Конспект музыкальной НОД с детьми среднего возраста коррекционной группы
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Бордак Елена Ивановна

Конспект НОД с детьми среднего возраста коррекционной группы ,статус «Амблиопия, косоглазие, слабовидение, слепые» на тему:

«Музыкально-римическая деятельность как средство развития музыкальных способностей дошкольников с нарушением зрения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_bordak_e.i._na_konkurs_uchitel_zdorovya.docx18.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект НОД с детьми среднего возраста

коррекционной группы

статус «Амблиопия, косоглазие, слабовидение, слепые» на тему:

«Музыкально-римическая деятельность как средство развития

музыкальных способностей дошкольников с нарушением зрения»

«Мы любим ритм или мышки - ритмишки»

Музыкальный руководитель Бордак Елена Ивановна.

 

2021год

Вступление (преамбула).

1. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии                с рабочей программой музыкального руководителя, составленной на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (для слепых детей, для детей с амблиопией, косоглазием, со сложным дефектом развития, иными ограниченными возможностями здоровья)   ГБДОУ детского сада №2 Петродворцового района  Санкт-Петербурга.

2. НОД проводилась с детьми средней коррекционной группы, статус «Амблиопия, косоглазие, слабовидение, слепые». По зрительному диагнозу в группе: 2 ребенка - слепые, 10 детей – с диагнозом амблиопия, косоглазие, слабовидение. В данной группе коррекционно-педагогическая работа  выстраивается с учетом зрительных,  осязательных и общефизических возможностях детей.

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации,  ведёт к снижению двигательной и познавательной активности, отмечается значительное отставание в физическом развитии. Детям необходима стимуляция разных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический), помощь в передвижении, в ориентировке в пространстве. В процессе музыкальной деятельности происходит развитие слухового внимания, слухового восприятия, развитие голоса, движений под музыку, ориентировки    в пространстве, ритмических способностей.

3. НОД проводилось в соответствии с комплексно-тематическим планированием, содержание соответствовало теме «Подготовка к празднику                     8 марта»;

4. Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями:

«Физическое развитие» - двигательная музыкально-ритмическая деятельность;

«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;

«Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность при тактильном рассматривании мостика, льдинки, при знакомстве с муз инструментом «Калимба»и способом звукоизвлечения на нем.

«Речевое развитие» - артикуляционные упражнения, распевание, беседа.

5. Используемые технологии:

Здоровьесберегающие –двигательные ритмические упражнения, дыхательные упражнения, валеологическая песенка – приветствие со звучащими жестами, самомассаж «Звонкий голосок», «Согревалочка», «Гладим ушки», профилактика плоскостопия- ходьба по ребристому мостику, кинезиологтческая игра «Постучи-пошурши», тактильное рассматривание льдинки.

Игровая: двигательная игра-«Кошка и мышки»», артикуляционная игра-распевка «Мышиная семья».

Использован личностно-ориентированный метод - обучение слепого ребенка игре на кнопочных колокольчиках, сольное пение, прием «показ интонационно чисто поющего ребенка» ;

6. Предполагаемый результат.

У детей будет продолжать формироваться интерес и желание к разным видам музыкальной и ритмической деятельности,  дети  получат положительный эмоциональный настрой, закрепление ранее полученных навыков в игре на детских музыкальных инструментах, познакомятся с новым  музыкальным инструментом.

7. Данный конспект, возможно, рекомендовать использовать  с детьми коррекционных и общеобразовательных групп среднего возраста.

Цель мероприятия:

Развитие чувства ритма у дошкольников с нарушениями зрения в разных видах музыкальной деятельности.

Задачи мероприятия:

Образовательные:

  • Совершенствовать слуховое восприятие и умение воспроизводить ритмические рисунки.
  • Совершенствовать навыки ритмичного движения;

Развивающие:

  • Развивать чувство ритма, координацию движений и мелкую моторику в играх со словом и  шумовыми инструментами, музыкально-слуховые представления;
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, тактильные ощущения;
  • Развивать певческий диапазон, звуковысотный слух, артикуляцию, дыхание.
  • Обогащать словарь детей.

Коррекционно-развивающие и оздоровительные:

  • Соблюдать зрительные и физические нагрузки в соответствии                                  с медицинскими показаниями;
  • Развивать слуховую и пространственную ориентировки .
  • Формировать правильную осанку
  • Укреплять и сохранять психологическое здоровье ребёнка, помогая почувствовать уверенность в своих силах, свой успех, создавать условия                                   для эмоционального благополучия детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к разным видам музыкальной деятельности, содействовать проявлению активности и самостоятельности;

Оборудование для педагога

Фортепиано, музыкальный центр.

Оборудование для воспитанников

Коврики для свободной рассадки детей на полу; деревянные палочки «клавесы», шумовые и музыкальные инструменты по количеству детей, ориентир для входа детей в зал-веревочка, деревянный мостик с ребристой поверхностью, музыкальный инструмент «Калимба» для знакомства с новым звуком, замороженная сосулька для тактильного рассматривания.

Предварительная работа.

Разучивание песни «Каждый по своему маму поздравит» муз. Т.Попатенко, сл. М.Ивенсен, распевок, беседа о празднике «8 марта», знакомство со «звучащими» жестами (хлопаем, шлепаем, топаем).

Содержание мероприятия с детьми.

Организационный момент: дети под пение музыкального руководителя «Если добрый день с утра» заходят в зал, останавливаются лицом                                                к музыкальному руководителю вдоль напольного ориентира «Веревочка». Слепой ребенок тактильно обследует ориентир.

Музыкальный руководитель: Давайте поздороваемся, как настоящие музыканты.

Исполняется вокальное приветствие «Здравствуйте» приемом  «эхо».

Музыкальный руководитель: Мы поздоровались с вами, а теперь пусть поздороваются наши ладошки.

Исполняется музыкально-ритмическе валеологическое приветствие                                     со звучащими жестами «Хлоп-топ-шлёп»

Музыкальный руководитель: Ребятки, сегодня у меня очень веселое                           и игровое настроение, и я хочу поделиться им с вами.

Самомассаж «Погладим ушки»

Музыкальный руководитель предлагает детям отгадать загадку, загадывая играет на фортепиано «волшебную музыку».

Музыкальный руководитель: (загадка) В норке живём, корки жуём, серые штанишки, кто мы с вами…? (ответ детей-мышки) Правильно, вы угадали! Давайте превратимся с вами в маленьких мышек. Как мышки пищат? У них тоненький высокий голосок. А раз мы теперь мышки, предлагаю вам самую настоящую мышиную зарядку.

Исполняется музыкально-ритмическая разминка «Четыре лапки, коготки и хвостик». Дети выполняют движения, слушая музыку и подсказки-инструкции. Для слепого ребенка инструкция сопровождается тактильной помощью.

После музыкально-ритмической композиции выполняется дыхательное упражнение на восстановление дыхания.

Музыкальный руководитель: Маленькие мышки-шалунишки в норках живут и дружно песенки поют. А мы с вами пойдем петь песенки туда, куда нас позовет музыка (исполняет на фортепиано спокойную мелодию, музыка выступает как звуковой ориентир для детей, которые подходят к стульчикам и садятся).

Музыкальный руководитель: Мои маленькие мышата, мы с вами уже размяли ножки, ручки. А теперь нам надо сделать зарядку для нашего голоса.

Выполняется самомассаж  «Здравствуй, звонкий голосок».

Распевка «Мышиная семья» на развитие звуковысотного слуха и певческого диапазона.

Артикуляционная распевка «Я-я-я» с тактильным показом на себя.

Музыкальный руководитель: (Играет на фортепиано мелодию песни «Каждый по своему маму поздравит» Муз. Т.Попатенко. Сл. М.Ивенсен): Попробуйте угадать, что это за песенка? (Дети узнают песню, отвечают). Беседа по содержанию песни. Музыкальный руководитель просит чистоинтонирующего ребенка (слепой ребенок) пропеть начало куплета                                 со словами. Затем дети повторяют куплет хором.

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, как бы эту песенку спел маме маленький мышонок? (дети отвечают и пропевают). Вы так хорошо поете, мне очень хочется, чтобы вы спели эту песенку маме Мышке. Давайте её найдем и споем ей эту песенку. (Дети встают со стульчиков )

Посмотрите, у нас есть мостик. Через мостик перейдем - может маму мы найдем?

Дети переходят через деревянный мостик, рассматривают, говорят                                                                  из чего он сделан. У мостика находят деревянные палочки «клавесы». Музыкальный руководитель предлагает детям найти себе коврик и сесть                                    на него. Детям раздают палочки.

Исполняется ритмическая игра на развитие чувства ритма, слухового внимания, движения кистей рук «Палочки-скакалочки».

(Дети встают с ковриков, воспитатель собирает деревянные палочки.)

Музыкальный руководитель привлекает внимание детей звуком нового необычного музыкального инструмента «Калимба».

Дети подходят, рассматривают музыкальный инструмент, говорят,                                         на что похож звук, какой он (звенящий). 

Музыкальный руководитель: Мне кажется, что этот музыкальный инструмент своим волшебным звуком не просто так позвал нас к этой ёлочке. Может тут есть, какой- то сюрприз?

 Затем музыкальный руководитель говорит детям, что однажды слышала в лесу звенящий звук, это звенели сосульки.

Сюрпризный момент- музыкальный руководитель предлагает детям тактильно потрогать и рассмотреть настоящую сосульку, рассказать какая она (скользкая, холодная).

Выполняется самомассаж «Согревалочка»

Музыкальный руководитель: А у каких музыкальных инструментов, которые мы с вами уже знаем тоже звенящий звук? (дети отвечают -колокольчики, бубенчики). Правильно, давайте с ними поиграем!

Дети подходят к столу с музыкальными инструментами, берут инструменты.

Исполняется «Звенящий оркестр» (Муз. Л.Эванс «Игра в трезвучие»)

Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, мне очень понравилось, как вы играли. Но мы с вами заигрались, а ведь мы куда то шли? (дети отвечают, что шли спеть песенку маме Мышке). Пойдем дальше? Только очень осторожно, кошка нас услышать может.

Проводится игра «Мышки и кошка»

Музыкальный руководитель: (обращает внимание детей на корзинку, накрытую тканью, в которой находятся шумовые инструменты) Что это там спрятано? Может это еще сюрприз?

Дети сначала на ощупь определяют, что находится под тканью, затем называют, что это маракасы и кастаньеты и выбирают себе инструменты для игры.

Проводится кинезиологическое упражнение «Постучи-пошурши»

(модель М.Ю. Картушиной)

Музыкальный руководитель собирает шумовые инструменты и обращает внимание детей на маму-Мышку, которая вошла в зал.

Проводится рефлексия в игровой форме:

В зал заходит мама-Мышка (воспитатель группы в костюме), дети тактильно и зрительно рассматривают ее. Мама Мышка спрашивает детей, где они были и что делали. Дети при помощи наводящих вопросов отвечают.

Музыкальный руководитель: Мама мышка, мы хотим  спеть тебе нашу песенку.

Дети с музыкальным руководителем a’capello (без музыкального сопровождения) поют Маме мышке куплет песенки «Каждый по -своему маму поздравит».

Музыкальный руководитель вокально хвалит детей, затем вместе                                   с детьми пропевает вокальное прощание «До свидания».

Дети с воспитателем уходят в группу.

Список литературы:

1. О.Н. Арсеневская, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Волгоград  , «Учитель»,2013.

2. М.В. Анисимова, «Музыка здоровья», ТЦ «Сфера»- 2014.

3. Э.Д. Рубан, «Мой ребенок носит очки», «Феникс» -2008.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «УРОЖАЙ У НАС НЕПЛОХ» СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ Коррекционная группа

1.    Расширять  и  активизировать  словарный  запас  по  теме  «Овощи»:a)   закрепить  название  овощей  их  форм...

Методическая разработка плана-конспекта музыкального занятия с детьми средней группы «Здравствуй, зайчик!»

Цель:Формирование музыкальных способностей детей посредством музыкально-дидактических игр.Задачи:«Художественно-эстетическое развитие»развивать умение слушать и называть музыкальные произведения;закре...

Конспект НОД "Разноцветная осень" средний возраст/коррекционная группа

По мнению немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля ввображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Вообра...

Конспект музыкального занятия с детьми средней группы «Зимние забавы».

Данный конспект может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями для детей средней группы...

Конспект и презентация совместной деятельности по музыкальному воспитанию с детьми среднего возраста "Зима-затейница"

Данный материал позволяет использовать ИКТ-технологии  на музыкальных занятих с дошкольниками....

Конспект музыкального занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Мы поем и пляшем»

создание условий для проявления творчества в музыкальной деятельности....

Конспект музыкального занятия с детьми средней группы «В гости к Машеньке» и анализ

Конспект музыкального занятия с детьми средней группы «В гости к Машеньке»...