса…………25

3

3

1

.Целевой раздел.

1

.#1055;ояснительная записка.

Данная программа составлена на основе программы Т.Э. Тютюнниковой

Уроки музыки», системы Карла Орфа и «Этот удивительный ритм» И.

«

Каплуновой и И. Новоскольцевой.

Возраст детей 5-7 лет. Срок реализации 2 года.

Игра на музыкальных инструментах - это наиболее доступная,

привлекательная для дошкольников форма музыкальной деятельности,

которая совершенствует эстетическое восприятие и эстетические чувства



ребенка. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются

выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается

память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и

сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его

мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую

моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и

двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие

способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого

исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности,

развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре

на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков,

осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них

улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче

воспроизводят ритм.

Двумя основными принципами обучения в кружке являются:

импровизационно-творческая деятельность и игра.

Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В

импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения,

независимости мышления, умении изобретать и находить новые решения.

Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой

единственно возможную форму участия в художественной деятельности.

Поэтому в своей работе я предпочитаю использовать игровой подход. Игровое

обучение – скрытое, недирективное обучение, когда дети понимают, что с

ними играют, но не осознают, что их учат.

Музыкальная основа методики: различные жанры русского народного



детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка

разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Мне казалось, что использование в работе кружка только игру на

музыкальных инструментах для детей однообразно и утомительно, поэтому я

решила разнообразить эти занятия другими видами деятельности. На уроках

творческого музицирования имеют место: пение, речевое музицирование, игра

на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение,

озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная

театрализация.

1

.2. Цели и задачи программы.

Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке является создание

благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в

наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает

благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной

сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и

игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества,

эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание

положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь,

позволяет успешно осваивать практический материал.

В течение учебного года также решаю следующие задачи:

Обучающие:

1

.

Расширение кругозора детей через знакомство с муз. культурой и

музыкальными инструментами.

2

3

.

.

Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.

Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и



простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других

движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах.

4

.

Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство

ансамбля.

Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных

инструментах.

Поддерживать желание играть на

5

.

6

.

инструментах в группе, в

повседневной жизни.

Воспитательные:

1

.

Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его

эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

2

3

4

.

.

.

Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

Воспитание творческой инициативы.

Воспитание сознательных отношений между детьми.

Развивающие:

Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как

выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

1

.

2

3

4

5

.

.

.

.

Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

Развивать мышление, аналитические способности.

Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать координации музыкального мышления и двигательных

функций организма

Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит

понимать и любить музыку.

6

.

1

.3. Принципы и подходы к формированию программы.

Программа разработана с учетом Образовательной программы



Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 77 «Машенька» Программы «От рождения до школы» под

«

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей участников

оркестра.

На

основании диагностических исследований

составлен

перспективный план работы на 2 года и соответственно ему разработано

календарное планирование занятий.

1

.4. Значимые характеристики детей – участников оркестра.

Старший дошкольный возраст.

У детей проявляется большое желание заниматься игрой на

музыкальных инструментах, в элементарных импровизациях на металлофоне

большего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной

выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности,

тембровая окраска звука.

При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух

пластинках, не соседствующих друг с другом, это объясняется

недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движений

руки.

В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля. Прежде всего

ритмического, они физически и психически готовы осваивать далее игру на

ведущем детском музыкальном инструменте, металлофоне, и на других,

доступных их возрасту и возможностям.

Подготовительная группа.

В этом возрасте дети в совершенстве постигают игру на том инструменте, на

котором они играют второй – третий год, они могут с удовольствием осваивать

пьесы, где необходимо играть на пластинках, расположенных одна за другой.



Дети охотно участвуют в выступлении оркестра, с радостью импровизируют

на знакомых инструментах, вслушиваясь в мелодию, однако подбирать на слух

могут лишь музыкально одаренные.

1

.5. Целевые ориентиры образования на этапе его завершения.

У обучающихся должно сформироваться устойчивое ощущение равномерной

метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса,

артикуляционно – телесные и двигательные ощущения элементарных

ритмических рисунков, отделение ритма от слова, игра простейших

остинатных фигур («звучащие жесты»), как аккомпанементов к музыке. Дети

должны научиться звукоподражанию на инструментах.

Должен быть сформирован навык игры базовой партитуры в двухдольном и

трёхдольном размере.

Дети должны освоить свободную импровизацию на инструментах. При этом

сольные импровизации на шумовых инструментах на фоне звучащей музыки

должны быть структурно оформлены.

1

.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

программы дополнительного образования.

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый

интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной

художественной деятельности и потребность в этой деятельности.

Используемые формы и методы работы буд ут способствовать:

-

формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и

умению следовать общей идее;

развитию общих и музыкальных способностей.

развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

-

-



-воспитанию у детей

веры в свои силы, в свои творческие

способности;

В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями,

умениями и навыками:

1

.

познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами

их хранения;

2

3

4

.

.

.

овладеть приемами игры на различных музыкальных инструментах;

овладеть навыками ансамблевого исполнения

понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности

звукоизвлечения и звуковедения.

Организация учебной деятельности:

Занятия проводятся в сформированных группах

два раза в неделю,

продолжительность занятия 30 минут. Мною отобраны способные дети,

имеющие желание заниматься в оркестре.

Возраст дошкольников 5 – 7 лет (старшая и подготовительная группы)

Формы работы:

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются

подача теоретического материала и практическая работа: ритмические

упражнения, игра на шумовых инструментах, а так же на металлофоне и

ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения,

импровизации, речевые и пальчиковые игры. Все формы работы сменяют и

дополняют друг друга.

Формы подведения итогов:

Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года,



выступление на утренниках и развлечениях.

Этапы работы

1

этап - Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в

дошкольном возрасте.

этап - Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные

ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.

этап - Развивать у детей творческие способности к импровизации в

2

3

различных видах деятельности, способности к самовыражению.

Цели и задачи года: развитие слуховых и телесных ощущений равномерной

ритмической пульсации, формирование телесных ощущений выразительных

средств музыки через движение и игру: музыкальных темпов (быстро –

медленно); контрастной динамики (громко

тихо); контрастной

звуковысотности (высоко – низко); контрастных ладов (мажор – минор);

характера (Радостно- печально, торжественно- спокойно); музыкальных

тембров (мягко, сочно- жёстко, резко). Развитие основ интонационного слуха

в звукоподражательных музыкальных играх с инструментами и предметами

окружающего мира, использование их в озвучивании стихов и сказок.

Формирование эмоционально – радостных ощущений от активного с участия

в музицировании.

2

. Содержательный раздел.

.#1057;одержание воспитательно – образовательной работы.

Весь образовательный цикл делится на три этапа:

этап – подготовительный (средняя группа)

2

1

Его цель - приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с

простейшими приёмами звукоизвлечения. Поскольку решение этих задач

происходит в рамках музыкальных занятий, в данной программе укажу лишь



основные задачи этого этапа:

Учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку,

чувствовать её характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.

-

-

-

Учить правильным способам звукоизвлечения на шумовых инструментах.

Побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в

пении, в движении и игре на народных инструментах.

-

Побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа,

соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно

точно метрическую пульсацию.

-

Приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом

ансамбле.

2

этап – старшая группа – первый год обучения по программе

дополнительного образования:

Основная цель данного этапа: закрепление материала, пройденного на первом

этапе: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Задачи:

Приобщать детей к русской национальной культуре:

-

знакомить с народными промыслами «золотая хохлома», народной песенной

культурой, с традициями проведения народных праздников.

Побуждать внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на

русских народных инструментах.

Учить исполнительской деятельности на ложках, народных и самодельных

музыкальных инструментах:

-

-

учить приёмам игры на двух ложках (держа ложки в одной руке);

совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых народных

инструментах (барабан, бубен, треугольник, шумелки);

-

побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;



-

учить точно исполнять несложный ритмический рисунок на народных и

самодельных музыкальных инструментах.

Побуждать эмоционально изображать в движении свое отношение к

музыкальному образу в танце, народной игре, игре на народных музыкальных

инструментах.

3

этап – подготовительная группа – второй год обучения:

Цель: закрепление материала пройденного на втором этапе.

Задачи:

Продолжать знакомство с традициями народной культуры:

-

-

-

русскими календарными праздниками;

художественно-прикладными промыслами;

народным песенным искусством.

Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:

-

совершенствовать технику игры на двух ложках, народных и самодельных

музыкальных инструментах;

-

познакомить с приёмами игры на трех ложках.

Играть ансамблем: ложкарей, ударных народных инструментов, самодельных

музыкальных инструментов.

Создать предпосылки к творческой самореализации детей:

-

создавать творческие композиции, танцевальные импровизации на ложках,

народных и самодельных музыкальных инструментах;

находить новые приёмы игры на ложках и самодельных музыкальных

инструментах;

побуждать к самостоятельному (и с помощью взрослых) изготовлению

-

-

самодельных музыкальных инструментов.

Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на

русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях



детского сада и семьи.

2

.2. Календарно – тематическое планирование.

Старшая группа

Первый год обучения

ры.

Пальчиковые

Ритмические игры.

Пальчиково – речевой театр.

12 часов

(теория 2 часа,

практика 10 часов)

12 часов

(теория 2 часа,

Звучащие жесты.

Ритмические формы

провождения к стихам и песням

лопки, шлепки по коленям, притопы,

елчки)

практика 10 часов)

Самоаккомпанемент.

Ритмическая декламация

Речевое

12 часов

(теория 4 часа,

практика 8 часов)

узицирование.

ихов, потешек, прозаического текста.

ритма.

Музыкально –

Игры с игрушками.

Игры с картинками.

Игры Вокализация с

10часов

(теория 5 часов,

практика 5 часов)

идактические игры.

редметами.

Музыкально –

Стихи с движением.

12 часов

итмические игры и

пражнения.

Вокально – двигательные

(теория 2 часа, практика

10 часов)

зминки.

Движение и активное слушание.

Игра в оркестре,

Ритм в музыкальных

12 часов

самбле.

роизведениях.

(теория 2 часа,

практика 10 часов)

Игра дуэтом, трио, каноном и

д.

Игра в оркестре, с

пользованием одинаковых и разных

узыкальных инструментов.

Слушание

1. Знакомство с инструментами

народного окестра, их звучанием.

2 часа

Всего 72 часа


Сентябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

ры.

Пальчиковые

Короткая по объему и несложная по содержанию

потешка. Текст проговаривается взрослым

выразительно, несколько утрированной

«Сорока –

сорока» р.н.п.

интонацией с жестовым сопровождением. Дети на

этом этапе сопровождают жестами речь взрослого,

подговаривая текст по желанию, в основном в

самые любимые моменты.

Звучащие жесты Учимся ритмично проговаривать ритм своего

имени. Затем отхлопывает, отстукиваем,

отщёлкиваем и т.д.

Игры с

именами

Речевое

Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать

Хлопаем в

узицирование

его ритмичными движениями. Развитие внимания, такт

координации, метроритмического чувства.

Сенокос»

Музыкально –

Надо двигаться друг за другом, никого не обгоняя и Ходьба с

итмические игры и

пражнения.

не отставая от других. Сигналом к смене

направления движения станет изменение

громкости зву чащей музыки.

остановками

Бег с

остановками

Когда звучание музыки прекратится, на до

остановиться и сесть на корточки.

Дети двигаются друг за другом, чередуя бег под

быструю музыку и остановки. Скорость бега

регулируется темпом музыки.

Игра в оркестре, Хлопаем, затем играем на палочках с постепенным Чешская

самбле.

ускорением темпа.

народная

мелодия

Слушание.

Знакомить детей со звучанием гармони.

«Саратовские

наигрыши»

Октябрь


Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

ры.

Пальчиковые

Развиваем мелкую моторику. Подушечки «Дождик»

правой (левой) руки прижать к столу.

Попеременно постукивать ими

по поверхности стола.

Звучащие

Речевое

Разучить песню. Использовать принцип

«Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов. Е.Попляновой

«Слово на ладошках»

есты

Чувствовать и воспроизводить в хлопках

ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети

читают стишок и воспроизводят

хлопками ритм.

«Помидоры»

«Яблонька»

Т. Ермолова

узицирование

Музыкально –

Развивать у детей представление о ритме. Ритмические кубики

Методика применения: педагог исполняет Музыкальный

попевку, обращая внимание на характер и материал: песенки –

четкий ритм., при повторном исполнении попевки «Сорока» ,

идактические игры и

пражнения.

предлагается прохлопать ритм руками, а

затем выложить брусочками ритмический

рисунок песни.

«Андрей-воробей».

Игра в

ркестре, ансамбле.

Разучиваем песню. Принцип игры и

пения «эхо» (повтор за педагогом)

«Весёлый оркестр»

Т.Сафонова

Слушание

Разговор о народных инструментах:

свирель, гусли.

«Во горнице»

Ноябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

ры.

Пальчиковые

Ритмично сгибать и разгибать пальцы и

одновременно петь мелодию со словами.

«Сорока-сорока»

«Прятки» р.н.п.


Звучащие жесты Дети здороваются частями тела: ручками,

ножками, щёчками, зубками, губками и

носиком.

Игра «Здравствуйте»

Речевое

Читать текст в ритме, сопровождая

движением. Развитие ритмичности,

пластичности, движений и координации

движений со словом.

Хлопаем в такт

«Утром рано мы

встаём»;

речевая игра «Как у

бабушки Наташи»

И.Бодраченкова.

узицирование

Музыкально –

Педагог объясняет детям, что нужно

внимательно слушать музыку и двигаться

так, как она подсказывает. Когда музыка

смолкнет, надо остановиться, выслушать

команду. Педагог меняет команды

Чередование бега и

остановок

итмические игры и

пражнения.

(«Замереть», «Изобразить зверя морского»

и т.п.), заставляя детей внимательно

слушать и понимать их смысл.

Игра в оркестре, Повторяем и отрабатываем телесное

ощущение ритма.

Укр.н.м. «Катерина»

Т.Ломова. «Полька»

обр. Михалевской.

самбле.

Слушание.

Балалайка. Приёмы игры.

«Ах, ты, берёза»

Декабрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

ры.

Пальчиковые

Повторение игр. Изменить задание.

Выполнять упражнения, проговаривая

текст шёпотом и без текста.

«Дождик» «Прятки»

Звучащие жесты

Прислушиваясь к музыке, играть громко и «Тихие и громкие

тихо, без показа взрослого. ладошки»


Речевое

узицирование

Читать текст в ритме, сопровождая

движением. Развитие ритмичности,

координации движений и слова.

«Утром гномы в лес

пошли» «Динь-дон»

Музыкально –

Ребенок смотрит на ритмическую

карточку и хлопками, на металлофоне или

шумовых инструментах воспроизводит

ритмический рисунок.

Игра «Сыграй-ка»

идактические игры и

пражнения.

Игра в оркестре,

Знакомимся с произведением. Пытаемся

ритмически передать игру всех героев.

«Песня друзей из

м/мА «Бременские

музыканты»

самбле.

Г.Гладкова

Слушание.

Окарина — старинный духовой

инструмент.

«Хороводная»

Настроение в музыке. Разговор о народной

традиции водить хоровод во время

праздников и гуляний.

Январь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Реперту

Пальчиковые игры.

«Смешные старушки»

Звучащие жесты

«Прыг, скок по ладошке»

Речевое

Повторять упражнения самостоятельно без показа взрослого.

Совершенствование чувства метроритма у «Палочки

узицирование

Музыкально –

итмические игры и

пражнения.

детей.

весёлые»

Мелодия русской

Педагог говорит о том, что сегодня дети

выступят в роли кукольных барабанщиков. народной песни

А в роли барабанных палочек выступят их «Куры, гуси да

собственные указательные пальцы,

которые будут отбивать ритм каждого

индюшки»,

ритмически


куплета.

адаптированная к

данному тексту.

Слова попевки –

М.А. Давыдовой.

Игра в оркестре, Используем любые шумовые и ударные

инструменты, для отстукивание ритма.

Укр.н.м.

«Катерина»

самбле.

«

Песня друзей»

Г.Гладкова

Слушание.

Жалейка, гусли. Когда звучала такая

музыка.

«Пастуший

наигрыш»

Февраль

Пальчиковые игры.

Звучащие жесты

Речевое

Образовать два кружка из больших и

«Очки» «Сорока

– сорока»

указательных пальцев рук, соединив их.

Оставшиеся 3 пальца выпрямлены, но не

напряжены.

Игра – приветствие. Ребёнок говорит

своё имя, дети повторяют его,

сопровождая речь хлопками.

«Моё имя»

Развивать внимание, чувство ритма,

координацию.

«Как на горке

снег!»

узицирование

Музыкально –

Развивать чувство ритма, дикцию детей,

умение делить слова на слоги и

выкладывать его с помощью картинок.

Координировать слова с действиями.

«Сложи

словечко»

идактические игры и

пражнения.

Игра в оркестре,

Пропеваем слова «про себя», а

музицируем громко.

И.С.Бах

«Волынка»

М.Глинка

самбле.

«

Полька»

Слушание.

Гармонь. Танцевальная музыка.

«

Барыня»


Март

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

ры.

Пальчиковые

Соединить все подушечки пальцев рук и

движениями пальцев и запястья, раскачивать

кисть справа налево и наоборот. Вправо-

пальцы разгибать, влево – мягко соединять

подушечки пальцев.

«Дождик»

«Кисточка»

Звучащие

Речевое

Импровизационное отхлопывание ритма

польки.

Полька

Парцхаладзе

есты

Развивать внимание, чувство ритма,

координацию.

«Дин – дон, дин –

дон»

узицирование

Музыкально – Развиваем понимание соответствия музыки,

«Мышки»; «Кот-

царапка»

А.Михайлова;

О.Боромыкова.

итмические игры и

пражнения.

текста, жеста. Ритм и динамика помогают

Игра в

ркестре, ансамбле.

Отрабатывает игру с паузами, используя

деревянные палочки.

А.Лепин «Полька»

Слушание.

Свистульки, береста. Рассказать детям о

веснянках, когда и почему их пели.

«Закличка-

веснянка»

Сопоставление со знакомой песне веснянкой.

Апрель.

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

ры.

Пальчиковые Развиваем чувство ритма и ритмическое

воображение.

«Кто стучится у

ворот»

И.Бодраченкова

Звучащие

Тактирование слов «звучащими жестами»

«Прыг-скок»

есты


Речевое

узицирование

Развивать умение воспроизводить ритм

стиха в звучащих жестах и на деревянных

палочках.

«Курица -

красавица»

народная потешка

Музыкально Движения выполняются в соответствии со

ритмические игры и звучанием каждой части музыкальной

«Мама отдыхает»

пражнения.

пьесы: на тихую музыку - движения на

носках, на громкую - движения на пятках.

Игра сопровождается пением.

Игра в

Учимся правильно держать и извлекать звук «Звонкие бубны»

из бубна. Туманян

ркестре, ансамбле.

Слушание

Звучание оркестра народных инструментов. «Светит месяц»

Видеозапись с концерта Оркестра народных

инструментов им. Дубровского.

Май

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Ладонь руки вверх, сложить пальцы лодочкой.

Плавно двигать кисть руки влево, вправо.

«Качаем

лодочку»

Звучащие жесты

Речевое

Тактирование слов «звучащими жестами»

Прыг - скок

Развивать умение воспроизводить ритм стиха в «Громко

узицирование

звучащих жестах и на деревянных палочках.

цокают

копытца»

Музыкально –

Движения выполняются в соответствии со

звучанием каждой части музыкальной пьесы:

на тихую музыку - движения на носках, на

громкую - движения на пятках. Игра

сопровождается пением.

«Маме надо

отдыхать»

итмические игры и

пражнения.


Игра в оркестре,

Слушание.

Учимся правильно держать и извлекать звук из «Звонкие

самбле.

бубна.

бубны»

И.Туманян

Заключительная беседа о народных

инструментах. Видео с концерта оркестра им.

Дубровского.

«

Подготовительная группа

Второй год обучения.

Наименование тем

Наименование разделов

Количество часов

12 часов (теория

Пальчиковые игры

Ритмические игры.

Пальчиково – речевой театр.

1

час, практика

11 часов)

Звучащие жесты

Ритмические формы

12 часов (теория

1 час, практика

11 часов)

провождения к стихам и песням

лопки, шлепки по коленям, притопы,

елчки)

Самоаккомпанемент.

Ритмическая декламация стихов, 12 часов (теория

2 часа, практика

0 часов)

Речевое

узицирование

отешек, прозаического текста.

Вокализация ритма.

1

Музыкально –

Игры с игрушками.

Игры с картинками.

Игры с предметами.

6 часов (теория 2

часа, практика 4

часа)

идактические игры

Моделирование

Моделирование:

12 часов (теория

6 часов, практика

ементов музыкального языка

Темпа

Метра

Размера

Ритма

Динамики

Музыкальной формы

Звуковысотное

6

часов)


Игра в оркестре,

Импровизация

Игра с применением элементов

узыкального языка.

9 часов (теория 1

час, практика 8

часов)

самбле

Игра совместная, ансамблевая

Игра на одинаковых и на разных

узыкальных инструментах.

Вокальные

9 часов (теория 0

часов, практика 9

часов)

Танцевальные

Инструментальные

Синтетические

Всего 72 часа

Содержание программы.

Сентябрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры. Развивать моторику больших пальцев.

Четыре пальца правой руки (кроме

большого) сжать в кулак. Большой

палец поднять вверх и выполнять

круговые движения (правой, потом

левой)

«Большой палец»

р.н.п.

Звучащие жесты

Импровизационные движения руками

под музыку.

«Туки – туки»

муз. К.Ковалина

Речевое

Развивать плавность движений, чувство «Пильщики»

ритма, координацию движения и речи.

узицирование

Моделирование

Декламация всех текстов в различных

Речевое и

ементов музыкального

ыка

темпах. От очень медленного, до очень двигательное

быстрого.

моделирование

темпа

Исполнение любого движения.

Медленно, быстро, умеренно,

постепенно ускоряя и замедляя.


Игра в оркестре,

Добиваемся лёгкости в исполнении.

«Вальс – шутка»

Д.Шостаковича

самбле.

Октябрь

Вид деятельности

Пальчиковые игры.

Методические рекомендации

Репертуар

На первую строчку постукивать

кулачком правой руки по левой

ладони,

«Гномы строят

новый дом»

на вторую то же движение, но

сменить руки,

на третью ставить поочерёдно

кулачок на кулачок,

на четвёртую поднять ладони,

соединить пальцы, изображая

крышу дома

Речевое

узицирование

Развивать внимание,

координацию, чувство ритма.

«Ехал Грека через

реку»

И.Бодраченкова

Моделирование

Частота символов (пульса)

обозначает скорость движения.

(быстро, умеренно, замедляя,

ускоряя, медленно)

Графическое

моделирование

темпа

ементов музыкального языка

Игра в оркестре,

Импровизация

Чередуем игру взрослого и детей. К.Хачатурян

самбле.

Отрабатываем точность ударов.

«Галоп»

Развиваем инструментальную

импровизацию.

В.Моцарт Мелодия

из оперы

«

Волшебная флейта»

Ноябрь

Вид деятельности

Звучащие жесты

Методические рекомендации

Репертуар

Песенка - игра с заменой слов на

жесты.

«Летити, летит

по небу шар»


Речевое

узицирование

Развивать внимание, чувство ритма,

координацию.Развивать умение

ускорять темп.

«Мельница

мелет муку»

Музыкально –

Дети слушают песню в записи или в

исполнении ребенка и отмечают

ритмический рисунок игрой на

барабане.

«Барабанщики»

идактические игры

Моделирование

Развиваем «звучащие жесты», другие

Двигательное

метрирование

ементов музыкального языка движения тела.

Игра в оркестре,

Отрабатываем одновременное

звучание «тутти»

«Полька» И.

Дунаевского

самбле.

Декабрь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Упражнение под музыку.

Указательные и средние пальцы.

«Мы рисуем

снеговика»

Л.Гусевой

Звучащие жесты

Речевая поддержка ритма

«Ритмическое эхо»

Импровизация в звучащих жестах И. Бодраченковой

в песенке – приветствии.

Моделирование

Учимся тактировать «звучащими Графическое

ементов музыкального языка

жестами»

Выкладываем картинками

размеры 2/4, 3/4 4/4.

метрирование.

Тактирование.

Игра в оркестре,

Импровизация

Совмещаем движения и игру на

палочках.

Марш С.Прокофьев

самбле.

Учимся

Норвежский танец

Э.Грига

танцевальным импровизациям

Январь

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар


Звучащие жесты Показ и сочинение собственных жестов.

«Раз, два, три, ну-ка

повтори»

Речевое

Развитие слухового внимания,

ритмичности.

«Закружились,

завертелись белые

снежинки»

узицирование

Музыкально –

Вовлекать детей в музыкальную

деятельность, связанную с восприятием и

воспроизведением контрастных (громко,

тихо) динамических оттенков музыки.

Развивать динамический слух, навыки

исполнения динамических оттенков,

внимание, слуховую сосредоточенность,

муз. вкус.

«Антошка»

идактические игры

Игра в оркестре, Отрабатываем в игре трёхдольный

размер, с акцентом на сильную первую

долю.

«Аннушка»

Чешская полька

самбле.

Импровизация

Учимся синтетическому жанру

импровизации.

Турецкое рондо

В.Моцарта

Февраль

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Пальчиковые игры.

Развиваем моторику указательных

пальцев. Покачиваем указательными

пальцами правой и левой руки

вправо и влево.

«Песенка часов»

Звучащие жесты

Речевое

Дети импровизируют жестами

эпизоды рондо на фоне общего

рефрена.

«Всяк играет и

поёт»

Развитие ритмичности,

координации, внимания.

«Лиса по лесу

ходила»

узицирование

Моделирование

Чтобы лучше ощутить

ритмические отношения,

детям необходимо

Моделирование

ритма (Длинные и

короткие звуки)

ементов музыкального

ыка

«

пропустить» их через свое тело.

Затем, можно предложить им


рисовать пиктограммы,

основываясь на соотношении

большой – длинный,

маленький – короткий.

Игра в оркестре,

Импровизационная игра на

инструментах.

Полька «Трик –

трак» И.Штрауса

самбле.

Март

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Звучащие жесты Ритмические разминки с

включением шестнадцатых

длительностей.

«Колючие слова»

Е.Попляновой

Речевое

Закреплять слуховые

«На стене часы висели»

И.Михайлова

узицирование

представления о равномерной

пульсации, о долгих и коротких

звуках. Использование звучащих

жестов и шумовых инструментов.

Музыкально –

Игра

идактические игры

Моделирование

Подражая голосам животных и

птиц, дети знакомятся с

контрастными

Звуковысотное

моделирование (речевое,

графическое,

ементов музыкального

ыка

Регистрами

пространственное)

звучания. Глиссандируя голосом

вверх, вниз (качели, горка),

дети изучают выразительные

возможности регистров своего

голоса.

В графическом изображении

присутствуют различные варианты

полных и неполных (две – три

ступени) лесенок.

Игра в оркестре. Учимся играть и дирижировать.

Итальянская полька

С.Рахманинова

самбле

Апрель


Вид деятельности

Методические рекомендации Репертуар

Пальчиковые игры.

Учимся сочетать слова и

жесты.

«Мышки и часы»

Речевое

Воспроизведение синкопы с

ритмослогами и на фоне

метрического пульса в 2-х

дольном размере.

«Стало теплее»

«Апрель»

узицирование

Декламация стиха со

звучащими жестами и с

музыкальными

инструментами.

Моделирование

Моделирование голосом,

Динамическое

ементов музыкального языка движением тела, рукой в

моделирование (речевое,

воздухе усиление и затихание двигательное,

звука.

пространственное)

Импровизация

Танцевальная импровизация

Танец Анитры Э.Грига

Май

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

Звучащие жесты

Ритмические песенки- разминки с

включением синкопы и пунктирного

ритма.

«Котелок»

Речевое

Озвучивание стишка, развитие

ритмичности, творческого

воображения.

«Едем на тележке»

узицирование

Развитие внимания и чувства ритма,

менять характер движения в

соответствии с изменением ритма

музыки.

Музыкально –

Свободное и осмысленное

«Дирижёр»

идактические игры

исполнение мимики и пластики для «Бубенчики»

создания игрового оригинального

образа.

Придумать свой неповторимый

«

звон» бубенчиков, выложив их

ритмический рисунок.


Моделирование

Знакомство с двухчастной,

Моделирование

музыкальной

формы.

ементов музыкального языка трёхчастной и формой рондо.

Игра в оркестре.

Сочиняем игру друг для друга.

Юмореска

А.Дворжак

самбле

3

. Организационный раздел.

3

.#1052;атериально – технические условия реализации программы.

В ДОУ созданы условия, необходимые для реализации программы

дополнительного образования.

1

. Учебные помещения:

музыкальный зал; кабинет музыкального руководителя

Оборудование для музыкальной деятельности:

2

.

Цифровое фортепиано CELVIANO, фортепиано механическое

Музыкальный центр, ноутбук Lenovo с колонками,

экран и мультимедиа проектор Benq,

микрофон;

Хохломские столы - 4шт;

Хохломские стулья детские – 50 шт;

3

.

Детские музыкальные инструменты:

Мелодические: ксилофон 1шт., металлофон 2шт.

Шумовые: чимес, бубны, погремушки, маракасы, , румба, бубенцы, тамбурин,

треугольники, свистулька.

Ритмические: ритмические палочки, барабан, дудочки;

пособия для музыкально – дидактических игр;

3

.2. Формы организации деятельности оркестра.


Занятия проводятся в сформированной группе два раза в неделю,

продолжительность занятия 30 минут. Мною отобраны способные дети,

имеющие желание заниматься в оркестре.

Возраст дошкольников 5 – 7 лет (старшая и подготовительная группы)

Основная форма проведения занятий - с группой 10 – 15 детей. Организация

занятий определяется возрастными особенностями детей и складывается на

изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка. Учитывая задачи,

возникающие в ходе работы, иногда применяется форма индивидуальных

занятий. Пример: ребёнок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как

себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного

ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты)

индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Так можно

спокойно выяснить причину отставания ребенка, объяснить и показать тот или

иной приём в пении, движении. Достаточно позаниматься с отстающим 3—4

раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе.

Могут иметь место занятия с группой детей, играющих на одном инструменте,

когда необходимо помочь им овладеть тем или иным приёмом игры, разучить

какое-либо произведение для последующего его исполнения вместе с другими

инструментами. Занятия небольшими группами и индивидуальные носят

эпизодический характер, проводятся по мере необходимости, когда имеются

соответствующие условия.

Сфера основных видов деятельности на занятиях оркестра (слушание музыки,

пение, музыкально-ритмические движения) расширяется за счет включения

элементов песенного, игрового, танцевального творчества, игры на детских

музыкальных инструментах, и появляется возможность обучать детей

элементам музыкальной грамоты.

Цель занятий в оркестре - выступление детей на утренниках, на



родительских собраниях, на концертах для других групп. Игра маленьких

музыкантов - украшение любого праздника. На таких выступлениях дети

учатся быть собранными, ответственными не только за себя, но и за своих

товарищей, доставляя радость всем слушателям.

3

.3. Программно – методическое обеспечение образовательного процесса.

1

.

Агапова И., Давыдова М. «Развивающие Музыкальные игры, Конкурсы

и викторины» Москва 2008

2

3

4

.

.

.

Белоусенко А.В. «Волшебный мир сказок» «Учитель» 2009

Бодраченко И.В. «Игровые досуги для детей» Москва 2011

Бодраченко И.В. «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет»

Москва2009

Бодраченко И.В. «Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет»

Москва2009

5

.

6

«

7

.

Бутенко Э.В. Якименко Н.А. «Муз. игры и развлечения» Москва

Сфера» 2010

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и

.



обучения в детском саду «От рождения до школы» Москва «Мозаика-синтез»

2

8

012

.

Зимина А.Н. « Теория и методика муз воспитания детей дошкольного

возраста» «Феникс» 2011

9

.

Кисленко Л.Е. «Волшебные колокольчики» «Феникс» 2005

0. Кисленко Л.Е. «Цветочная поляна» «Феникс» 2010

1. Корчаловская Н.В. «Комплекс занятий по развитию муз.способностей у

дошкольников» «Аркти» 2008

1

1

1

1

2. Радынова О.П «Музыка о животных и птицах» Москва «Сфера» 2010

3. Радынова О.П. «Теория и методика муз.воспитания детей дошкольного

возраста» «Феникс» 2011

1

1

1

1

2

1

«

4. Радынова О.П. «Природа и музыка» Москва «Сфера» 2010

5. Радынова О.П. «Сказка в музыке» Москва «Сфера» 2010

6. Радынова О.П. Настороение, чувства в музыке» Москва «Сфера» 2010

7. Улашенко Н.Б. «Музыкально-игровой досуг» подг. группа «Корифей»

010

8. Улашенко Н.Б. «Музыкально-игровой досуг» старшая группа

Корифей» 2010


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет Срок реализации 4 года

В программе «Радуга» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается...

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год

Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»

Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)

Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце» для детей 6-го и 7-го года жизни срок реализации 2 года

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Доброе сердце»  для детей 6-го и 7-го года жизни    срок реализации 2 года...

Программа дополнительного образования «Восточный мир танца» художественной направленности для детей 5-7 лет (Срок реализации 2 года)

Данная  программа  предназначена  для  раскрытия  творческого  потенциала  у  детей  дошкольного  возраста....