Статья о взаимодействии музыкального руководителя и инструктора по физической культуре
статья по музыке (старшая группа)

Качур Анастасия Александровна

ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В ДОО  КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fiz.muz_.docx19.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В ДОО  КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

                             

                                                   Самофалова Ю.Н., инструктор по ф/к,                                                    

                                                   Качур А.А., музыкальный руководитель,

                                                   МАДОУ д/с № 2, Россия, г. Белгород

Аннотация: данная статья показывает важность создания организованной предметно – пространственной среды в ДОО для развития физических способностей дошкольников. Также авторы статьи делятся своим опытом организации среды в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: предметно-пространственная развивающая среда, физические способности, спортивный центр, двигательная активность, двигательные задачи, «зона актуального развития», «зоне ближайшего развития», музыкальное сопровождение.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. С целью обучения движениям,  укреплению здоровья ребёнка и совершенствования организма средствами физической культуры в нашем  детском саду особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования [4].

Физическое развитие, по ФГОС, нацелено на приобретение опыта в двигательной деятельности, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [5].

Физические способности - это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному. Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.

Развитие физических способностей достигается через выполнение двигательных задач. Формой проявления физических способностей являются двигательные умения и навыки.

        На развитие физических способностей оказывают влияние два основных фактора:

  • наследственная программа индивидуального развития организма;
  • социально-экологическая  адаптация организма (приспособление к внешним воздействиям).

В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

 По мнению учёных, представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить, что:

- в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач;

- развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;

- воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий.

Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

Особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды,  которая,  по мнению Л.С.  Выготского,  должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.

Предметная развивающая среда - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-пространственная развивающая среда - среда, насыщенная различными играми, игрушками, инструментами, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Одно из требований к развивающей предметно-пространственной развивающей среде, согласно ФГОС ДО, звучит так: «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [5].

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Исходя из вышесказанного следует, что для обеспечения эффективной работы по физическому развитию в дошкольном образовательном учреждении необходимо формирование предметно-пространственной развивающей среды.

МАДОУ д/с № 2 г. Белгорода осуществляет свою работу по физическому развитию на основе проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, а также  парциальной программы Л.Н. Волошиной, Т.В. Куриловой «Играйте на здоровье!».

Предметно-пространственная развивающая среда в МАДОУ создана с учётом требований ФГОС и регулярно пополняется.

В детском саду оборудованы спортивный зал и спортивная площадка, в каждой  возрастной группе детского сада организованы спортивные центры. Цель спортивного центра в группе – создание условий для привлечения внимания детей к занятиям физической культурой и спортом. Наполняемость в таких центрах соответствует возрасту детей и программным требованиям,  способствует полноценному и всестороннему развитию двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие дошкольников.

В МАДОУ имеется достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей.

Оборудование  (размеры, габариты и вес предметов) соответствуют возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности.

Одним из важных требований к отбору оборудования в МАДОУ является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре имеются хорошие крепления и гимнастические маты. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечает гигиеническим требованиям, экологически чистое и прочное.

Оборудование  скомплектовано в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

Большинство физкультурных пособий в МАДОУ используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр, поэтому в комплекты оборудования входят самые разнообразные предметы:

- крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.);

-  переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.);

- мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

Используемая в МАДОУ парциальная программа «Играйте на здоровье!» ориентирует педагогов осуществлять работу по освоению элементов спортивных игр с учётом смены времени года. Ребята, начиная со второй младшей группы, на занятиях по физическому развитию постепенно начинают осваивать элементы спортивных игр, поэтому, смена оборудования в групповых спортивных центрах происходит посезонно, чтобы дать возможность дошкольникам закреплять двигательные умения и навыки в свободной деятельности.

Таким образом, каждый ребёнок имеет возможность проявить свои физические способности в разных видах спорта. Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель, наблюдая за интересами детей и видя их способности, имеют возможность помочь родителям дошкольников определиться в выборе того или иного вида спорта.

В детском саду закладываются основы всестороннего развития ребенка, которое включает в себя художественно-эстетическое, музыкальное, физическое развитие. В свою очередь мы рассматриваем взаимосвязь физического развития с помощью музыки. И таким помощником является музыкальный руководитель ДОО, главной задачей которого, является осуществление целенаправленного музыкального развития дошкольников в разных формах детской деятельности -  развитие и совершенствование движений,  музыкальности и основных ее компонентов (эмоциональной отзывчивости, слуха). Ребенок учится слушать, слышать и воспринимать музыку, двигаться в соответствии с характером.

         Задача музыкального руководителя ДОО - обеспечить музыкальное сопровождение двигательной деятельности. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия, правздники и развлечения активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, способствует организации детского коллектива. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом, подготавливает к различным видам деятельности.

Как разновидность игровой деятельности в детском саду можно отметить музыкально-ритмические общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики с применением гимнастических лент, фитнес мячей, обручей и т. д., которые используются в таких  спортивно - патриотических мероприятиях как «День Флага», «День Победы»,  «День защитника Отечества».

Таким образом, благодаря музыке, музыкально-ритмические движения, занимают одно из первых мест в физическом развитии детей. Организация совместной работы по музыкальному и физическому воспитанию является приоритетной задачей музыкального руководителя. К совместной деятельности относятся: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность, построенные на активном взаимодействии взрослых с детьми и поэтому музыка должна звучать во всех мероприятиях физкультурного, музыкального и развлекательного цикла.

В нашем детском саду организация музыкальных и физкультурных занятий с использованием всех вышеперечисленных видов деятельности помогает обеспечить более бережное отношение к физическому здоровью наших воспитанников, выявить и развить музыкальные, физические и творческие способности каждого ребенка.

Таким образом, правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда в ДОО способствует развитию физических способностей детей дошкольного возраста, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки, а также стимулирует развитие независимости, инициативы, в которой дети реализуют свои способности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Губа, В.П. «Спортивная диагностика». -  2016.
  2. Жилина, Е.А. Образовательная среда как условие эффективности         физического воспитания и развития ребенка-дошкольника / Е. А. Жилина, Г. В. Маркова, Н. Г. Кошель, С. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017.
  3. Колидзей, Э.А. Личностно-ориентированное физическое развитие ребенка: учебное пособие / Э.А. Колидзей. – М.: Московский психологосоциальный институт. – 2006.
  4. Моргунова, О.Н.  Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель» -  2007.
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.htnil.
  6. Щербакова, Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды   учебных    учреждений / Т. Н. Щербакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная форма взаимодействия с родителями музыкального руководителя и инструктора по физической культуре ДОО

В  статье содержится краткое описание опыта работы музыкального руководителя  и инструктора по физичекому культуре с родителями воспитанников ДОО...

Трансляция из опыта работы на ММО для музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре ДОУ «Интеграция педагогов-специалистов по реализации детско-родительского клуба ДОУ «Живем Здорово!»

ФГОС предъявляет такие требования к организации работы с родителями: иметь дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заин...

Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре"

     В системе дошкольного воспитания особое значение уделяется организации взаимодействия в работе инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Эти специалист...

Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре

Мастер-класс по теме "Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами ДОУ"....

Методические рекомендации для воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре по использованию методов психомоторной коррекции.

В пособии представлен опыт использования методов психомоторной коррекции для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Пособие адресовано логопедам, психологам, студентам дефектологически...

Совместная работа музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в условиях самоизоляции.

Будучи на самоизоляции мы: музыкальный руководитель и инструктор физической культуры выбрали одну из известных форм делового общения и организации образовательного процесса, старую добрую ПРЕЗЕНТАЦИЮ....