Всеобуч для родителей на тему: «Профилактика манипулятивного поведения детей»
консультация

Профилактика манипулятивного поведения у детей

    Манипуляция – наиболее распространённый вид человеческого общения. В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом. Когда мы говорим, что ребенок манипулирует взрослыми, речь не идет о настоящей манипуляции.

В этом возрасте малыш еще не может ставить себе цели «добиться контроля над поведением и мыслями другого человека», поскольку сам не всегда осознает свои поступки, не говоря уже о планировании действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseobuch.docx90.6 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №56» г. Оренбурга 

Всеобуч для родителей

на тему:

 «Профилактика

манипулятивного поведения детей»

Как преодолеть манипуляции ребенка?

                                                                                               

Профилактика манипулятивного поведения у детей

    Манипуляция – наиболее распространённый вид человеческого общения. В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом. Когда мы говорим, что ребенок манипулирует взрослыми, речь не идет о настоящей манипуляции.

В этом возрасте малыш еще не может ставить себе цели «добиться контроля над поведением и мыслями другого человека», поскольку сам не всегда осознает свои поступки, не говоря уже о планировании действий.

    Предпосылки к манипулятивному поведению

   Появление в семье маленького манипулятора становится следствием естественной для ребенка любви к повторениям. Если однажды у него получилось добиться чего-то подобным способом, он может использовать его много раз, до тех пор, пока будет получать желаемое.

    Обучаясь общаться, ребенок нередко подражает поведению родителей и других окружающих его взрослых. У них он учится и приемам манипуляции. Воспитатель в детском саду отвлекает внимание ребенка разговором о новой игрушке, чтобы расставание с мамой было не столь болезненным. Такое общение с дошкольником практикуется почти во всех семьях. Оно не будет представлять опасности, если сопровождается уговорами, объяснениями и обсуждениями. Постоянное принуждение к принятию решений не будет благоприятствовать тому, чтобы ребенок научился договариваться с людьми.

    Применение некоторых манипуляций также не дает права говорить о том, что у ребенка сформировалось подобное поведение. Оно появляется лишь при условии, если дошкольник к трем-четырем годам становится эгоистом, что в действительности неверно, даже если вся семья старается выполнять его запросы. С раннего возраста сознание дошкольника концентрируется на нем самом, на его собственных телодвижениях, потребностях. Именно за счет этого формируется «Я» человека. Если окружающие заботливо ухаживают за дошкольником, своевременно удовлетворяют его потребности, у него вырабатывается «базовое доверие к миру». То есть ребенок изначально верит в положительный контакт с другим человеком, в то, что принесет исполнение желаний. Но это чувство доверия не имеет ничего общего с эгоизмом.

    Готовность пожертвовать всем ради удовлетворения любых его желаний и прихотей является условием возникновения эгоизма является полное центрирование семьи на ребенке, Следующее условие – гиперопека. К трем годам ребенок способен выполнять некоторые действия по самообслуживанию. Если подобного не происходит, он постепенно привыкает перекладывать «эту обязанность» на чужие плечи и удовлетворять свои желания за счет других любыми способами.

    Зачастую дети прибегают к таким крайним мерам «воздействия на родителей», как болезнь. Они могут «вызывать» температуру, действительно ощущать боль в животе или головную боль, если переживают только что увиденный семейный конфликт, услышанную фразу о болезни кого-то из членов семьи и др. Некоторые дети любят болеть, если родители проявляли чрезмерное внимание к ним во время предыдущей болезни. В этом случае недуг – гарантия благ как материальных, так и духовных, возможность стать центром всеобщего внимания.

    Для того чтобы понять, что стало причиной недомогания, стоит проанализировать: погодные условия повлияли на плохое самочувствие или ребенок все же испытывает нехватку внимания. У многих родителей нет времени не только поговорить с дошкольником, но и обратить внимание на просьбу, взглянуть, что он смастерил, какой получился рисунок. В этом случае у ребенка остается только один способ привлечь к себе внимание – заболеть. Правда, если для родителей его плохое самочувствие становится досадным препятствием в работе, они, сдерживая раздражение, стараются как можно быстрее вылечить малыша. Последствием этого в лучшем случае может оказаться поиск новых методов борьбы за родительское внимание. Нередко ими становятся проказы, очень быстро привлекающие внимание, пусть даже негативное.

    Если именно отсутствие внимания родителей стало причиной болезни ребенка, положение можно исправить следующим образом. Начните уделять внимание малышу не только тогда, когда он болеет, но и когда он здоров. В конечном итоге на это уйдет гораздо меньше сил и средств. Даже очень занятые родители могут найти для этого время. Общаться с дошкольником нужно в той форме, в какой ему хочется, предоставив ему право выбора. Взаимодействие должно проходить «глаза в глаза». Желательно, чтобы отведенное на общение время было не занято посторонними делами – общением по телефону, приходом гостей и пр.

    Правила поведения с ребенком-манипулятором.

    В целях профилактики манипулятивного поведения ребенка в первую очередь нужно установить с ним дружеские отношения, соблюдая при этом некоторые правила. Так, родители должны быть лидерами в семье. Рассогласованность их действий плохо сказывается на психическом развитии детей, приводит к формированию неуверенности, тревоги и агрессии. За правило можно взять следующую схему: если ребенку нужно разрешение на что-либо, необходимо его получить у каждого из родителей. Тогда вместо манипулирования он будет искать способ убедить папу и маму выполнить его желание.

    Важно научить ребенка прямо просить о том, что он хочет, а не прибегать к приемам манипуляции. Родителям нужно твердо держать свое слово: иногда дети манипулируют взрослыми, когда знают, что, надоедая уговорами достаточно долго, они могут «нет» превратить в «да». Такой способ манипуляции как прямой шантаж следует пресекать сразу.

    Нельзя говорить детям плохо о другом родителе, жаловаться на супруга, не стоит возлагать на них решение семейных проблем. Нельзя позволять ребенку сплетничать и обсуждать с одним родителем другого родителя: он может только поделиться чувствами, которые испытывает от тех или иных действий, но не жаловаться на «плохую маму» или «жестокого папу». Если ребенок пытается обвинить другого родителя в придирках и несправедливости, можно предложить ему вынести этот вопрос на совместное обсуждение, когда оба родителя смогут его выслушать и ответить.

     В воспитании детей очень важна дисциплина как альтернатива манипуляции ребенка родителями. Различают внешнюю и внутреннюю дисциплину. Внешняя заключается в том, чтобы дети слушали родителей, а внутренняя основывается на выработке у ребенка самодисциплины.

    Для внешней дисциплины характерны такие понятия, как «награда» и «наказание». Наказание зачастую подавляет чувства детей, вызывает агрессию, которая провоцирует повторное наказание. В итоге ребенок становится неуверенным в себе, не чувствует поддержки. Родители ошибочно считают, что жестокое воспитание будет способствовать исправлению дошкольника, на самом деле поведение его будет только ухудшаться.

    Ребенок должен чувствовать себя членом общества и ощущать безопасность. Только тогда родители смогут воспитывать его с помощью актуализирующей дисциплины, а не манипуляторской. При этом важно создать в доме благоприятную атмосферу, где ребенку спокойно и уютно. В этом случае он сможет нормально воспринимать определенные ограничения.

    Как справиться с детской манипуляцией:  

  • переключить внимание ребенка. Можно отвлечь его каким-то новым ярким предметом или предложить интересное занятие.
  • участие дошкольника в выбранном взрослым занятии. При подключении к делам родителей или воспитателя, ребёнок ощущает свою нужность, приобщается к миру взрослых. Если выбирать занятия совместно, то дошкольник учится считаться с мнением окружающих его людей.
  • взрослые могут сами стать равноправными участниками какой-нибудь интересной игры.

Линия поведения родителей и других окружающих ребенка взрослых, внимание к его действиям, чувствам и эмоциям позволяет установить с дошкольником дружеские отношения, помогут сформировать правильные модели поведения.


Литература:

  1. Валлон, АПсихическое развитие ребенка. М., 1967. 195 с.
  2. Выготский, Л. ССобр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 340—367.
  3. Лисина, М. И. (ред.). Развитие общения дошкольников. М., 1974. 287 с.
  4. Мещерякова, С. Ю.  Особенности «комплекса оживления» при воздействии предмета и при общении со взрослым у младенцев // Вопр. психол. 1975. № 5. С. 81.
  5. Эльконин, Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1978. № 3. С. 3—12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родителям по профилактике агрессивного поведения детей

Представлены рекоменадации родителям по профилактике агрессивного поведения детей....

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей Воспитание привычек нравственного поведения детей

Консультация для родителейВоспитание привычек нравственного поведения детей Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагог...

Проект"Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".

Данный проект расчитан для работы с родителями старших дошкольников.Основная его цель-повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме чер...

Консультация для родителей ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

нужно помнить, - это то, что большинство детей рассматривает родителей в качестве основных образцов для подражания. И это касается не только маленьких детей, но и подростков. Поэтому нам, как родителе...

Консультация для родителей на тему "Культура поведения детей и родителей на праздниках"

Консультация несёт в себе пернечень правил по культуре поведения на праздниках...

Всеобуч для родителей "Роль отца в воспитании детей в семье"

Отец! Какое это гордое звание. В нем все - и сердечная доброта, и ласка, и мужская сила, и справедливость и конечно, любовь к жене, к детям. Как хочется, чтобы каждый отец, услышав эти слова, понял, к...