Консультация "Развиваем музыкальный слух в домашних условиях"
консультация

Гусельщикова Анастасия Игоревна

Консультация для родителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»

Как развивать музыкальный слух ребенку? 3 шага

 Итак, давайте поговорим о том, как развивается слух, что важно, а что не очень.

Прежде чем задаться целью развивать слух у ребенка, нужно как минимум для себя осознать, а какой результат хочется получить.

Это как со спортом. Есть профессиональные навыки, а есть общая физическая подготовка. И здесь то же самое. Есть музыкальное образование с дальнейшим возможным поступлением в Гнесинку, а есть общее музыкальное развитие с возможностью превратить его в хобби для души. И кстати большой вопрос, что в большей степени сделает жизнь человека счастливее, первый или второй вариант :)

 Итак, возьмем среднюю цель - музыкальный слух, умение спеть на встрече друзей. Это средний необходимый уровень развития способности, на которую способен любой ребенок.

 КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - обязательно ли ее слушать?

 Классическая музыка безусловно полезна. Это часто упоминается в литературе, поэтому примем это как данность. Однако я думаю, что все же это необязательный атрибут. Важнее, нравится ли вам, взрослым самим классическая музыка. Если да, то вы можете попробовать поделиться этим с ребенком, а после постараться увидеть обратную связь от него. В классической музыке много звуков разной высоты, гармоний и переплетений звуков. Мозг ребенка будет учиться воспринимать звуки разной высоты, это полезно. Но если мама морщит нос и затыкает уши, у нее болит голова от классической музыки, то ребенок это обязательно заметит. Поэтому в такой ситуации лучше отказаться от прослушивания и выбрать что-нибудь более комфортное. Ведь гораздо важнее приятное совместное времяпрепровождение.

 Итак, обратите внимание на обратную связь от ребёнка, важно, чтобы ему самому нравилась музыка. Не переусердствуйте. Главное - это не заставлять. Не нравится, ну, и не надо. Сделайте паузу на месяц, потом попробуете еще, если очень хочется. Без фанатизма, как говорится :)

Теперь про то, из чего вообще складывается музыкальный слух:

1) Уметь различать высоту звуков (какой выше, какой ниже)
2) Уметь запомнить мелодию, узнать знакомую мелодию
3) Уметь правильно воспроизвести (спеть) мелодию

Давайте обсудим, как можно тренировать каждый из навыков. Я приведу несколько примеров игр, а какие-то возможно вы в дальнейшем придумаете и сами. Главное здесь - понять примерный принцип, а также превратить процесс в приятную, интересную игру.

1) УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ ВЫСОТУ ЗВУКОВ

Например, как гавкает собачка мама? Как гавкает собачка-папа? А как щеночки маленькие? Ребенок изображает, используя разную высоту звуков (то низким голосом, то пищит) и разную громкость. Это упражнение подходит самым маленьким. Это очень забавно смотрится в их исполнении.

 Как рычит медведь? Как пищит мышка? Ребенок подражает и выдает разную высоту звуков. Это важно.

 Я спрашивала иногда и что-то еще, например, как ты чихаешь, покажи! А как чихает мама? А как папа? И ребенок с удовольствием изображает, причем на разные голоса.

         Если есть детское пианино, то можно сыграть на низких звуках и спросить, ребенка, кто это идет, медведь или мышка? А потом сыграть на высоких звуках и спросить то же самое. Дети обычно очень быстро начинают различать и все правильно говорят.

         Для деток постарше, если есть детское пианино, можно поиграть так: ребенок отворачивается, мама нажимает на клавишу. Ребенок поворачивается и старается по звуку угадать, какая клавиша была нажата. 3 попытки. Постепенно ребенок замечает, что на пианино в одну сторону звуки становятся выше, а в другую - ниже.

2) УЧИМСЯ ЗАПОМИНАТЬ МЕЛОДИЮ И УЗНАВАТЬ ЕЕ

       Чтобы запомнить мелодию, нужно ее несколько раз услышать. Причем не просто услышать, а иметь возможность заметить, что это одна и та же мелодия.

       На начальном этапе важно петь/слушать небольшое количество песенок (1-3). Так, чтобы ребенок имел возможность заметить, что мелодия повторяется, запомнить ее.

Например:

  • Мама поет перед сном одну и ту же песенку (при условии, что у мамы есть слух и мелодия не меняется от раза к разу)
  • любые детские песенки, которые можно включить
  • музыкальные игрушки (выбирайте только игрушки, которые нормально реалистично и по-доброму выглядят - НЕ хаги-ваги)
  • детское пианино или книжка/телефон с песенками

       Т.е. ребенок должен иметь возможность слушать разные мелодии. И повторять их прослушивание. Постепенно он начнет узнавать их. Какие-то будут нравиться больше, какие-то меньше. Но обращайте внимание на то, какие там песенки. Современные не всегда хороши. Я бы брала проверенные - Леопольда, ну, погоди и т.п.

       Своего сына я проверяла тем, что пела мелодию без слов, а он угадывал, что за песня. Но это подходит только тем, у кого из взрослых есть слух, чтобы спеть. Вместо этого можно включать начало песенки, а ребенок пусть угадывает, какая.

3) УЧИМСЯ ПЕТЬ

Умение петь я бы еще разделила на составляющие:

  • музыкальный слух
  • чувство ритма
  • голос

          Очень важно для ребенка само понимание того, что вообще можно петь. Некоторые дети, в семьях которых никто не поет, с огромным удивлением и интересом прибегают посмотреть, послушать, если кто-то начинает петь. Если в семье никто не поет, то подойдет даже просто видео, где поют дети или взрослые. Но петь детские песенки ребенку обязательно должен человек с музыкальным слухом. Если слуха у родителя нет, лучше не петь совсем, а послушать готовые песенки или попросить кого-то петь. Потому что ребенку очень важно понимать, что мелодия - это определенная последовательность звуков разной высоты, а не просто декламирование стихов нараспев каждый раз как придется.

           Как и когда начать петь?

       Для начала лучше брать простые песенки, без насыщенного сопровождения.

       Дальше ребенок может помогать петь какие-то части песенки, часто это бывают окончания фраз или припев, или какие-то короткие понятные фразы.

       Чтобы ребенок чувствовал длительность музыкальных фраз и ритм, можно хлопать вместе под музыку, топать, прыгать, ходить. В дальнейшем это влияет на то, как ребенок понимает и чувствует ритм, а также момент, когда нужно начинать петь под музыку.

         И третья часть - это развитие голоса. Когда мы поем, мы дышим определенным образом. Берем дыхание, посылаем воздух равномерно, чтобы получался красивый звук. Постоянно слышим обратную связь. Здесь важен пример для подражания и тренировка. Если ребенку нравится петь, то он будет петь. Слушать песенки, подпевать, запоминать их.

         Но в целом не будет лишним пойти на какой-нибудь музыкальный кружок.

         Желаю всем радости от талантов ваших деток! Они удивительные! И наша задача дать им возможности развивать свои таланты!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Поём вместе с мамой»

(домашнее  музицирование  с  детьми  2-4 лет)

  • Насколько важно заниматься пением?

        Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет  выразить  чувства, объединяет  малыша  и  взрослого  общим  настроением, помогает  глубже  воспринимать  музыку. Кроме  того, является прекрасной  формой  дыхательной  гимнастики, укрепляет голосовой аппарат  и  способствует  правильному произношению. При регулярном разучивании  дети  подпевают  лёгкие  песенки  в  двух - трёхлетнем  возрасте, а  к  пяти  годам  будут  помнить – узнавать  и  подпевать – около  50 песенок.

  • Могут  ли  родители  помочь  малышу  петь чисто?

        Безусловно, могут. Для  этого  сначала  взрослый  должен  выучить  песенку  сам, пропеть  её  несколько  раз  под  фонограмму, затем – следом  за  записью  по  фразам, останавливая  кассету  в  конце  каждой  фразы.

        Разучивать  песенку  можно  в  присутствии  ребёнка. За  несколько  дней до  этого  взрослый  знакомит  малыша  с  песенкой, напевая  её  как  бы  для  себя, используя  для  продления  подвижной  игры, рассказывая  сказку. Подбор  материала  проводится  в  порядке  возрастающей  трудности, с  учётом  желания  ребёнка.

        Во  время  разучивания  взрослому  следует  сидеть  на  низком  стуле  напротив  ребёнка  так, чтобы их  лица  были  на  одной  высоте. Малыш может  сидеть  или  стоять (в  этом  положении  петь  легче, голос  лучше  звучит), для  уверенности  можно  дать  в  руки  куклу  или  игрушку, взять  его  за  руку.

        Очень  важно, чтобы ребёнок спел чисто уже первый  звук  песенки. Можно  сначала  попеть  один  слог на  этом  первом  звуке. Пение  на  один  слог  особенно  важно для  плохо  говорящих  детей, но  и  для  детей  постарше  тоже  очень полезно. Удобно  петь  на  слоги: «ма», «му», «ду», «ля», «та» и др. после  нескольких попыток  ребёнок  обычно  подстраивается  голосом  к  первому  звуку. Если  же  он  не  может  подстроиться  голосом  к  ноте, подскажите, что  надо  петь  «тоньше»  или  «толще», покажите, как  спел он, а затем – как  надо  было  спеть. Важно  помочь  малышу  лучше  слышать  свой  голос. Предложите ему  несколько  заданий: петь, закрыв  одно  или  оба  уха ладошками, с закрытым  ртом, в микрофон, чтобы слышать свой  голос  из динамика.

        Хорошей  подготовкой к пению будет разучивание  текста  тоненьким, «кукольным» голосом, а  так  же исполнение  звукоподражаний (писк  цыплят, мяуканье котят  и  т.п.). Разучивая  песенку, взрослый  должен  показывать  как  надо  петь (очень  медленно, от-деляя  один  слог  от  другого), и  подсказывать  малышу: «Пой  тоньше, как  куколка»  или  «Пой  толстым  голоском».

  • Как  часто  надо  петь  с  ребёнком?

        Петь  с  малышом  желательно  каждый  день, но  не  продолжительное  время, не  утомляя  ребёнка. Можно  проводить  игры, в  которых  малыш  поёт  уже  разученные  песенки. Особенно активно  ребёнок  поёт  в  том  случае, когда  после  определённых  слов  песенки  кукла  или игрушка  «выполняет» какие-либо действия. Например, появляется  и  убегает  зайка («В  огороде  заинька»), кукла  ложится  спать («Гули-гули»), цыплята  клюют  зёрнышки («Цыплята»)  и  т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха в домашних условиях

 Советы родителям как развивать музыкальный слух ребенка....

Консультация "развитие музыкального слуха в домашних условиях"

Как можно у ребенка развивать музыкальный слух в домашних условиях...

Развитие музыкального слуха в домашних условиях.

Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизвод...

Консультация для родителей "Развитие музыкального слуха в домашних условиях"

Консультация музыкального руководителя для родителей...

Как можно развивать музыкальный слух в домашних условиях

Как можно развивать музыкальный слух в домашних условиях...

Консультация для родителей. «Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему «Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»...