Проект "Дети. Музыка. Театр. Творчество" в подготовительной группе
проект по музыке

Воробьёва Наталья Владимировна

Проект "Дети. Музыка. Театр. Творчество" в подготовительной группе

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Театральное искусство55.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

 https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/14/proekt-teatrurasinova_davidenko_vorobyova.docx_image1.jpghttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/07af/0000cafe-fc035d02/hello_html_a4e4b50.jpg

                                                                                                     Воспитатель:  Воробьева Н.В.

                                                                                                 

                                                                              Музыкальный руководитель:

                                                                                                        Давиденко Е.Б.

г. Советский

«Театр – это волшебный мир.

Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие

 духовного мира детей…" (Б. М. Теплов)

Дошкольный возраст — это наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как дошкольный возраст.

Образовательный материал, обогащенный театрализацией, всегда понятен детям, любим ими, не воспринимается как обучение, вызывает у ребенка особую наблюдательность, работает на развитие эмпатии, вызывает рефлексию, обеспечивает эффективное формирование коммуникативных способностей и различных творческих навыков. Цель любого занятия с дошкольниками — это тренинг и закрепление навыков. Театральные занятия — это всегда творческий тренинг, социокультурный навык. Для ребёнка театральное занятие — это игра, а не учёба, к которой малыш еще не готов. Ребёнок-дошкольник воспринимает мир образно, ему непонятны буквенные знаки и математические символы.

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. С помощью игры дети познают мир, учатся общаться между собой. Любое общение детей  это игра маленьких актеров.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Сюжетно-ролевые игры, становясь театрализованными, приобретают новые формы. Участие дошкольников с трёх - летнего возраста в играх мини-театра или создание спектакля обогащает ребёнка новыми знаниями, заставляет напрягать свой ум не механически, а творчески.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Общая отличительная специфика театрализованной деятельности заключается в сопереживании, познавательности, непосредственном воздействии художественного образа на личность.

Мир театральных игр формирует основы нравственно-эстетического воспитания, способствует ознакомлению с его выразительным языком, который закладывает основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека. При этом формируются навыки взаимного общения, коллективной работы. Один из способов развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности является создание вокруг них предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать условия для творческой деятельности каждого ребенка.

                     

Актуальность проекта:

 В процессе театрализованных игр:

  • Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  • Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  • Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  • Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  • Происходит коррекция поведения.
  • Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  • Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
  • Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Цель проекта: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через все виды детской деятельности (см. ФГОС 2.7.).

Задачи:

  • формировать у детей театрально-творческие способности,  знания и навыки театральной культуры;
  • пополнить и активизировать словарь детей;
  • учить передавать в движениях образы сказочных героев (мышка, лягушка, медведь) и их действия;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;
  • познакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, звуки, музыку;
  • развивать у детей желание знакомиться с музыкальными инструментами;
  • развивать коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения;
  • содействовать  развитию  творческой  активности  детей, эмоциональности  и выразительности в речи и движениях;
  • привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения); 
  •  обеспечить  взаимосвязь  с  другими  видами  деятельности:  игровой, двигательной, изобразительной, музыкальной, восприятием художественной литературы и фольклора, коммуникативной, познавательно-исследовательской;
  • создать условия для развития творческой активности детей;
  • приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт;
  • приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

Участники проекта: дети группы «Радуга», родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Вид проекта: групповой,  долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2019-2022гг.

Методы и приемы:

  • творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
  • игры-драматизации;
  • упражнения по дикции;
  • игры-превращения;
  • упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап
1. Изучение литературы по теме проекта;

2. Подбор материала для проекта;

3. Планирование основных мероприятий;

4. Вовлечение детей и родителей в работу над проектом;
5. Работа с родителями:
•  Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
•  Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
 • Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта.

 II. Основной этап – реализация плановых мероприятий
• Работа с родителями:

Ведущая  идея – активное  вовлечение  родителей  в  творческий  процесс  развития театрализованной деятельности детей.

Задача – заинтересовать  родителей  перспективами  развития  театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе (пополнении музыкального уголка и театральной зоны, различными  видами персонажей сказок, изготовленных своими руками, атрибутами для театрализованных игр и новыми экспонатами).

Формы взаимодействия работы с родителями:

  1. Выступление на родительском собрании по теме проекта.
  2. Устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта).
  3. Индивидуальные беседы.
  4. Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;  памятки  «Организация  театральной  деятельности  в  средней  группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности», консультации.
  5.  Посещение театра всей семьей.
  6. Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами».
  7. Совместная деятельность.
  8. Помощь в изготовлении костюмов и декораций.


Формы работы с детьми:

  1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним.
  2. Чтение художественных произведений.
  3. Театрализованные представления для детей.
  4.  НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей.
  5. Театрализованные игры, развлечения, праздники.
  6.  Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  7. Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.

     III. Заключительный этап

1. Открытые показы для воспитанников ДОУ, воспитателей и родителей с инсценировкой сказок, выступление на педсовете, в рамках недели «Педагогического мастерства» по теме проекта;
2.Подведение итогов и оформление  проекта.  

Формы работы:

–  чтение, беседа, рассматривание;

–  игры-драматизации, инсценирование;

–  проблемные ситуации;

–  использование различных видов музыкальной деятельности;

–  использование различных видов театров.  

Ожидаемый  результат проекта:

Для детей:

  дети научатся инсценировать с помощью взрослых знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, простейшим приемам кукловождения настольных кукол;

  получат представления о театре, о его разновидностях;

–  познакомятся с многообразием музыкальных инструментов;

– научатся пользоваться  собственным голосом, используя его разные возможности;–  научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов;

– дети станут дружнее, зародится чувство партнерства;

– у детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в драматизации по сюжету.

– музыкальный уголок, театральная зона  группы пополнится различными видами театра, атрибутами, декорациями, новыми инструментами;

–  повысится интерес к образовательному процессу в ДОУ, активизируется участие родителей в совместной деятельности взрослых и  детей в детском саду.

Для педагогов:

– умение планировать проектную деятельность;

– мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности;

– у педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями.

– интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.

Для родителей:

– создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

– развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности; 

– появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

– повышение уровня педагогической компетентности родителей; 

– активизируется  деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Итоговые мероприятия:

  1. Выступления перед детьми младшего возраста, родителями, на мероприятиях ДОУ.
  2. Создание музея игрушек для кукольного театра.
  3. Совместная работа детей и  родителей: Выставка поделок «Ханты-Мансийские мотивы в образе кукол».
  4. Организация мероприятия « Сказание о Земле Югорской ».

Реализация проекта через разные виды детской деятельности

№ п/п

Вид

деятельности

Формы и методы работы

1

Познавательно-исследовательская

«Солнечные зайчики», «Куда дует ветерок?», «Что звучит громче? Что звучит тише?»  - опыты на прогулке.

 «Большой – маленький» - сравнение предметов по величине.

«Угадай инструмент» - развитие слухового внимания, памяти, речи.

«Кто самый большой? Кто самый маленький?».

 Звучащие музыкальные и шумовые инструменты (изготовление).

Формирование представления о различных видах театров и театральных профессиях.

2

Коммуникативная

– Дидактические игры: «Кто – кто в теремочке живет?»; «Из какой сказки?», «Кто самый смелый в сказках?», «Что такое хорошо, а что такое плохо»; «Кого все боятся в сказках?».

– Беседы: «Что такое театр?»;  «Виды  театра и  средства  его выразительности»;    «Кукольный театр»; «Театральные термины»; «Известные артисты  театра  и  кино  России »; «Правила поведения в театре».

– Участие в конкурсе чтецов

–Театральная  гостиная «Из  какой сказки герой?»;

«Этюды  с  настольными  куклами на основе  хорошо  знакомых  русских народных сказок»; «Вечер загадок»

– Изготовление карточек с изображением «Мимики» (Игра для развития мимики «Люблю – не люблю»)

3

Сюжетно - ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры:

  • «В  гримерной».
  • «Супермаркет».
  • «Театр».
  • «Море и суша».
  • «Как  мы  расколдовали  Немой театр».
  • «Артист/Актриса».

– Дидактические  игры «Что  перепутал Незнайка?»,   «Найди   одинаковые декорации»,  «Что  лишнее?»,  «Что изменилось?» и т.д.

4

Игровая

– Игры – драматизация.

 Д/и « Угадай, что звучит», «Узнай сказку», «Кто так говорит?», «Много – мало». Игры «Закрой двери в домиках», «Кто - где живет», «Расскажи мне сказку».

– Пальчиковые         упражнения.

– Артикуляционная гимнастика.

– Этюды: Мы покажем сказку («Репка», «Теремок» и т.д.).

5

Двигательная

– Подвижные игры «Колпачок», «Лиса в курятнике», «Картошка», «Пантомима», «Сова и евражки», «У оленя дом большой», «Тигр», «Хул (рыба)», «Перетягивание палки».

6

Чтение художественной литературы

Чтение сказок, потешек, разучивание загадок и считалок, рассматривание иллюстраций к ним.

(«Русские народные сказки»; «Сказки и легенды народов северного края»; Сказки народов мира; Сказки А.С. Пушкина; В. Степанов «Профессии» и т.д.)

7

Музыкальная

Слушание музыки и песен.

Рассматривание картинок «Музыкальные инструменты».

Игра на музыкальных и шумовых инструментах.

Музыкально – ритмические упражнения.

8

Продуктивная, музыкально-художественная

1.Выставка детских рисунков

  • «Театральная палитра»
  •  «Наши любимые сказки»
  • «Югра-мой дом» и т.д.

2. Аппликация.

3. Рисование:

  • «Рисование  красками  «Герои русских сказок»; «Кукушка»; «Моя масленица» и т.д.
  • «Я рисую сказку»
  • Коллективная работа панно «Северный край»

4. Лепка:  «Герой мультфильмов», «Сказка» и т.д.

5. Музыкальные импровизации (танцевальные, песенные, инструментальные)

6. Игра-конструирование

  • Сооружение  из  строительного материала театра.
  •  «Стоит в поле теремок-теремок» (строительство теремка из мелкого и крупного строительного материала).

7. Ручной труд

  • Изготовление атрибутов для сказок
  • Коллективная  работа «Старой игрушке-новую жизнь»
  • «Театральная маска»
  •  «Изготовление    персонажей для  настольного  и  пальчикового театра» и.т.д.

9

Взаимодействие с родителями

– Консультации:

  •  «Как устроить домашний театр для детей »
  • «Сказочные герои глазами детей »
  • «Роль художественной литературы в развитии речи детей »
  • «Пальчиковый театр своими руками»

– Информационные  файлы

  • «Памятка. Поход в театр»
  • Папка-передвижка «Маршрут выходного дня. Всей семьей в театр»
  • Конкурс «Театральная кукла»
  • Анкетирование родителей на тему «Театр и дети»

10

Совместная деятельность детей и родителей

Фотовыставка «Домашний театр»; «Я артист»

Театрализованные  представления с участием детей и родителей (Участие в мероприятиях группы, ДОУ)

Изготовление  стенда «Театральный уголок»

Оформление  фотоальбома: «Артистами не рождаются»

Список литературы.

  1. Аланский Ю.Л. Азбука театра. Л.: «Детская литература», 1998.
  2. Буренина А.И.. «Театр всевозможного: от игры до спектакля».            
  3. Выгодский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1983.
  4. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности: Программа «Из детства в
    отрочество» // Ребенок в дет. саду. — 2001, № 2.
  5. Иванцова Л.И., Коржова О.А. Секреты ширмы. Р/Д, 1998.
  6. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры: Проблемы развития психики. Изд. 4-е. — М., 1981.
  7. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  8. Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр. М.:ВЛАДОС, 1999.
  9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.: АРКТИ, 2000.
  10. Миланович Л.Г. Программа «Театр — творчество — дети»: Развитие творч. Способностей детей средствами театр.искусства / Н.Ф. Сорокина, // Дошкол. воспитание. — 1996, № 9.
  11.  Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
  12.  Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2004.
  13.  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.

Диагностика развития

артистических способностей у детей.

Музыкально – игровое творчество:

Умение  самостоятельно  выбрать  способ  оригинальных  действий  для передачи  игрового образа

Основные принципы драматизации:

1. Устойчивый интерес к театральному искусству;

2. Умение давать оценку поступкам действующих лицв спектаклях;

3. Владение выразительностью речи;

4. Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.

Основные принципы драматизации:

1.Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;

2. Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее  выразительные  средства  для  воплощения,  используя  мимику,  жесты, движения.

Характеристика уровней.

  1. Высокий. Творческая  активность  ребенка,  его  самостоятельность,  инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
  2. Средний. Эмоциональная  отзывчивость,  интерес,  желание  включиться  в театральную  деятельность.  Но  ребенок  затрудняется  в  выполнении  задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
  3. Низкий. Малоэмоционален,  не  активен,  равнодушен.  Спокойно,  без  интереса относится  к  театру,  к музыкальной  деятельности.    Неспособен к самостоятельности

Игровые приёмы

Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. 

На  занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.

Таблица: игры на занятиях в детском саду

Возраст детей

Название игры

Оборудование (музыкальное сопровождение)

Суть игры

Первая, вторая младшая группы

«Спящий котёнок» (игра на релаксацию)

Р. Паулс «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

Дети, изображая котят, ложатся на коврики. Под музыку у них медленно поднимаются и опускаются животики.

II

младшая группа

«Тренируем эмоции»

Музыкальные отрывки разных настроений

Педагог просит малышей:

  • нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек;
  • устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр.

Средние

группы

«Джаз тела»

(по Г. Рот)

Ритмичная музыка

Водящий показывает порядок выполнения упражнения: под музыку сначала двигаются только голова и шея (в разные стороны, вперёд, назад), затем только плечи и так отрабатываются движения локтей, кистей, бёдер, коленей и ступней. Затем дети двигают всеми этими частями тела одновременно.

Средние группы

«Лес»

Звуки природы

Педагог предлагает детям представить себя разными деревьями (рябиной, дубом, сосной), кустарниками, травами и пр. Затем дети по команде взрослого реагируют на:

  • ураган;
  • грибной дождик;
  • ливень;
  • жару.

Старшие группы

«Надуй куклу»

Музыка на усмотрение педагога

Дети разбиваются на пары.

Один участник стоит с опущенной головой, согнув ноги и руки.

Он — «кукла». Его партнёр — «насос».

По команде «насос» начинает сгибать и разгибать туловище, а «кукла» распрямлять конечности, поднимать голову, то есть «надуваться». Когда «кукла» полностью надута, партнёры меняются местами.

Старшие группы

«Танец в зеркале»

Музыкальные отрывки разных настроений

и ритмов

Дети разбиваются на пары. По очереди показывают движения под музыку, партнёр повторяет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»

Интегрированное занятие (математика + театр)   в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...

1. Проект недели книги и театра в подготовительной группе «Сказки Дедушки Корнея» (02.01.2013)

Проект недели театра для детей старшего дошкольного возраста. Содержит цель, задачи и порядок работы по проекту....

"Неделя театра" в подготовительной группе с ОНР.

Цели, задачи, ежедневные мероприятия....

Сюжетно - ролевая игра "Театр" в подготовительной группе

Сюжетно - ролевая игра "Театр" была проведена как итог работы по одноименному  проекту (краткосрочному)....

Проект "Неделя театра" для подготовительной группы

Проект- еделя театра,который заканчивается новогодним утренником....

«Дети. Музыка. Театр. Творчество »

laquo;Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…" (Б. М. Теплов)...

Творческий проект посвященный Международному Дню музыки «Мы с музыкой хотим дружить» подготовительная группа

Творческий проект посвященный Международному Дню музыки «Мы с музыкой хотим дружить»подготовительная группа...