родительское собрание февраль 2024г. Добавлено 12.03.2024г.
консультация (младшая группа)

Безрукова Елена Николаевна

родительское собрание февраль 2024г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол

Родительского собрания от 15.02.2024г.  в  1 младшей группе «Ягодка» СП «Золотая рыбка» МДОУ «Детский сад г. Стрежевой»

Тема: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Присутствуют: 18 человек      Отсутствуют: 4 человека

Цель родительского собрания:

Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками и их ролью в воспитании и развитии речи детей.

Повестка:

1.«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

    2. Разное

Ход собрания:

Выступила воспитатель группы Безрукова Е. Н. Она провела с родителями МК по теме собрания.

Воспитатель: ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ. ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ  В  МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ  И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение.              В своей работе я активно использую произведения устного народного творчества. Они помогают решать  воспитательные, образовательные задачи, развивать речь, фантазию  детей.

Так что же относится к устному народному творчеству?

1.потешки -  коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове , дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти. Например: «Водичка, водичка»,    «Еду, еду,к бабе, деду» «Я белка в шубе меховой» и т.д.

2. Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Поспешишь — людей насмешишь.

3.Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально.

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

4.Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

5Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:

Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

6. Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

Кошка с мышкою играла,

Мышка бегала, вздыхала,

Надо кошке угодить,

Кто устал - тому водить.

7. Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

8. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

9. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Воспитатель: - Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Для этого мы сегодня проведем викторину «Устное народное творчество».

Давайте мы с вами разделимся на две команды (деление на 2 команды, название команды)

Игру проводит воспитатель Берзина С. Г.

Воспитатель: - Как в любой игре, у нас есть правила. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает 1 баллу,  если нет ответов на вопрос, команда получает 0 баллов.

- А сейчас хочу представить наше глубокоуважаемое жюри (Представление жюри)

1. Конкурс пословиц.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Вот это и будет нашим первым конкурсом. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица для команды. (поочерёдно каждой команде)

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Делу время – потехе час.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. Не хвались началом – хвались концом.

5. Человек без друзей – что дерево без корней.

6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

8.Поспешишь - людей насмешишь  (подведение итогов)

2 конкурс. Допишите имена сказочных героев .(Раздаю листочки)

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей … .(Горыныч)

(Подведение итогов)

2 конкурс «Сказочный»

задание: Я буду поочередно задавать командам вопросы.                      

 - Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

- Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

- Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

- От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

- Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

- Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

- В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

- Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

- Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)

Кукушка кукушонку купила капюшон.              

У четырех черепашек

 четыре черепашонка

Два щенка, щека к щеке

Щиплют щетку в уголке

 Шашки на столе

Шишки на сосне

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор         

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор

3.Угадай сказку.

Без слов, с помощью мимики и жестов  показать сказку

так, чтобы другая команда догадалась. ( Колобок, Репка)

4.Конкурс скороговорок. 

Прочитать быстро скороговорку.

5.Конкурс считалок.

 Назовите как можно больше считалок.

6.Конкурс «Объяснялки» 

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

• портки (штаны)

• косоворотка (рубаха с косым воротом)

• рать (войско)

• чело (лоб)

• изгородь (ограда)

• перст (палец)

• око (глаз)

• уста (рот, губы)

Родители объясняют значение слов (поведение итогов)

7. Конкурс  «Колыбельная песня» 

Спеть колыбельную песню.

8. конкурс: Частушки

 А закончить нашу встречу я предлагаю весёлыми частушками.

Говорят – частушки, вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

Родители исполняют частушки.

Подведение итогов.  

Награждение

Воспитатель: Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.

Умелое использование, которого позволяет установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

         

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую -  то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое,  я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

Воспитатель: Я надеюсь, что теперь вы будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей. Желам вам удачи!

  1. Разное.

Во второй части родительского собрания были обсуждены следующие вопросы:

  • Промежуточные результаты освоения детьми культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Было отмечено, что дети, несомненно, научились элементарным навыкам самообслуживания: они частично справляются с одеванием/раздеванием, умываются, все дети самостоятельно едят ложкой. Выступающая по данному вопросу, воспитатель Берзина С. Г. Напомнила родителям о необходимости совместной работы родителей и воспитателей в данном направлении.

  • Промежуточные результаты освоения детьми образовательной программы. Воспитатель Безрукова Е. Н. рассказала о том, чему дети научились за текущий учебный год и что еще предстоит освоить. Напомнила о необходимости совместных игр-занятий родителей с ребенком.

Проект решения собрания:

 Продолжать работу с детьми в выбранном направлении по образовательным задачам и способствовать полноценному развитию детей.

Председатель собрания                                                Е. Н. Безрукова

Секретарь собрания                                                            Вернигора А. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического родительского собрания "23 февраля"

Предлагаю для вашего просмотра сценарий тематического родительского собрания «23 февраля», для средней группы....

Сценарий нетрадиционного родительского собрания "23 февраля"

предлагаю вашему вниманию сценарий нетрадиционного родительского собрания "23 февраля"...

Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках» (февраль, средняя группа, 2015-2016 учебный год)

Родительское собрание«Здоровье детей в наших руках»(февраль, средняя группа, 2015-2016 учебный год)...

Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках!» (февраль, средняя группа, 2015-2016 учебный год)

Родительское собрание«Здоровье детей в наших руках!»(февраль, средняя группа, 2015-2016 учебный год)...

Февраль 2018 год. Родительское собрание в младшей группе на тему: «Путешествие в страну Сенсорику».

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста....

17.04.2024г. Родительское собрание: «Гаджет – зависимость у дошкольников» с применением командообразования и модерации родителей.

Уважаемые педагоги! Родительские собрания – это важный инструмент взаимодействия между образовательными учреждениями и родителями. Они помогают обсудить важные вопросы, связанные с образованием ...