Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники "ДРУДЛЫ"
методическая разработка

Ложкина Виктория Сергеевна

Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники "ДРУДЛЫ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_tehnika_drudly.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИКИ «ДРУДЛЫ»»

                                                                                                               Составила:

                                                                                                     педагог-психолог

                                                                                                          Ложкина В.С.

г. Калининград

2024 г.

          Одними из важных задач современного образования являются развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей детей.   Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети, так или иначе, одарены от природы, а развивать их способности возможно, посредством различных технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка. По мнению многих авторов, такой вид деятельности считается одним из перспективных направлений в педагогической и социальной работе с детьми. Друдлы способствуют расширению словарного запаса, развитию умения вести диалог, заставляют активно работать мозг и дают мощный положительный эмоциональный эффект. Эта игра не имеет возрастных ограничений, помогает объединению взрослых и детей, возможности вместе пофантазировать и посмеяться.

        Одним из перспективных современных методов развития у дошкольников креативного мышления является техника «Друдлы». Картинки -друдлы изобрел художник Роджер Прайс еще в 1953 году. Название «droodle» происходит, как комбинация трех слов «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка). Друдл представляет собой некую задачу, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. В основном, друдл – это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры, волнистые, изогнутые, ломаные линии.

          Смысл друдлов - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг пересмотреть массу информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. А современная жизнь требует творческого мышления, т.е. чтобы мы могли осуществлять поиск множества решений для одной задачи.

          Друдлы способствуют развитию воображения и  речи. Многим  знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы  не можем вспомнить его, а придумывая названия для друдлов, мы развиваем навык активизации пассивного словаря. 

          Друдлы тренируют творческое мышление.

 Для друдлов нужно придумать несколько названий, поэтому в работу включается творческое мышление. Нужно посмотреть на рисунок под разными углами и сообразить, что же это тебе напоминает, включить в работу поиск альтернатив. Друдлы заставляют задуматься о том, что возможно множество интерпретаций, и не нужно хвататься за первую попавшуюся.

Занятия в игры с «Друдлами» рекомендуется начинать с детьми с 4 лет. Друдлы используют в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности.

Этапы обучения

1.  «Дорисуй геометрическую фигуру»

Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это придумывание и превращения во что-либо геометрических фигур. Но  нужно придумать как можно больше вариантов.

2. «Что за зверь?»

Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т.д., можно использовать тематические наборы)? Сузив область поисков,  мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами  и фантазии ребенка продолжаются.

3.  «Дорисуй картинку»

 Перед ребёнком лежит лист с картинкой - друдлом.  Ему необходимо дорисовать рисунок и придумать название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?»  данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

4. «Придумай и нарисуй друдл»

Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог. Друдлы рекомендуется рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

Другие варианты использования

1. Придумайте 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке. На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.

2. Играть в компании. Смысл игры подобрать как можно больше версий. Игроки по очереди дают описание картинки. Описания не должны повторяться. Кто не может придумать оригинальное описание – вылетает. Игра продолжается пока не останется один победитель.

3. Предложить  несколько друдлов, дети определяют,  что в них зашифровано и составляют небольшие рассказы.

          В процессе работы с техникой «Друдл», дети нуждаются в сопровождении, а также, при необходимости – в направляющей, обучающей, разъясняющей помощи педагога. Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано», сказанный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание. Друдлы – одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Как научить ребенка  придумывать интерпретации друдлов

1.Подсказка рисунка.

Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Используйте эти идеи для того, чтобы генерировать различные варианты. Если ребенок затрудняется, подскажите. Например,  зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе,  так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т.д. Изогнутая линия наводит на мысль о веревочке. Бумажка на веревочке для кошки, машинка на веревочке для ребенка. А может, камень, обвязанный веревкой и используемый в качестве якоря?

2. Изменение  ракурса.

Пусть ребенок попробует  представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса,  очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации,  и т.д.

3.Случайный импульс.

Возьмите произвольное слово (из журнала или книги, любой предмет в комнате или просто из головы) и каким-то образом привяжите его к картинке. Как угодно! Затем, то же самое попробуйте проделать с двумя, а потом тремя словами сразу – это поможет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше.

Например, слово "размытая". Первая мысль, которая  приходит в голову почти сразу - озеро с втекающим в него ручейком. Подумав еще, можно  додуматься до  заглушки в ванную на веревочке (ассоциативная связь через слово вода и мыться). Посмотрев  на будильник - часы - маятник. Мысль: Маятник настенных часов во время землетрясения. Посмотрев на телефон, подумать, что это, возможно, телефонный аппарат с проводом к трубке.

4.Три слова.
Использование не одного, а трех слов сразу. Позволяет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше. Увеличение слов до трех увеличивает возможное количество вариантов.

Таким образом, друдлы способствуют расширению словарного запаса, развитию умения вести диалог, заставляют активно работать мозг и дают мощный положительный эмоциональный эффект. Эта игра не имеет возрастных ограничений, помогает объединению взрослых и детей, возможности вместе пофантазировать и посмеяться.

Литература:

1.Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»/. –Спб.: Союз, 2007.

2.Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»; Москва, 2000 г.

3.Рубанцев В. «Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки»; Издательство: БХВ-Петербург; 2017г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"развитие творческого мышления и креативности педагогов"

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме саморазвития педа развития творческого педагога-воспитателя,что является неотъемлемым условием саморазвития воспитанника. Значительное в...

«Развитие творческого мышления и креативности у педагогов»

«Развитие творческого мышления и креативности у педагогов»Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Роль педагога в ДОУ чрезвычайно велика. Он отвечает за жизнь и здоровье ...

Формирование основ творческого мышления, предпосылок креативности у дошкольников посредством реализации технологии детского дизайна.

В данной работе представлено обобщение опыта по теме: " Формирование основ творческого мышления, предпосылок креативности у дошкольников посредством реализации технологоии детского дизайна"...

Опыт работы «Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием ЛЕГО – конструирования»

laquo;Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием ЛЕГО – конструирования»     Успешность и социальная компетентность человека XXI века предполагае...

Презентация "Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием "ДРУДЛОВ"

развитие креативного мышления у старших дошкольников в результате использования игры "Друдлы"...

Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники «Друдлы»

Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники «Друдлы». Чем полезна техника Друдлы. Этапы работы с техникой Друдлы....

Мастер - класс «Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники «Друдлы»

Цель мастер – класса: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей и креативного мышления у детей дошкольного возраста.Задачи: - по...