Семинар-практикум для родителей по теме: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Методическая разработка семинара-практикума для работы с родителями. Родителям предоставляется теоретическая часть по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, а затем они применяют полученные знания на практике. Подходит для проведения тематического родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx179.26 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель

Рещикова Е.В.

                                                                                                                                               

Семинар-практикум для родителей по теме:

«Формирование культурно-гигиенических навыков                      у детей младшего дошкольного возраста»

Зеркало любит чистые лица,

Зеркало скажет:

- Надо умыться!

Зеркало охнет:

- Где же гребёнка?

Что же она не причешет ребёнка?

Зеркало станет грязным от страха,

Если в него поглядится неряха.

                                 А. Кондратьев

Под культурой здоровья ребёнка понимается совокупность трёх компонентов.

  • Осознанное отношение к своему здоровью и жизни.
  • Знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
  • Валеологическая компетентность, которая позволяет дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Основой здорового образа жизни ребёнка является режим дня. Но если распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т.д. Соблюдение правил личной гигиены  - непременное условие здорового образа жизни.

«Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врождённые качества. В основе их – гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Взрослый приучает ребёнка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной причёске и в то же время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричёсанных волос, пятен на одежде; обращаться с просьбой помочь устранить эти недостатки.

Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причёсывания не только людей, но и животных. Чтобы ребёнок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например,  закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста между тёплой и холодной водой.

При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении, расчёсывании, укладывании спать.

Приобретённые навыки гигиенической культуры можно закрепить в процессе чтения художественной литературы:

  • К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»;
  • Е. Благинина «Алёнушка», «Научу обувать я братца…»;
  • З. Александрова  «Утром», «Купание»;
  • В. Орлов «Хрюша обижается»;
  • А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка-рёвушка»;
  • И. Токмакова «Тили-тили-тили-тили?»;
  • М. Яснов «Я мою руки»;
  • А. Усачёв «Хочешь, Феденька, кефир?»;
  • О. Дриз «Про весёлый пирожок»;
  • Я. Аким «Мыть посуду я люблю», «Про неумейку»;
  • В. Зайцев «Я одеться сам могу»;
  • Э. Мошковская «Уши»;
  • С. Капутикян «Хлоп-хлоп»;
  • Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»;
  • А. Воронкова «Маша-растеряша»;
  • Н. Сынгаевский «Помощница»;
  • И другие произведения.

Процессы умывания, кормления, причёсывания важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребёнка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.

Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков

Режимные процессы

  • Умывание: самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.
  • Прием пищи: правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережёвывают пищу с закрытым ртом.
  • Одевание и раздевание: совершенствуется умение одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят её в порядок – чистят, просушивают.

Культура общения

  • Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание.
  • Выражают просьбу словами, излагают её понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме.
  • Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим.

***************

Задание: понаблюдайте и оцените, как сформированы культурно-гигиенические навыки у вашего ребёнка.

Мытьё рук:

  • Охотно идёт в ванную и сразу приступает к действию.
  • Закатывает рукава.
  • Правильно открывает кран – так, чтобы струя воды была небольшой, смачивает руки водой, намыливает ладони и тыльную сторону кисти.
  • Смывает мыло и стряхивает воду в раковину.
  • Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место.
  • Вытирает тщательно тыльную сторону кисти и между пальцами.

Умывание:

  • Как ребёнок пользуется водой, мылом. Не пропускает ли отдельные действия. Соблюдает ли их правильную последовательность.
  • Осознаёт ли ребёнок необходимость умывания. Чем мотивировано выполнение этого действия (ребёнок действует по собственной инициативе или по указанию взрослого).

Приём пищи:  

  • Как ребёнок пользуется столовыми приборами (в какой руке держит ложку, умеет ли пользоваться вилкой и т.д.).
  • Аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает пищу).
  • Сохраняет ли за столом правильную осанку.
  • Как заканчивает еду (задвигает ли стул, благодарит ли взрослых и т.д.).

Одевание и раздевание:

  • Соблюдает ли ребёнок правильную последовательность действий.
  • Необходима ли помощь взрослого. Когда ребёнок обращается за ней.
  • Аккуратно ли одевается. Замечает ли непорядок в своей одежде и одежде других. Как его устраняет.
  • Как складывает одежду (аккуратно, небрежно и т.д.)
  • Сформировано ли бережное отношение к предметам одежды. В чём оно проявляется.

C:\Users\1\Desktop\1663033-800x800.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС"

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает та...

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

Семинар - практикум "Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ для развития речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны  и апробированы дидактические игры и упражнения  по технологии ТРИЗ. Использование дидактичес...

План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у детей младшего дошкольного возраста "

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дош...