Консультация для родителей и педагогов "Самостоятельность и детская инициатива"
консультация (младшая группа)

Матушевская Эльвира Геннадьевна

Консультация для родителей и педагогов "Самостоятельность и детская инициатива"

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - гласит народная мудрость. "Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками", - утверждают педагоги-практики.

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители) выступают как равноправные участники образовательного процесса, где взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям представляется широкий спектр специфических  для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью  выбора. Задача воспитателей и родителей - помочь ребёнку определиться с выбором, направить его и увлечь той деятельностью, в которой он может удовлетсворить свои интересы и овладеть определёнными способами деятельности, а педагог  может решить педагогические задачи по гармоничному развитию ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

Самостоятельность и детская инициатива

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагогиродители) выступают как субъекты педагогической деятельности, т. е. как равноправные участники образовательного процесса, где взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача воспитателей и родителей — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой ребёнок может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, а педагог может решить педагогические задачи по гармоничному развитию ребёнка.

Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста характеризуется  как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив, именно взрослым важно создать условия для поддержки детской инициативы и проявления самостоятельности.

Взрослым необходимо научиться, тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Обязательным условием взаимодействия взрослого с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность, самостоятельность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Проблема формирования у детей инициативысамостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Взрослым не стоит ничего делать за ребёнка, ведь он всё может сделать сам.

Предугадывая шаги ребёнка, делая за него творческие работы, обслуживая при одевании, раздевании, питании и т. д., взрослые лишают ребёнка возможности самореализоваться, заявить своё «Я» и неосознанно отдают ребёнку роль недееспособного инвалида. Особенно такая «медвежья услуга» работает против ребёнка в сензетивный период становления самостоятельности, а именно в Кризисе 3 лет, т. к. именно с 3 лет ребёнок живёт уже сознательной жизнью, он уже способен всё анализировать, запоминать,  делать вывод. Чем длительнее длится такая «медвежья услуга», тем больше усиливается кризис, ребёнок находится во внутреннем психологическом конфликте, добавляется уже сложившаяся привычка, от которой ребёнку сложно отказаться, так как он не способен приложить волевое усилие для получения качественного результата, ведь у него не было возможности его проявить и закрепить, ввиду того, что за него всё делали взрослые. Но натура ребёнка протестует, он неосознанно чувствует полную зависимость от взрослого в элементарных навыках самообслуживания и других сферах деятельности, но не в силах отказаться от «услуг взрослого». Ведь он уже так привык и так ему легче, удобнее.  

Проблема образуется не только в физическом развитии, но и в психическом, ведь для развития мыслительного процесса также необходимо прикладывать волевое усилие, а у ребёнка нет абсолютно никакой мотивации заставлять себя что-то делать, ведь ему и так всё достаётся с помощью взрослых или гаджетов. Постоянный просмотр «развивающих» мультиков без необходимости проявления ребёнком обратной связи приводит к клиповому сознанию и потребительскому мышлению. Ребенок пассивно смотрит, получает удовлетворение от часто меняющихся ярких картинок и чрезмерно эмоционально поставленных сцен, но не прикладывает никаких усилий для осмысления, никто и ничего не заставляет его задуматься над сценами насилия, определёнными поступками героев, сделать причинно-следственные связи. В 3-хлетнем возрасте у него ещё нет жизненного опыта, но, минуя этап открытий и воспитания трудолюбия, чувства радости от приложенного усилия для получения качественного результата, ребёнок запросто получает всю картину мира при пассивном просмотре гаджетов. Далее ребёнка сложно чем–то заинтересовать, у  него активно развит лишь зрительно-потребительский канал. Ребёнку  даже не надо говорить, за него всё говорят герои, а он молча пассивно смотрит, к тому же «угодливые» взрослые итак  как-нибудь  догадаются удовлетворить потребности ребёнка. Ведь ребёнок не ставится в ситуацию, где ему необходимо осознать свой поступок и понять отношения окружающих вследствие проявления его поступка, нет необходимости объясняться, отвечать на вопросы, пытаться вести диалог,  выслушать кого-либо, поделиться с кем-либо радостью открытий, новостью, стремиться, чтобы тебя поняли и т. д. Таким образом, отпадает и потребность связно разговаривать. У гармонично развивающегося ребёнка становление речи формируется в 2 года. В 2 года ребенок говорит связной речью с некоторыми дефектами в построении предложений, применении всех частей речи, правильным произношением некоторых согласных звуков в соответствии с возрастом. Но в реальности развитие речи плачевно и деградирует, многие дети не могут связно разговаривать даже в подготовительной группе. И часто это не только медицинская проблема, вовремя не диагностированная и пущенная на самотёк, но и элементарно педагогическая запущенность.  

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

Именно инициативностьсамостоятельность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.

2-3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:

• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

• поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

• проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки детей;

• для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;

• содержать в доступном месте все игрушки и материалы;

• поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

3-4 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

• рассказывать детям о их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

• помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

• способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

• не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

• учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

• уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

• создавать в группе и семье положительный психологический микроклимат, проявлять любовь, выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

• всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

4-5- лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Формы работы по образовательным областям по поддержанию детской инициативы и самостоятельности у детей с педагогами и родителями в соответствии ФГОС.

Социально-коммуникативное развитие

1. Участие родителей и педагогов в мероприятиях ДОУ: праздниках, семейных клубах, развлечениях, выполнение рекомендаций, учителей-дефектологов и психологов, консультирование родителейродительские собрания, практикумы, которые помогают выработать компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребенку.

2. Участие родителей в совместных с детьми выставках изделий по ручному труду.

3. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

4. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.

 Познавательное развитие.

1. Прогулки с детьми в общественные места.

2. Беседы, совместное обсуждение

3. Опыты и наблюдения за природными объектами, сбор природных объектов, материала для копилок времен года, изготовление вертушек, ловушек для ветра.

4. Домашние чтения.

5. Собственный пример.

6. Совместное выполнение «домашних» заданий с детьми.

8. Принятие к сведению рекомендаций специалистов по подготовке детей в школу.

 Речевое развитие.

1. Родителям поддерживать  ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

2. Побуждать поддерживать детское сочинительство.

3. Проводить с ребёнком беседы, домашнее чтение. 

4. Организовывать совместные спектакли.

 Художественно-эстетическое развитие.

1. Участие родителей в праздникахсовместных детско-родительских проектах, конкурсах, выставках, концертах.

2. Совместное посещение музеев.

3. Просмотр культурных программ.

Физическое развитие.

1. Участие родителей в праздниках, физкультурных досугах, спортивных соревнованиях.

2. Следовать рекомендациям узких специалистов.

В рамках совместной деятельности педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения, осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе. Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Адаптация ребенка к детскому саду - первый раз в детский сад".

      Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло 3 года - значит ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся др...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для педагогов на тему: «Поддержка детской инициативы»

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору...

Консультация для родителей в ДОУ по теме: «Инициатива как основной показатель развития дошкольника: творческая, коммуникативная, познавательная, двигательная, целеполагание и волевое усилие»

   «Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят.»  (Элберт Грин Хаббард)     Инициатива – важ...

Консультация для родителей "Развитие и поддержка детской инициативы"

Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным человеком. А это возможно, если мы с вами будем развивать и поддерживать де...