Игры из "ничего"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Батанина Ольга Александровна

Информация для родителей о том, как можно с пользой провести совместное время в дороге, очереди  и других возможных местахожидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_iz_nichego.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида»

Игры из «ничего»

Палочка-выручалочка для тех, кто заскучал в дороге

Составитель: Учитель-дефектолог Батанина О.А.  

Игры из «ничего»        

У каждого родителя бывает ситуация, когда есть ребенок, есть время, а занятия — нет. Например, в очереди, по дороге в машине, пока

идете вместе куда-то или делаете домашние дела. В итоге, дети

начинают скучать и                                        капризничать.

Есть ли вариант лучше? Конечно! Взять себе на заметку «игры из ничего» — игры, в которые можно играть заодно в любой бытовой рутинной ситуации.

Получать удовольствие и развиваться!

Действуй!

Выбираем глагол, например, «ОТКРЫТЬ» и по очереди называем всѐ, что можно открыть.

Главное — не скатиться к перечислению однотипных действий. Например, открыть дверь, окно, шкаф... — это один и тот же принцип открывания. Попробуйте посмотреть шире и вы удивитесь, сколько всего можно открыть! Начиная от консервной банки и заканчивая новой звездой.

«Оно всѐ такое...»

Выбираем какое-либо свойство и перечисляем как можно больше предметов, обладающих заданным свойством.

Примеры свойств: белый, колючий, яркий, холодный, прозрачный, полосатый и т.д.

Более сложный вариант игры: выбираем сразу пару или тройку свойств. Теперь нужно перечислять предметы, обладающие уже сразу несколькими заданными свойствами.

Например, белый и гладкий; тяжелый и горячий; колючий и живой; горячий, твердый и круглый...

2

Игры из «ничего»        

«Игра в руку»

Мы смотрим на руку, представляем, что это карта сказочного государства: вот река, вот главная дорога, вот тут ничего нет, наверное, тут канатная дорога. Вот тут замок злого волшебника, к нему нет ни одной дороги, а тут замок принца, тут много маленьких дорожек.

«Выбери лишнее»

Ведущий называет три слова. Игрокам нужно найти признак, по которому два слова совпадают, а третье отличается. Малышам подбираем слова (например, утка, гусь, еж), а лет после пяти можно называть случайные три слова.

«Угадай слово»

Ведущий загадывает слово, например, «ЗВОНОК». Называет первую букву — в

данном случае «З».

Дальше участники пытаются угадать, что это такое на букву З, задавая вопросы. Цель ведущего дать ответ на вопрос, по формулировке «Нет, это не З…». То есть придумать, что может быть на эту букву, подходящее под вопрос.

Если ведущий не может придумать ничего подходящего, то открывает следующую букву.

Например:

  • Может это то, что блестит ночью в небе?

— Нет, это не звезда.

  • Может, это то, что дают в школе на дом?

— Нет, это не задание.

  • Может, это что-то, что попало под кожу и болит?

Допустим, ведущий не догадывается, что можно назвать занозу. Тогда он

называет вторую букву: ЗВ. Дальше вопросы задают так, чтобы ответ был уже на две первые буквы, и так далее.

  • Это синоним животного?

3

Игры из «ничего»        

— Нет, это не зверь.

  • Это колебания воздуха?

— Нет, это не звук.

Кто отгадал, загадывает следующее слово.

«Сочини рассказ»

Ведущий говорит слово. Участники строят предложение с этим словом. Ведущий дает следующее слово (случайное), участники придумывают предложение с новым словом так, чтоб оно продолжало первое предложение. В итоге должен получиться рассказ.

«Чердак»

Первый участник говорит: «Я пошѐл на чердак и нашѐл там маленького слона в розовую полоску». Второй: «Я пошѐл на чердак и нашѐл там маленького слона в розовую полоску и новогоднюю ѐлку с красной звездой на верхушке». И так далее, пока кто-то не собьется. С малышами называем по одному слову.

«Рифмы»

Называем любое слово, берѐм и ищем созвучные. Усложнение: ищем рифмы для словосочетаний или даже придумываем четверостишия.

«Объединяем»

Ведущий называет несколько предметов, ребѐнку нужно назвать общий признак или сказать, как называется эта группа предметов.

Например: стул, кровать, шкаф — мебель.

4

Игры из «ничего»        

«Угадай, что я нарисую»

Один человек рисует лишь часть предмета, второй отгадывает, какое будет продолжение. Очень неожиданные решения иногда приходят.

«Веселый друг»

Носовой платок, который легко превращается в человека, ножками которого служат указательный и средний пальцы. Он «умеет» смешно танцевать, ходить и, конечно, общаться с ребенком))

«Пословицы-поговорки»

Выбираем слово и называем пословицы-поговорки, которые его содержат.

Например: каша, семь, руки и т.д.

Или можно называть фразеологизмы с определенным смыслом.

«Паровозик»

Нужно по очереди называть слово на последнюю букву предыдущего слова. Сначала играли просто с любыми словами, потом усложняли с возрастом и договаривались на слова на определенную тему. Мы, родители, часто вводили в игру новые неизвестные ребѐнку слова, расширяя его словарный запас.

Усложнение этой игры: придумывать на несколько букв с конца, например, молоТОК — КОТенок.

5

Игры из «ничего»        

«Координируем»

Одной рукой гладишь живот, другой хлопаешь себя по голове.

Или одной рукой забиваешь гвоздь, а другой пилишь в этот момент и т.д.

«Угадай-ка»

Нужно угадывать слово по его описанию. Загадывают слова все участники по очереди. Можно выбирать определенную букву, на которую загадываем.

«Я вижу что-то...»

Подходит для пеших прогулок. По очереди загадываем что-то из увиденного определѐнного цвета. Например, я вижу что-то зеленое.

Второй должен догадаться.

  • Это трава?
  • Нет.
  • Это автомобиль на стоянке?
  • Нет.
  • Это сумка у девочки?
  • Да!

«Ассоциации»

Ведущий называет любое слово, участники по очереди говорят свои ассоциации на последнее прозвучавшее слово. Например: слово «снег».

6

Игры из «ничего»        

Ассоциации: вата (потому что белая) — шарф (потому что мягкий) — куртка (потому что одежда) и так далее. С маленькими детьми (5 лет) для начала нужно объяснять и следить, чтобы ассоциации не сводились к одному свойству (цвету, форме...), со старшими лучше спросить объяснение, когда слова-пары просто невероятные.

«Детективы»

В очереди или в метро можно угадывать настроение людей и почему оно такое, о чем думает человек, кто он по профессии, куда едет и так далее.

«Почему и зачем?»

В поезде мы смотрим в окно и ищем связи: почему в поле летает кулек? Почему на вокзале к одним рельсам есть подход (перрон), а к другим нет? Почему в СВ проводники улыбаются, а в купе — не всегда? Почему на автодорогах есть пробки, а на железной дороге — нет?

«Загадки наоборот»

Например, загадка: «черный дракон».

Отгадка: «белый котенок» . Кстати, загадывать тяжелее.

«Наоборот»

Читаем все встречающиеся надписи наоборот. Можно придумывать значения

получившимся словам.

7

Игры из «ничего»        

«Я вижу...»

Игра для дороги. Называть можно только то, что видишь за окном. Очень развивает наблюдательность, особенно когда долго едешь по полям, по лесам, и кажется, что за окном, кроме травы и деревьев, ничего нет.

«Аббревиатуры»

Когда долго необходимо ехать или сидеть на остановке, можно смотреть на номера проезжающих машин и придумывать предложения из трех слов — каждое слово начинается на букву номера встреченной машины. Например, увидели ЕОВ —

«Еноты объелись винограда». Особенно весело, если предложения получаются смешные и даже нелепые. Вот так, буквально на ходу, в самом прямом смысле этого слова развиваем воображение ребенка и свое, расширяем словарный запас, обсуждаем   правописание   (например,   что   говорим   «абъелись»,   а   пишем

«объелись»)

«Фантазеры» (по мотивам рассказов Носова)

Надо «врать» без остановки — кто кого переврет. Игра очень веселая, но понимаешь в ходе игры, как это действительно бывает непросто придумать что- то небывалое и интересное! Развивает креативное мышление однозначно!

8

Игры из «ничего»        

«Свинозавр»

Вы с ребенком по очереди придумываете неведомых зверюшек, составляя их названия из названий двух других животных, используя для начала и конца нового слова начало и конец первого и второго зверя соответственно. Например, бронепаха, не что иное как гибрид броненосца и черепахи, верблюрог — верблюда и носорога, жирабочка — жирафа и бабочки и т.д.

«Угощайся, пожалуйста»

Для этой игры понадобится небольшой кусочек пластилина, размером с желудь. Игроки угощают друг друга чем-то вкусненьким, вылепленным из пластилина.

Например, расплющиваем пластилин и говорим: «Вот тебе блинчик, угощайся!» Второй игрок тут же сворачивает его в круассан и угощает первого. Первый делает пирожок с начинкой, второй — бублик, первый — пирог с решеточкой, второй — ватрушку и т.д. Повторять формы друг за другом смысла нет. С каждым новым приготовленным или съеденным угощением кажется, что уже не способен придумать ничего нового, тем больше восторга, когда придумываешь «макарон», «чак-чак», трубочку с кремом и так далее.

«Раз-два-три»

Считаем носы, рты, ноги, колеса и пр., которые видим вокруг.

«Подвижные игры руками»

Для малышей можно использовать «подвижные игры руками»: птичка — на твою открытую ладонь ребенок ставит пальчик (птичка клюет зернышко), ты ее пытаешься поймать (закрыть ладонь), а птичка пытается улететь. Потом можно поменяться ролями. Аналогично «капуста» (на открытые ладошки ребенок кладет свои — надо одной другую прихлопнуть, ну, а ему убрать).

9

Игры из «ничего»        

«Путаник»

Малыши любят игру «Покажи, где у тебя глазик, ротик и т.п». А вот для детей постарше можно использовать человечка (а точнее, его ножки из указательного и среднего пальца), который ходит по ребенку и все путает (сядет на нос, говорит: «Коленка!»), а ребенок должен его поправить. Он и названия предметов может путать, голоса животных.

«Повторяшки»

Эта игра, где выражение лица нужно повторить («корчим рожи» и повторяем друг за другом) или из рук что-то сложить, а другому повторить это же. А можно в эту игру добавить и изучение эмоций: покажи, как ты радуешься, грустишь, удивляешься.

«Эксперт»

Дети очень любят быть экспертами. Любая игрушка должна задавать ребенку вопросы о том, что происходит вокруг, а он рассказывает. Если игрушек нет, то вопросы обычно задает зайчик, сложенный из двух пальцев или любая палочка, ставшая змейкой.

«Лови ошибку!»

Когда родитель начинает разговаривать с ребенком, он намеренно делает ошибки. Например, дело зимой, а Вы говорите: «Ой, как жарко сегодня правда?», показать на синичку — «Смотри, какая огромная птица сидит на веточке», «Какие у тебя красивые зеленые штанишки!» (а штанишки красные) и т.д. Ребенок сразу веселеет и начинает взрослого поправлять. Это ведь так приятно для малыша, быть «умнее»  взрослого.

Или можно рассказать сказку с ошибками: например, бабка за дедку, дедка за морковку. И таким образом путать всю сказку. Ребенок активно слушает и исправляет! А родитель подыгрывает: «Ой, точно, перепутала! Забыла».

10

Игры из «ничего»        

«Буквы на ладони»

Родитель закрывает глаза и дает свою ладонь, а ребенок рисует своим пальчиком буквы или цифры, а  в                                ы                                                                 соответственно отгадываете. Можно меняться ролями, рисовать на спине.

«Лава»

Можно  использую эту игру, когда надо упѐршегося по какой- то причине

ребенка увести/отвлечь. Если дело происходит в торговом центре, где на полу плитка разных цветов или оттенков, говоришь, что можно наступать только на плитки определенного цвета, плитки другого цвета — это лава, их надо перепрыгнуть.

Желаю вам прекрасно провести время с детьми!

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...