Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Кудряшова Светлана Павловна
Консультация для родителей
«Адаптация детей, вновь поступающих в детский сад,
к условиям ДОУ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Адаптация детей, вновь поступающих в детский сад,
к условиям ДОУ»

Автор-составитель: воспитатель Кудряшова Светлана Павловна

Ребёнку любого возраста очень тяжело начать посещать детский сад, ведь вся жизнь при этом меняется просто колоссальным образом. В жизнь ребёнка в это время врывается чётко расписанный режим дня; непрерывный        контакт        сосверстниками; новые взрослые люди, которых        просто        необходимо слушаться; а самое важно, что в это время резко уменьшается количество персонального внимания к ребёнку, и при этом нет рядом ни одного родного человека! Всё это в сумме приводит к стрессовому состоянию, которое называется адаптацией.

Слово «адаптация» пришло к нам из латинского языка и переводится как «приспособляю». Таким образом, адаптация - это сложный процесс приспособления организма, проходящий на различных уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.

Выделяют несколько видов адаптации: биологическая и социальная. Биологическая адаптация - это перестройка физиологических систем организма, которая обеспечивает целесообразное приспособление организма к новым условиям. Как раз в это время и происходит снижение защитных функций организма, вследствие чего ребёнок начинает болеть чаще, чем болел до этого. Кроме того, ребёнок может начать жаловаться на сильную усталость, плохое самочувствие, он может стать вялым и плаксивым. Но не стоит переживать, всё это временные явления, которые пройдут, как только организм привыкнет к изменениям. Социальная адаптация - это перестройка жизни, привычек под новые условия, то есть это способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.

Существует множество факторов, которые влияют на протекание адаптации. Одним из таких факторов является возраст ребёнка припоступлении в детский сад. Считается,        что        самым

благоприятным возрастом для начала посещения детского сада является возраст 1,5 года и 3 года. В 1,5 года у ребёнка только начинает формироваться режим и единственное, к чему следует привыкнуть, это разлука с близкими людьми и уменьшение персонального внимания. В 3 года у ребёнка резко возрастает потребность в общении со сверстниками, а в условиях детского сада эта потребность легко удовлетворяется; кроме того дети в 3 года уже не так привязаны к матери и легче идут на контакт с другими взрослыми.

Итак, рассмотрим основные трудности, с которыми сталкиваются родители детей, впервые начинающих посещать детский сад. Во-первых, это капризность. Во-вторых, нервозность. В-третьих, резкие смены настроения. В- четвёртых, может произойти изменение поведения и привычек ребёнка. Ну и в- пятых, некоторые родители могут столкнуться с появлением вредных привычек у своих детей (сосание пальца, привычка брать в рот различные предметы, грызть ногти, что-то накручивать и т.д.).

Легче всего пройдёт адаптацию тот ребёнок, у которого:

  • Рацион питания дома приближен в рациону питания в детском саду;
  • Режим дня приближен к режиму дня в детском саду;
  • Имеются навыки самостоятельности;
  • Хорошее физическое здоровье;
  • Родители подошли с полной ответственностью к началу посещения детского сада и хорошо подготовили к этому событию своего ребёнка.

Итак, теперь посмотрим, как же всё-таки подготовить ребёнка к посещению детского сада.

Во-первых, надо в обязательном порядке учитывать возраст ребёнка. Детям с 3-х лет с устоявшимся режимом дня надо делать упор на приспособление к режиму дня детского сада и на необходимость расставаться с близкими на время. Детям постарше также необходимо умение общаться со сверстниками и взрослыми, а также развитая игровая деятельность.

  • Во-вторых, надо заранее рассказать ребёнку про детский сад: что это такое, для чего туда ходят дети, что интересного там ждёт детей и т.д. Например, ваш рассказа может выглядеть следующим образом: «Детский сад - это такой большой, красивый дом для детей. Детки туда ходят, пока родители на работе. Утром ребят приводят в детский садик, а вечером забирают. В детском саду очень много разных красивых и интересных игрушек. Ещё там есть добрые воспитатели, которые играют с ребятами, читают стихи, рассказывают им сказки и поют песни вместе с ними. В садике очень интересно и весело, тебе понравится!». Можно кроме этого использовать рассказы из своей жизни (если Вы сами ходили в детский сад и что-то оттуда помните). Этот способ с рассказывание применим к детям, начиная с 3-х летнего возраста. Детей постарше лучше всё сразу показать: привести утром и показать, как родители приводят деток в садик, прийти днём и показать, как детки гуляют на прогулке, и обязательно привести ребёнка вечером и показать, что деток забирают домой родители. Детям постарше этот метод тоже подходит.
  • В-третьих, надо подготовить ребёнка к расставанию с мамой. Для этого можно оставлять его с другими родственниками, при этом просто необходимо делать акцент, что мама ушла по делам и очень скоро обязательно придёт.
  • В-четвёртых, следует максимально приблизить режим дня ребёнка к режиму детского сада. Например, подъём в 7:30, умывание, одевание, приход в детский сад, в 8:30 - завтрак, 9:00 - занятия, 10:30 - прогулка, 12:00 - возвращение с прогулки и обед, 13:00 - 15:00 - дневной сон, 15:30 - полдник, 16:30 - вечерняя прогулка. Режим дня уточняйте в каждом детском саду самостоятельно. Это усреднённые значения. При это режим ребёнку устанавливать надо не за несколько дней до начала посещения детского сада, а как минимум за несколько недель, чтобы режим вошёл в привычку.
  • В-пятых, рацион питания также следует приблизить к рациону детского сада. Ведь если ребёнок видит в тарелке что-то знакомое, то он быстрее начнёт это есть. А хорошее питание - залог здоровья ребёнка. Поэтому зайдите на официальный сайт детского сада и посмотрите меню, которое предложат в детском саду Вашему ребёнку.

В-шестых, надо приучать ребёнка к самостоятельности. Самостоятельно одеваться и раздеваться, мыть руки, умываться, пользоваться средствами личной гигиены. При этом следите, чтобы одежда и обувь были удобны для ребёнка (не надо завязок, большое количество пуговиц и т.д.), а всяодежда была в зоне досягаемости ребёнка. Надо научить ребёнка аккуратно есть, пользоваться носовым платком и полотенцем.

 В-седьмых, надо научить ребёнка культуре поведения: здороваться со взрослыми и детьми, употреблять «волшебные слова», а также знать элементарные правила поведения на улице, в помещении, за столом и т.д. У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, они ещё не умеют играть вместе, а только рядом (так сказать параллельно). Ходите больше на детскую площадку, учите делиться игрушками и договариваться с детьми. Детей после 3-х лет наоборот надо учить взаимодействовать с окружающими детьми: знакомиться, присоединяться к игре, взаимодействовать в игре, отвечать на просьбу других детей, делиться игрушками и т.д. В дошкольные годы игра - ведущий тип деятельности ребёнка, поэтому он должен научиться играть не просто в игры, но и в тихие спокойные игры, в игры по правилам и т.п.

Перед началом посещения детского сада дайте воспитателю как можно больше информации о ребёнке: привычки, особенности поведения и пристрастия в еде. Учтите, что в первое время нельзя оставлять ребёнка больше, чем на 2-3 часа. Дома дайте ребёнку отдохнуть, ведь он устаёт не только морально, но и физически (всё в организме взаимосвязано), не посещайте в первое время общественных мест с большим скоплением людей, а так же откажитесь на время от посещения дополнительных занятий (если ребёнок ходит куда-то).

Вам самим же следует чётко понять для себя, что плач, истерики, плохой аппетит - это нормально в период адаптации. Следует как можно спокойнее реагировать на это. Ели вы тревожитесь при расставании с ребёнком утром, то это состояние переходит и к ребёнку, и ему труднее будет привыкнуть. Быстро попрощались, обнялись, поцеловались и ушли, не стоит долго сидеть и успокаивать ребёнка, так ему становится ещё тяжелей. Никогда не говорите ребёнку (или кому-то в его присутствии), что ему скоро идти в детский сад, и Вы очень этим обеспокоены (вы не знаете, как он там будетодин, бедненький, и сомневаетесь, смогут ли воспитатели уделить ему достаточно внимания и т.д.).

К сожалению, родители очень часто совершают ошибки, которые затрудняют адаптацию ребёнка. Итак, чего нельзя делать ни при каких условиях:

  1. Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребёнка, если он плачет, когда вы расстаётесь в детском саду, или дома при упоминании о необходимости идти в детский сад. Не говорите ребёнку, что «он обещал не плакать». Дети в этом возрасте ещё не умеют держать слово. Просто ещё раз напомните, что вы обязательно за ним придёте.
  2. Ни при каких условиях не пугайте ребёнка детским садом («будешь плохо себя вести - пойдёшь в детский сад» или «будешь плакать - не заберу» и т.д.).
  3. Никогда не отзывайтесь плохо о воспитателях и о детском саду в целом в присутствии ребёнка. Это укоренит в его голове мысль, что в саду плохие люди, тогда его боязнь детского сада не пройдёт никогда.

Не обманывайте ребёнка, говоря, что скоро за ним придёте, хотя ему быть в саду полдня или даже целый день. Пусть он лучше знает правду о том, что мама придёт не скоро, но зато он не потеряет доверие к самому близкому человеку.

Успехов Вам и терпения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...