Родительское собрание «Вместе играем - речь развиваем»
методическая разработка (средняя группа)

Мартыновская  Татьяна Николаевна
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии детей, оказание практической помощи в проведении работы по развитию речи. Задачи: - Раскрыть значение речи детей – дошкольников во всестороннем их развитии; - Показать важность работы по развитию мелкой моторики и дыхания для детей; - Показать методы и приёмы работы по развитию речи детей; - Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей. Ход: Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей встречи «Вместе играем – речь развиваем». Нас объединяет интерес к теме воспитания и развития детей. У нас с вами общая цель: сделать пребывание ребёнка в детском саду комфортным, интересным и безопасным. Без вашей поддержки и помощи в воспитании и развитии детей, пребывание детей в детском саду просто невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.s.vmeste_igraem-rech_razvivaem.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №7  «Радуга» ул.50 лет СССР 13

Кулундинского района Алтайского края

Родительское собрание

 «Вместе играем - речь  развиваем»


Подготовила:

воспитатель

Мартыновская Т.Н.

с. Кулунда 2023

 Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии   детей, оказание практической помощи в проведении работы по развитию речи.

 Задачи:

- Раскрыть   значение речи детей – дошкольников во всестороннем их развитии;

- Показать важность работы по развитию   мелкой моторики и дыхания для детей;

- Показать методы и приёмы работы по развитию речи детей;

- Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей.

Ход:

  Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема нашей  встречи «Вместе играем – речь развиваем». Нас объединяет интерес к теме воспитания и развития детей. У нас с вами общая цель: сделать пребывание ребёнка в детском саду комфортным, интересным и безопасным. Без вашей поддержки и помощи в воспитании и развитии детей, пребывание детей в детском саду просто невозможно.

  Возраст от четырёх до пяти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса, стал более послушным, спокойным. У него возрастает интерес к окружающему миру, становится сильнее потребность в друзьях. Дети дружат, ссорятся, мирятся. В этом возрасте у ребёнка проявляется стремление к самостоятельности, ему важно сделать всё самому, он меньше нуждается в опеке взрослых. Ребёнок начинает понимать чувства других, сопереживает друзьям и другим людям. У него развиваются творческие способности.

  У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Активизируется любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всём, что они увидят. Они готовы всё время говорить и обсуждать различные вопросы. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается очень важной его похвала. Повышается обидчивость на замечания взрослого.

  Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца.

   Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют им подобные.

   Дети дошкольного возраста тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него и это нужно всячески использовать в интересах общего развития. Правильно поступают те родители и другие члены семьи, которые уделяют внимание повседневному общению с ребёнком. Всем этим они способствуют расширению кругозора, развитию любознательности. Всё внимание и старания родителей должны быть направлены на то, чтобы речь дети слышали правильную, ясную и логически последовательную. Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы, вы – взрослые, следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

  В процессе общения, взрослым необходимо помогать ребёнку: ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причём, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения.

  Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Для того, чтобы речь наших детей была правильной, с чистым произношением, необходимо уделять этому особое значение.

  Уважаемые родители!  Дети любят игры, чудеса, загадывание, проговаривание. Они с удовольствием включатся  в  вашу игру, и вы станете только ближе, роднее и повысите авторитет в глазах ребёнка.  Сегодня я вам предлагаю побыть в роли детей и поиграть.

  У детей наблюдается смазанная, неясная речь.  Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

  Упражнения для губ и щёк:

- Покусывание, похлопывание и растирание щёк;

- «Сытый хомячок» - надуть обе щеки, потом надувать щёки поочерёдно;

  Упражнения для языка:

- «Лошадка» - пощёлкивание язычком (цок - цок);

Развитие интонационной выразительности:

- говорить голосом медведя, лисы и т. д.

- рассказывать стихи с разной интонацией;

  Развитие слухового внимания:

- игры: «Угадай, кто позвал?», «Послушаем тишину» и другие.

  Игровые упражнения на дыхание (дыхательная гимнастика):

- «Воздушный футбол»: ставим на столе ворота из кубиков и нужно забить гол (дуть на мячик из ваты, чтобы он закатился в ворота).

  Необходимо развивать мелкую моторику рук. Стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

  Пальчиковая игра «Моя семья» (выполняют родители):

Это пальчик – дедушка,

Это пальчик – бабушка,

Это пальчик – папа,

Это пальчик -  мама,

Это пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

  Пальчиковая игра «Медведь» (медленно засовывать платочек одним пальцем в кулак):

Лез медведь в свою берлогу, все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу, мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек).

  Учите различать предметы на ощупь, совершенствуйте тактильное восприятие и умение составлять описание предмета. Игра «Чудесный мешочек».

  Для развития мелкой моторики пальцев рук необходимо постоянно давать ребёнку делать что – то своими руками. Это могут быть и собирание паззлов и выкладывание узоров из счётных палочек и камешков (выполняют родители), лепка из пластилина, работа с ножницами; рисование на манке, соли, песке (родители рисуют).

  Развитию мелкой моторике пальцев рук способствуют игры с использованием кукольного театра. Детей увлекает процесс, когда их пальчики превращаются в определённых героев, с которыми можно разыграть сказку.

  Детям необходимо овладевать навыками самообслуживания: застёгивание пуговиц, замков, заклёпок, завязывание шнурков.

  Всё это также способствует развитию   мелкой моторики.

  Для развития речи ребёнка нужны также такие традиционные формы общения как, речевые (словесные) игры, например,

- «Ласковое слово»: дом – домик, книга – книжечка, стол – столик и т.п.

- «Кто больше?» - к существительным придумать прилагательные (лето – тёплое, солнечное, ласковое, жаркое, дождливое), к существительным   придумать глаголы: река – течёт, бежит, журчит, бурлит;

- «Отгадай»: ребёнок должен отгадать предмет по названию его частей. Например, кабина, кузов, колёса, фары – машина.

  Чистоговорки формируют у детей умение правильно произносить заданный звук:

- са-са-са - в клетке спит лиса;

- бы-бы-бы – идёт дым из трубы;

- жу-жу-жу – я на солнышке лежу и другие.

Чем полезны скороговорки?

  Скороговорки делают речевой аппарат   более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, чёткой, понятной. Ребёнок, слушая скороговорку, понимает смысл высказывания. Например,

- у ужа – ужата, у ежа – ежата;

- у ёлки иголки колки и другие.

  Необходимо загадывать загадки, читать сказки, песенки, потешки. Они не только приобщают к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

  Проводится литературная викторина (загадываю загадки по сказкам, и родители их отгадывают):

- Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?  (Три медведя)

- Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте   поймал её кто- то. Кто, простившись с зелёною кожей, сделался мигом красивой, пригожей?  (Царевна - лягушка)

- Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это… (доктор Айболит)

- На сметане мешен, на окошке стужён. Круглый бок, румяный бок, покатился.

 (Колобок)

- Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну подскажите, как звали её?  (Красная Шапочка)

- С букварём шагает в школу деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовётся эта книжка? Как   зовётся сам мальчишка? (Буратино).

  Уважаемые родители!

  Помните: Если ребёнок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки и трудно проговариваемые слова. Поощряйте в семье занятия лепкой, рисованием, конструированием, игры с мозаикой, играйте с ребёнком в различные игры, читайте книги.

  Дети, получившие «Книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определённом занятии, хорошо говорят.

  При организации работы по развитию речи с использованием дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастик в домашних условиях необходимо помнить следующие правила:

- любая игра не должна строиться на принуждении;

- игра – процесс творческий;

- игра должна развивать ребёнка.

   Очень важно использовать игры во всех видах детской деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи и являются одним из способов социализации, помогая ребёнку легче освоиться в окружающем мире.

  Я благодарю Вас за участие в нашей сегодняшней встрече и надеюсь, что Вы с пониманием отнесётесь ко всем рекомендациям. Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание вместе с детьми "Конструируем вместе с детьми"

Родительское собрание с детьми в средней группе«Конструируем вместе с детьми»Разработала воспитатель Селезнева Ирина Федоровна. Задачи: Раскрыть значение конструктивной деятельности д...

Родительское собрание «Вместе весело играть»

Очень важно понимать потребности ребёнка, не отталкивать его, ссылаясь на занятость. Заниматься с ним, на первый взгляд, простыми вещами (рисовать, разговаривать, играть с пальчиками, читать стихи и т...

Родительское собрание "Вместе с мамой, вместе с папой"

Родительское собрание "Вместе с мамой, вместе с папой"...

Родительское собрание "Вместе с мамой, вместе с папой"

Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду. Поэтому нет для взрослых задачи важнее, чем сохранение и укрепление здоровья детей.Физическое воспитание дет...

Родительское собрание "Вместе весело играть"

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....