Статья "Деятельность музыкального руководителя в условиях обновления образования:традиции и новации"
статья

Эта статья рассказывает о поисках инновационных средст, методов и приёмов, направленных на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. одним из таких методов является метод проектов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Деятельность музыкального руководителя в условиях обновления образования: традиции и новации.

В связи с ускоряющимся с каждым днем ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис, выходом из которого должны заниматься на государственном уровне. Начинать следует с уровня дошкольных образовательных учреждений, ведь именно в раннем детстве следует «сеять зерно», которое даст «новые плоды». Поэтому особую актуальность приобретает вопрос инновации образования. Понятие «инновация» с латинского языка переводится как «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в: цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом, педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса. Инновационная деятельность — комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Все мы знаем, что с 2013 года в соответствии с ФЗ «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Появилось понимание важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина — где бы он ни проживал в нашей огромной стране — качественного образования. Одной из инноваций было введение ФГОС Д О, в соответствии с которым мы с вами и работаем.

 Наряду с традиционными занятиями,  которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности, я широко использую:

  • тематические,
  • комплексные,
  • интегрированные,
  •  доминантные
  •  познавательно - тематические

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Какие же инновационные технологии целесообразно применять именно в музыкальной деятельности?

Коммуникативные игры и танцы

 Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации,   развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Эти игры дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

 Представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо -звуковыми модуляциями разговорной речи. «Хор рук» - эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Речевое музицирование

 Речевые упражнения, которые развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

Поэтическое музицирование

Помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Ритмодекламации под музыку

Представляет собой синтез поэзии и музыки, её называют «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.

Элементарное музицирование.

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра

Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл

Представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

Импровизация

Импровизация – это создание произведения одновременно с его исполнением. Одна из наилучших форм работы с детьми для образования условий свободы выражения, внутреннего состояния раскрепощения. Применяется как во время образовательной деятельности, так и на развлечениях и утренниках.

Музыкотерапия

Метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание, так же способствует профилактике и лечению нервно-психических заболеваний.

Флешмобы

Флешмо́б - (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится.Здесь важно отработать каждое движение.  Такие танцы более нацелены на зрелищность, эстетику, В них можно смешать стиль, классику с хип-хопом, смориться очень эффектно.

Анимационный танец

 Танец с постепенным увеличением участников (очень удобно, для выхода всех гостей на танец.) Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.

Квесты

 Это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для дальнейшего продвижения по сюжету. Основное содержание квестов заключается в поэтапном решении головоломок, которое приводит к общей цели. Каждая разгадка — ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими, и интеллектуальными. Квесты проводятся как в помещении, так и на площадке, как с одной группой, так и со всеми дошкольниками, как с детьми, так и с родителями.

Применение ИКТ

 Внедрение информационно-образовательных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях является универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор воспитанников, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Применять ИКТ на музыкальных занятиях можно различными способами: демонстрировать презентации, показывать видеофрагменты мировых шедевров опер, балетов, совершать виртуальные путешествия, использовать музыкально-дидактические игры. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества воспитателя, педагога и дошкольников, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным и эффективным.

Традиции и инновации не существуют вне их взаимосвязи. Следует обратить внимание на слова: «Все новое - это хорошо забытое старое». В музыкальном образовании как нигде прослеживается эта тенденция. Если говорить о музыкальном обучении, совершенно очевидно, что всё старое когда-то было новым, а методы, формы и средства, ранее считавшиеся инновационными, стали традицией.  Так,  основные концептуальные идеи Д. Б. Кабалевского,  ставшие инновационными в 70-80 годы ХХ века, сегодня стали традицией.  Педагогические идеи Б. В. Асафьева,  высказанные им много лет назад и направленные на осуществление реформ в области музыкального образования того времени, остаются актуальными и сегодня. Таким образом, переосмысление многих прежних взглядов, установок и традиций приводит к развитию инновационных процессов в музыкальном образовании, его разнообразию и совершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в условиях массового ДОУ

Из личного опыта. Структура логоритмических занятий; задачи реализуемые на логоритмических занятиях....

Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога....

Работа с детьми с общим недоразвитием речи в условиях обновления образования: традиции и новации

Статья  раскрывает основные традиционные и инновационные методы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Пути совершенствования системы работы музыкального руководителя в условиях введения ФГОС ДО

В связи с ускоряющимся с каждым днем ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис, выходом из которого должны заниматься на государственном уровне...

"Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя в условиях ДОУ"

Консультация для воспитателей и логопедов коррекционных групп....

"Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ"

Новые информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот тезис подтверждается всем ходом работ, объединён...

Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ

В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...