Проект "Маслена неделя в Строчково прилетела"
проект (старшая группа)

Сизова Мария Николаевна

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. И решение этой проблемы невозможна без знаний традиций своего народа, края, своей Родины. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в дошкольном воспитании. Поэтому наибольшего эффекта в нравственно-патриотическом воспитании можно добиться, изучая историю и быт своего народа.

Фольклорные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в таких праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Фольклорные праздники способствуют знанию и уважению детьми своего прошлого, своих истоков, истории и культуры своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_maslena_nedelya_v_strochkovo_priletela.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Строчковский детский сад»

«Маслена неделя в Строчково прилетела»

Целевая аудитория:

Дети среднего и старшего
дошкольного возраста
4-6 лет

Разработчики:

Сизова М.Н.

с.Строчково

2021


1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Маслена неделя в Строчково прилетела!»

Руководитель проекта (авторы)

Состав и возраст проектной группы

Музыкальный руководитель, воспитатели средней и старшей групп

Дети среднего и старшего дошкольного возраста, 4-6 лет

Родители детей групп

Сотрудники

Срок реализации

Одна неделя

Типология проекта

социально-познавательный, творческий

Образовательные области

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Актуальность

Фольклорные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в таких праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Фольклорные праздники способствуют знанию и уважению детьми своего прошлого, своих истоков, истории и культуры своего народа.

Цель проекта

Воспитание любви к своей Родине через знакомство детей с традицией проведения народного праздника «Масленица»

Задачи проекта

Образовательная:

  • Обогатить и активизировать словарный запас детей, познакомить с произведениями фольклорной литературы и музыки.

Развивающая:

  • Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника;
  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;

Воспитательная:

  • Воспитать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
  • Воспитывать умение бережно относиться к народным традициям.

Этапы

Организационно-подготовительный: 1 день.

Основной: 5 дней.

Заключительный: 1 день.


Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко)

Воспитатели: планирование работы с детьми по проекту, составление конспекта занятия, подбор методического материала, совместная работа с детьми.

Родители с детьми: заучивание стихов, закличек, выпечка блинов.

Воспитатели, сотрудники: помощь в проведении развлечения «Маслена неделя в Строчково прилетела!»

Рабочее планирование проекта

1 этап – подготовительный (1 день)

  • постановка задач и способов их реализации, обсуждение идеи проекта, способа организации детей, распределение обязанностей педагогов;
  • написание конспекта занятий, подбор репродукций художественной литературы по теме проекта;
  • объединение материалов в единый проект, обсуждение проекта на педагогическом часе;
  • распределение обязанностей по созданию развивающей среды в группе.

2 этап – основной (5 дней) 

  • совместная работа воспитателей, музыкального руководителя  и детей;
  • совместная работа родителей с детьми по заучиванию стихов, закличек и выпечке блинов.

3 этап - заключительный (1 день)

Проведение развлечения для детей «Прощай Масленица!»

Технологии

Технологии проектной деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

Личностно-ориентированные технологии

Игровые технологии

Методы и методики

Наблюдение, беседы, игры, дизайнерские задания, анкетирование.

Необходимое оборудование

Иллюстрации.

Атрибуты для подвижных игр.

Компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности.

Тематический план.

Разработки конспектов.

Презентация итогов проекта

Проведение развлечения «Маслена неделя в Строчково прилетела!»

Предполагаемые итоговые продукты проекта

Конспекты занятий, сценарий развлечения «Маслена неделя в Строчково прилетела!»

Презентация «Масленица»

Фотоальбом «Маслена неделя в Строчково прилетела!»

Анкетирование родителей «Ай да Масленица!»

Оформление выставки «Рисунки и поделки детей».


2. Ход проекта

Этап работы над проектом

Продолжительность

Место проведения

Содержание
работы

Выход этапа

Организационно-подготовительный

1 день

В группе, дома

  • обсуждение идеи создания проекта, способы организации детей;
  • подготовка методических пособий, создание конспекта;
  • подбор дидактического материала.
  • план мероприятий;
  • предметно развивающая среда в группе, музыкальном зале;
  • конспект занятия, консультация для родителей;
  • подборка игр, стихов, закличек, сказок и частушек.

Основной

5 дней

В группе, музыкальном зале, улице

Обо всем самом интересном по теме дети узнают в течение дня на специально-организованных мероприятиях: образовательная деятельность, прогулки, досуговая деятельность.

Приобщение детей к русским традициям; получение знаний об истории русского народа, их жизни и быта.

Заключительный

1 день

В группе

Оформление выставки «Маслена неделя в Строчково прилетела!»; создание фотоколлажа «Наша Масленица».

Проведение тематического занятия, заключительных мероприятий.


3. Содержание проекта

Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности, актуальность, гипотеза: 

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. И решение этой проблемы невозможна без знаний традиций своего народа, края, своей Родины. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в дошкольном воспитании. Поэтому наибольшего эффекта в нравственно-патриотическом воспитании можно добиться, изучая историю и быт своего народа.

Фольклорные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в таких праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Фольклорные праздники способствуют знанию и уважению детьми своего прошлого, своих истоков, истории и культуры своего народа.

1. Организационно-подготовительный этап:

Педагоги:

  • обсуждение идеи создания проекта, способы организации детей;
  • подготовка методических пособий, создание конспекта;
  • подбор дидактического материала;
  • планирование работы с детьми

Родители:

  • оборудование предметно – развивающей среды

2. Основной этап:

понедельник – Встреча

  • 1 половина дня
  • Прогулка
  • 2 половина дня
  • Прогулка
  • Познавательно-тематическое занятие «Масленица»
  • Народные подвижные игры: «Малечина-калечина», «Карусель»;
  • Хоровод «Едет Масленица» р.н. мелодия.
  • Загадки о весне и зиме;
  • Разучивание масленичных закличек.
  • Народные подвижные игры «Два Мороза», «Лапти»

вторник – Заигрыш

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

Прогулка

  • Русские народные игры «Горелки», «Почта»;
  • Разучивание песни «Вот уж зимушка проходит» р.н. мелодия.
  • Аппликация «Ой, блины мои блины…»
  • Подвижные игры: «Перетягивание каната», «Снежный тир»;
  • Катание на ледянках.
  • Пение частушек «Как на масляной неделе»;
  • Интегрированное занятие «Ай да Масленица!».
  • Подвижные игры «Кто быстрее на метле?», «Прятки»;
  • Катание с ледяной горки.

среда – Лакомка

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

Прогулка

  • Знакомство со значением и символикой блинов;
  • Игры-состязания «Хитрый шарик», «Ловкие ребята»;
  • Лепка «С пылу, с жару!»
  • Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Горшки»;
  • Конкурс рисунков.
  • Сладкий вечер. Чаепитие с блинами;
  • Подражательная игра «Ровным кругом».
  • Народные подвижные игры «Салки-догонялки», «Ниточка, иголочка и узелок»

четверг – Разгуляй

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

Прогулка

  • Хороводная игра «Тень, тень, потетень» р.н. мелодия;
  • Игра-эстафета «Посади картошку»;
  • Пение русских народных песен
  • Подвижные игры «Ручеек», «Заря»;
  • Конкурс построек из снега.
  • Выставка рисунков «Зимний разгуляй»;
  • Подражательна игра «Почта»
  • Подвижные игры «Лапти», «Прятки»;
  • Катание с ледяной горки.

пятница – Тёщины вечера

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

Прогулка

  • Беседа: «Что мы узнали о Масленице»;
  • Игры-забавы: «С кочки на кочку», «Прокати мяч», «Такси».
  • Игры-эстафеты по желанию детей;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей.
  • ТСО: мультфильм «Смешарики. Масленица»;
  • Сладкий вечер. Чаепитие с блинами.
  • Игры-эстафеты по желанию детей;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей.

        

3. Заключительный этап:

  • Оформление выставки «Ай да Масленица!»;
  • Создание фотоколлажа «Наша Масленица»;
  • Праздничное развлечение «Прощай Масленица!».

4. Оценивание результатов:

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции:

Недостаточные знания детей и их родителей о культуре и быте своих предков, предметах русской старины, народных росписях, народных праздниках.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Критерии оценки успешности проекта:

- наблюдение за общением детей друг с другом;

- рассматривание и анализ рисунков детей по теме «Масленица»;

- индивидуальные беседы с детьми и их родителями;

- активизация родителей в проектной деятельности;

- наблюдение за детьми во время познавательно-тематического занятия;

- беседа с детьми после занятий.

Ожидаемые результаты.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, которая, надеемся, будет носителем черт русского характера, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.


5. Результаты проекта

Данный проект апробирован на базе МБДОУ «Строчковский детский сад».  В ходе его реализации:

- создана предметно-развивающая среда;

- составлены конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений по нравственно-патриотическому воспитанию;

- сформированы начальные представления о своей семье, доме, городе и родной стране, культуре своего народа;

- возник устойчивый интерес к фольклорным праздникам и истории русского народа;

- повысилась активность детей выражать свои чувства через художественное творчество.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность педагогов и воспитанников позволила реализовать возможности воспитания нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения. Знакомство детей с историей, культурой, традициями своей страны сформировало у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей страны.

В ходе проекта:

- сформировалось чувство уважения к людям старшего поколения;

- повысился интерес к праздникам и развлечениям;

- родители обратили внимание на проблему знаний истории, приобщились к совместной деятельности с ребенком.

Было создано портфолио проекта, в которое вошли:

- Конспекты занятий, сценарий развлечения «Айда Масленица!»;

- Презентация «Масленица»;

- Фотоальбом «Ай да Масленица!»                                                                                                      - Анкетирование родителей «Ай да Масленица!»;                                                                      - Оформлены выставки «Рисунки и поделки детей».



6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1969 г.;
  2. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003 г.;
  3. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4;
  4. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004 г.;
  5. Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989 г.;
  6. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009 г.;
  7. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008 г.;
  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004 г..

 

                                Приложение №1.


«ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ».                                                                        Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай! ». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.                                                                                        Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».                                                                                                                 Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.                                                                         А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.                                                         Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.                                                         Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.                                                                         Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.                                                                         Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками

                                                                                                   Приложение №2

            Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.                                                        Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:                                                                 Гори, гори ясно,        Чтобы не погасло!        Глянь на небо,        Птички летят,
Колокольчики звенят:        - Дин-дон, дин-дон,        Выбегай скорее вон!
Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.

              Приложение №3.

Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков - водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.

Приложение №4

Игра «Масленица»
Слова к игре: А я — масленица
Я не падчерица
Со платочком хожу
К вам сейчас подойду
(между детьми) На плече платок лежит
Кто быстрее побежит?

                         Приложение №5. 


Хороводная игра: «Ровным кругом».
Слова к игре:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так.
Общий танец «Топа – топ»
Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т. д.

Приложение №6. 

Заклички.
1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!

4. Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить.

5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный

                     Приложение №7. 


   «Частушки».        
1. Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!

2. Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

3. Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

4.Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.                                                                       
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

5.Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Частушки на Масленицу

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

Напеки, кума, блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя –

Можно съесть и лишнего.

Прилетали марсиане,

Остались довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами полные.

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Весна – не весна,

А с зимой расстались

Блины напекла,

А вы отказались.

Мы с подружкою гуляли,

Сыром гору налепляли,

Всю блинами устилали,

Сверху маслом поливали!

Как на масленой недели

Со стола блины летели,

И сыр, и творог-

Все летели под порог!

Масленица – белоножка,

Задержись у нас немножко,

На недельку, на денёчек,

На единственный часочек!

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке,

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

В испытаньях хлопцы стойки,

А в стряпне девчонки бойки –

Сладки блинчики пекут,

Угощенья подают.

По деревне в каждый двор

Забегает детский хор.

Из домов несут старье,

Всяко разное тряпье.

Все выносят за забор,

Разводя большой костер.

То ведь Масленица,

Славна Масленица!

Для любимой за платок

Парень лезет на шесток.

А шесток облит водой,

Оттого и ледяной.

Улыбается народ,

Дружно водит хоровод.

То ведь Масленица,

Добра Масленица!

Веселись, честной народ,

Набивая свой живот.

Это Масленица,

Праздна Масленица!

С наступленьем воскресенья

Просим мы у всех прощенья.

Наши добрые стремленья

Вызывают восхищенье.

На прощанье весь народ

Масленицу подожжет.

Разгорайся поскорей,

Чтоб жилось нам веселей!

Я на Масленицу катался,

Трое санок изломал.

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.

***

Купи, тятя, мне коня –

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.

***

У меня четыре шали,

Пятая – пуховая,

Не одна я боевая –

Все мы здесь бедовые.

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

        Спортивные игры-забавы.

Малечена-калечина.

Игроки выбирают водящего. Каждый игрок получает небольшую палочку (примерно 20-30 см длиной), и все хором говорят следующие слова:

Малечена-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

Произнеся «До зимнего?», игроки должны поставить палочку на ладонь или любой из пальцев руки. Когда все поставили палочки, водящий начинает считать до десяти. Выигравшим считается тот, кому удалось дольше всех продержать палочку. Во время игры водящий может давать игрокам различные указания: повернуться, пройтись, присесть так, чтобы палочка не упала.

Заря.

Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков — водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.

Карусель.

Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень, вкапывают землю или вмораживают в лед. Его высота - 70-80 см. Затем на металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60-90см) или скрепить вместе двое саней. Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.

Перетягивание каната.

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка – как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Снежный тир.

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.


Горелки.

Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.

Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

— Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.


Звонарь.

Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.

Почта.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Подари платочек симпатии.

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный

Петушки.

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).


Забавы в течение масленичной недели.

Игра "Вишенка".

Забава для молодых парней и девок на выданье. Главное побольше разбег, повыше да подальше полететь, а там руки товарищей добросят тебя до девки, которую и поцелуешь. После полета по волнам из сцепленных рук на пару десятков метров поцелуй получается особенно чувственным. Главное - вовремя затормозить, а то пролетишь.

Бой мешками.

Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Снежный лабиринт.

На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, - стены. Они не должны быть высокими (до 1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов - 80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.

Снежная горка.

Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате - не менее 1 м, а ширина санной колеи - 1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины. Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.

Ледяной столб.

На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз.

Конкурсы в течение масленичной недели.

Три ноги.

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка.

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

Ходули. 

Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад.


Русская метла.

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

Кто быстрее на метле.

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Русская красавица.

Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.

Русская баня.

Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об него веник.

Метание метлы. 

Обязательное условие: у метлы должно быть древко. Метать её нужно как копьё - на дальность.

Сковорода. 

Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность – «сковороду». Участники игры быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испёкся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя.

«Блинная» эстафета.

Готовят несколько сковородок, на каждую кладут блин. Все участники пробегают определённую дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трёх раз. Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший получает приз. (Блины изготовлены из бумаги).

        Приложение

                

СКАЗКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ

СОЛНЦЕ И БЛИНЫ

На Масленицу напекла баба блинов пять чугунов и на стол поставила. Заглянуло солнце в окно, увидало на столе целую гору блинов и просит:

— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба отвечает:

— Подожди, солнышко! Блины еще не маслены. Приходи через час — другой…

Приходит солнце через час — другой. Заглядывает в окно и просит:

— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба:

— Подожди, солнышко! Блины без сметаны не едят. Пойду в погреб схожу за сметаной. Приходи через час-другой.

Через час – другой заглядывает солнце в окно и опять просит:

— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!

А баба в ответ:

— Подожди, солнышко! Еще Масленица не прошла!

Солнце думает: «Пойду-ка я первой встречу Масленицу». Выкатилось на дорогу и смотрит во все глаза. Кто только по дороге не едет: мужики в санях, добры молодцы на конях, барин в карете, а Масленицы всё не видно. День прошел, другой, третий… Не стерпело солнце, вернулось опять к бабе под окно. Заглянуло: а на столе блинов уже нет: один редьки хвост – на Великий пост. Масленицу-то уже отгуляли!

КАК ВЕСНА ЗИМУ ПОБОРОЛА.

Жила в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

— Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вешняя вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать – звать.

Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, все Морозы кует; надокучила она всем, холодная, студеная, руки, ноги познобила,  холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать.  Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовет Солнце:

Солнышко, Солнышко,
Красное ведрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретила ли свою сестру?

Солнце говорит:

— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. Иди, красная девица, за мной. Как увидишь перед собой лес — зелен весь, там и ищи Весну. Зови ее в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес — зелен весь. Ходила – ходила Маша по лесу и заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки — крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенек отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья.  То лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает маленькие ручейки в быстрые реки. Стала тут Маша Весну кликать —  звать, рассказывать:

— Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все Морозы кует, холод – стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А зима не уходит, морозы кует да посылает их наперед Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнет – там и заслон сметет, другим махнет – и сугробы тают.  Морозы – то от Весны бегут.  Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли.

Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко- далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там ее Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год теплый, хлебородный.

Сказка о Масленице для детей

В некотором царстве, в некотором государстве жили две сестры. Одну люди называли Зима, вторую — Масленица. Жили сестры в волшебном тереме.

Зима была очень красивая и очень холодная. Лед был в ее глазах, а на губах — иней, поэтому улыбаться Зима не умела. Одевалась Зима в снежно-белые наряды. Слугами Зимы были Северный Ветер и Снежная Буря.

Масленица, в отличие от своей сестры, была доброй и приветливой. Ходила в ярком цветастом сарафане. Ласково смотрела Масленица на людей синими, как весеннее небо глазами и улыбалась алыми губками. Любили Масленицу не только люди, но и птицы, животные. Приходила Масленица к людям в гости раз в году, помогала готовиться к встрече своей подруги Весны. Для людей приход Масленицы означал, что хозяйкой в волшебном тереме скоро станет Весна, а Зима уйдет далеко на Север.

Однажды Зима решила не пускать Масленицу к людям. Не хотелось Зиме передавать Весне ключи от волшебного терема. И приказала злюка-сестра своим слугам:
— Северный Ветер! Снежная Буря! сделайте так, чтобы люди не смогли выйти на улицу. Засыпьте все вокруг белыми снегами, закружите метелями! Пусть люди никогда не встретятся с Масленицей! И Весна к ним никогда не придет!

Завыл Северный Ветер, закружил Снежную Бурю в диком танце и унеслись они прочь. Сидят люди по домам, не выходят. Некому Масленицу встречать, Весну зазывать.

Осталась одна неделя до прихода Весны. И придумала добрая Масленица, как людям помочь. Послала птичек-щебетушек и попросила передать людям, чтобы пекли хозяйки все неделю круглые, как солнышко блины.

Забирала Масленица горячие блинчики и раскидывала их по сугробам. Куда падал румяный да горячий блин, там появлялась проталинка. Не успевали слуги Зимы снегу насыпать, ведь хозяйки пекли блины дружно и скоро.

  • Деткам Масленица сказала собрать снег в высокие горки и скатываться с них на
  • санках. А чтоб Зиму позлить, смеяться деткам нужно было громко да весело!
  • Молодых парней попросила атаковать снежками волшебный терем, который Зима превратила в снежную крепость.
  • А чтоб не замерзнуть и не превратиться в лед, нужно было всем людям кушать много-много блинов.
  • Но ничего не помогало. Зима становилась все сильнее и сильнее, а тепла в человеческих сердцах становилось все меньше и меньше. И тогда попросила Масленица сжечь ее на большом костре, чтобы жар от волшебного огня растопил снег и позволил придти Весне.
  • Опечалились люди. Не хотели они делать Масленице больно, да выхода другого не было. Попрощались люди с Масленицей, друг у друга попросили прощения и уже хотели поджечь костер, как кто-то из детей закричал: «А давайте сделаем соломенное чучело и сожжем его!».                Ах, как обрадовались люди. Всем миром соорудили огромное чучело и сожгли его на высоком холме. Пламя было такое яркое да жаркое, что снег растаял. Теперь все были уверенны, что Весна обязательно придет.

Барекендан (Масленица)


Жили когда-то муж с женой. И не очень-то были они по нраву один другому. Муж обзывал жену дурёхой, а та его - дурнем, так они всегда и ссорились. Как-то муж купил несколько пудов рису и масла, взвалил их на носильщика и принес домой.

Жена вышла из себя:
- А ты ещё сердишься, когда тебя дурнем обзывают! Ну куда нам столько масла и рису! Поминки по отцу или свадьбу сына справляешь, что ли?
- Да какие там поминки, какая свадьба! Что ты болтаешь, баба? Возьми и припрячь. Это для барекендана.

Жена успокоилась, взяла и спрятала. Уже немало дней прошло, жена ждёт, ждёт, а Барекендана всё нет. И вот однажды сидит она у порога и видит: кто-то торопливо идёт по улице. Прикрывает она ладонью глаза от солнца и кричит:
- Братец, а братец, а ну-ка, погоди!

Прохожий останавливается.
- Не ты ли Барекендан будешь, братец?
Смекнул прохожий, что у женщины не все дома, и думает: "Дай-ка скажу, что я Барекендан и погляжу, что из этого выйдет".
- Да, сестрица, я и есть Барекендан. Что скажешь?
- А то скажу, что давно пора тебе забрать от нас рис да масло. Мы не нанимались хранить твоё добро. Надо и совесть знать!
- Что же ты сердишься, сестричка-джан? За ними-то я и пришёл: искал ваш дом, да всё никак не мог найти.
- Ну так иди и забирай!

Прохожий входит в дом, забирает масло и рис. Поворачивается пятками к дому, лицом к своей деревне, и поминай как звали!

Возвращается муж, жена ему и говорит:
- Приходил этот Барекендан, я швырнула ему его добро - унёс!
- Какой Барекендан? Какое добро?
- Да вот масло и рис. Вижу, идёт - наш дом ищет. Позвала я его, пробрала как следует, взвалила ему мешок на плечи, он и унёс.
- Ах, чтоб дом твой рухнул, глупая! Недаром я всегда говорю, что ты дурёха! В какую сторону он пошёл?
- А вон туда.
Вскочил муж на коня и помчался за Барекенданом. Барекендан обернулся и видит - догоняет его верховой. Смекнул, что это, должно быть, муж той женщины.

Вот всадник догнал его:
- Добрый день, братец!
- Доброго здоровья!
- Не прошёл ли по этой дороге кто-нибудь?
- Прошёл.
- А что он нёс за плечами?
- Масло и рис.
- Вот его-то мне и нужно! А давно ли он прошёл?
- Да уж порядочно.
- Если я поскачу за ним, успею догнать?
- Где тебе! Ты верхом, а он пешком. Покуда твой конь будет переступать
четырьмя ногами: раз-два-три-четыре, он на своих на двоих бегом: раз-два, раз-два, раз-два - и нет его!
- А как же мне быть?
- Как тебе быть? Хочешь, оставь у меня коня, а сам, как он, беги на своих на двоих - может быть, догонишь.
- Да, это ты верно говоришь.

Слезает муж с коня, оставляет его у прохожего, а сам пускается пешком в путь.

Как только скрылся он из виду, Барекендан взвалил на коня свою ношу, свернул с дороги и ускакал.
А муж идёт, идёт пешком, видит - не догнать. Поворачивает обратно, а уж ни прохожего, ни коня нет. Возвращается домой, и снова начинают они ссориться: муж - из-за масла и риса, а жена - из-за коня.

И до сих пор всё ещё ссорятся муж и жена. Он её обзывает дурёхой, а она его - дурнем.
А Барекендан слушает и посмеивается.

Как звери справляли масленицу

Много лет назад накануне масленицы собрались люди вечером посидеть и потолковать. Они говорили о том, что у них припасено вкусного к завтрашнему празднику.

— У нас есть, — хвастали одни, — откормленный баран; мы его зарежем. Другие сказали:

— Мы съедим нашего гусака. Кто-то молвил:

— У нас есть петух; мы им полакомимся. А какие-то бедняки сказали:

— Как же нам-то быть? У нас ничего нет; мы съедим нашего кота, он очень жирный.

А кот лежал тут же и притворялся, будто спит. Он слышал весь разговор.

«Как бы не так! — подумал он. — Я сбегу!» Он шмыгнул в лазейку и отправился к гусаку.

— Что ты делаешь? — спросил он гусака. — Спишь, что ли?

— Я и сам не разберу, что я делаю, — ответил гусак, — то ли сплю, то ли не сплю. Я здесь с моими гусынями.

— Если б ты знал то, что я знаю, — сказал кот, — ты не спал бы: тебя решили съесть на масленицу.

— Вот оно что! — сказал гусак — Раз такое дело, я убегу. Подожди минутку, я надену свои сабо1, и мы пустимся в путь.

Они немедля пошли к петуху.

— Что ты делаешь? — спросили они петуха. — Спишь, что ли?

— Я и сам не разберу, что я делаю, — ответил петух, — то ли сплю, то ли не сплю. Я здесь со своими курами.

— Уходи отсюда, если хочешь остаться в живых, — сказали они, — тебя решили съесть на масленицу.

— Ого! Раз такое дело, я ухожу. Подождите, я сейчас обуюсь и пойду с вами.

Они зашли за бараном.

— Что ты делаешь, баран? — спросили они его. — Спишь, что ли?

— Ах, я и сам не разберу, что я делаю, — ответил баран. — Лежу в навозе с моими овцами.

— Иди с нами, если хочешь остаться в живых, — сказали они ему. — Останешься здесь — тебя съедят на масленицу.

— Раз такое дело, — сказал баран, — идем! Я натяну сапоги и пойду с вами.

И вот они все четверо пустились в путь. Идут, отдохнут, опять идут.

Дорогой у них животы подводило от голода: им не попадалось ничего съестного. В придорожных канавах баран находил немного травы, он ее пощипывал; петух и гусак тоже пробавлялись травкой — все лучше, чем ничего; а бедному коту совсем ничего не перепадало.

— Послушай, — сказали коту остальные звери, — ты ведь хорошо скачешь по деревьям; заберись-ка на дуб и посмотри, не видно ли где-нибудь огонька.

Кот взобрался на дерево и сказал:

— Я вижу огонек, но до него идти далеко, очень далеко!

Они пошли дальше и добрались до дома, откуда шел свет. Дом был ярко освещен, оттуда доносились пение, смех и неистовый гомон. Сразу можно было догадаться, что там справляют масленицу.

Кот просунул морду под дверь и заглянул в комнату, он увидел льва, волка, лису и медведя, который на сковороде жарил мясо.

— Ах, — сказал кот, — нам не повезло. Я вижу льва, волка, лису и медведя, они справляют масленицу.

Все четыре больших зверя были навеселе: они забавляли друг друга рассказами и хвастались наперебой. Медведь сказал:

— Здесь собрались четыре самых сильных зверя, какие только есть на свете!

Лев подхватил:

— Приди сюда сам дьявол, мы и его съедим! Кот сказал своим спутникам:

— Если мы туда войдем, они всех нас съедят; попробуем их напугать. Спрячьтесь, а я влезу на дом и спущусь в трубу. Буду там шипеть что есть сил. Может быть, они испугаются и убегут; тогда нам удастся поесть, а то мы совсем отощали.

Он взобрался на крышу — топ-топ-топ — и спустился в трубу, чертыхаясь и засыпав очаг сажей.

— Тише! — сказал медведь. — Кто это идет? Четыре самых сильных зверя на свете не на шутку перепугались.

— Это, наверно, люди, худо нам придется! — молвил

лев.

— Ты же, дурень, сказал, что если бы сам дьявол сюда пришел, мы бы его съели!

— Вот он идет, — сказал волк. — Бежим! Они распахнули дверь и пустились наутек

Тем временем кот успел подкрепиться куском мяса и крикнул остальным зверям:

— Они убрались! Идите скорее сюда!

Звери вбежали в дом. Лев, волк лиса и медведь всего припасли для своего пиршества. Они только принялись за салат, когда их потревожили.

Тут каждый взял то, что ему было по вкусу. Гусак, примостившись на очаге, стал уплетать салат, кот пристроился к мясу, баран разыскал сено, а петух клевал хлеб.

Когда они наконец насытились, кот сказал им:

— Это еще не все: нам нужно спрятаться. Те звери недолго нам дадут пировать. Они вернутся, чтобы узнать, кто их напугал; нельзя, чтобы они застали нас тут.

Сказано — сделано. Кот зарылся в груду пепла, гусак притаился у очага, баран залез в ящик для дров, а петух забрался на шесток

Вдруг четыре малых зверя услышали, что те, большие, подошли к дому и, подталкивая друг друга, говорят между собой:

— Войди ты первым! Войди ты первым!

Но никто из них не решался войти. В конце концов им удалось вытолкнуть волка вперед.

— Ты ведь не трусливого десятка, дойди до очага и вздуй огонь. Мы увидим, кто нас напутал.

Волк вошел мелкими шажками. Ему было страшно. Видя, что он приближается, кот широко раскрыл пасть и выпустил когти. Когда волк вплотную подошел к очагу, кот вцепился ему в морду и всю ее изранил своими острыми когтями. Волк опрометью выбежал из дому.

— Ах вы, разбойники! — вскричал он. — Хорошо меня по вашей милости изукрасили! Знаете, кто нас напугал? Чесальщик шерсти. Я его там застал. Он дважды хватил меня чесалкой по морде, сначала справа, потом слева.

Тогда звери сказали медведю:

— Ты ведь мастер играть дубинкой, тебе бояться нечего. Ступай! Подойди к ящику для дров. Возьми там полено: ты обшаришь в доме все закоулки и проучишь тех, кого найдешь там.

Медведь пошел. Видя, что он приближается, баран изготовился, и когда медведь подошел к нему вплотную, баран бросился на него, позалил его посреди комнаты и сломал ему два ребра.

Придя в себя, медведь кое-как выбрался из дому.

— Злодеи! — сказал он другим зверям. — Хорошо меня отделали по вашей милости. В дровах притаился дровосек, он меня так огрел палкой, что сломал мне четыре ребра, если не все пять.

После этого звери сказали лисе:

— Ты ведь очень проворная, войди потихоньку и унеси жбан с вином, который стоит у очага; мы, по крайней мере, выпьем, это нас подбодрит.

Лиса осторожно прокралась в дом.

Как только она приблизилась к очагу, гусак давай шипеть — цс-цс-цс... Лисица опрометью выскочила назад, за дверь.

— Ах, друзья мои! — молвила она. — Вот я и вернулась! Счастье, что я такая проворная! В доме засел охотник, он, чего доброго, натравил бы на меня десяток собак.

Тут все три зверя напустились на льва:

— Эй ты, лежебока, ты ничего еще не сделал! Пойди хоть дверь закрой!

Лев нехотя подошел к двери. Петух, сидевший на шестке и наклавший целую кучу помета, сбросил его на голову льву. Тот мигом попятился.

— Ах, дьяволы, — молвил он, — хорошо же со мной по вашей милости разделались! Всего измарали! В дом, видно, забрался лекарь, он швырнул мне на голову пластырь, который, ей-ей, здорово пахнет!

Встретив такой отпор, четыре больших зверя ушли прочь. Так четыре малых зверя обратили в бегство четырех больших.

Вот и все.

Сказка "Зима и Масленица"

Давным-давно, жили-были Зима и Масленица. Зима была очень красивая. У нее была длинная белая, сплетенная из снежинок коса, а на голове сияла корона, украшенная серебристыми кристалликами. Но ее лицо всегда было сковано холодом, оттого была мрачной молчуньей. А всё потому, что сердце этой снежной красавицы было из кусочка льда. И характер ее был колкий. Свита ее тоже была подходящая – Злая Вьюга, да Пронзающий Ветер.

Масленица, же, была девушкой веселой и приветливой. Румяные щечки обычно улыбались, поэтому веснушчатый носик всегда забавно морщился. Она любила петь вместе со своими верными друзьями – пташками и зверюшками. В ее льняные волосы были вплетены яркие ленточки, а нарядом служил яркий ситцевый сарафан. Люди любили Масленицу, и в конце февраля с нетерпением ждали встречи с ней. Потому что знали, как только появится эта розовощекая хохотушка Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

И вот однажды, Зима узнала, что все люди устали от мороза и хотели поскорее проводить её. Она разгневалась на них. И тогда, вместе со своей недоброй свитой решила она лишить людей встречи с Масленицей. «Пусть все покроется инеем, реки и озера будут скованы льдом, пусть снежная буря занесет все дороги и дома людей. Не дайте Масленице встретиться с людьми, чтобы к ним Весна не смогла прийти!» - с холодным сердцем приказала она своим помощникам. Злая Вьюга и Пронзающий Ветер взялись за работу. Одна метет изо всех сил снежной метелью, другой дует что есть силы в ледяную трубу. Все люди попрятались по своим домам. На улицу страшно выйти.

Смотрит издалека Масленица и понимает, что плохо дело. Как же быть? Как людям то, помочь? Тем временем, снега становилось все больше и больше. Снежные тучи плотной завесой встали меж небом и землей - не пускают солнце выйти, чтобы растопить гигантские сугробы. Сложно Весне по такой дороге пробраться к людям. А времени все меньше и меньше. Масленица переживает. Места себе не находит. И вот осталось семь дней. Что делать? Но девушка была смышленой! Стала она ходить по дворам и говорить людям, чтобы стали они блины печь. Любили они её и послушали девушку. Всю неделю народ стряпает. В печи дров подкидывают. Тесто кадушками готовит. А Масленица каждый день брала у них горячие румяные, круглые, словно солнышко, блинчики и раскидывала их на полянках и дорожках. Где блинок падал, там проталина появлялась. Всем девочкам и мальчикам Масленица раздала Золотых Петушков на палочке, чтобы наслаждались они сладким вкусом и становились радостными. Еще просила их горки изо льда строить, да кататься с них с заливистым смехом, чтобы Зиму со своей свитой подразнить. А чтобы ей не удалось поселить в души людские холод и не сковать их сердца льдом, сказала, чтобы люди начали горячие блины есть. Да, побольше! И обязательно угощать ими друг друга.

Люди снова послушали Масленицу. Но не очень, то действовал план девушки - не хватало тепла. Что делать? Тогда Масленица сделала из соломы, которую нашла в амбарах большое Чучело и нарядила его в свой сарафан. Она решила перехитрить Зиму. «Сожгите это чучело» - сказала Масленица людям – «Зима подумает, что это я и обрадуется, мол, люди то глупые, Масленицу сожгли, и Весна не придет». Люди взяли чучело, встали вокруг. А Зима смотрит на них, еле-еле хитро растянула в ледяной улыбке инеем покрытые щеки и говорит своей свите: «Вот пустоголовые люди. Она к ним всей душой, а они в костёр её. Правильно!».

Тем временем, мужики принесли угольки из печи и подожгли соломенное чучело. Пламя было такое, что весь оставшийся снег и растаял. Помахали они Зиме рукой, да обрадовались. Теперь они знали, что Весна обязательно до них доберётся. А девушку за добрый нрав и открытую душу стали звать Широкой Масленицей.

Стихи про Масленицу для детей

Стихотворение про Масленицу

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней — Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Кот и Масленица

Кот ходил, сидел, лежал,
Долго масленицу ждал.
Песни пел, шипел, сопел:
«Не зима, а беспредел!»
Под окошком батарею
Он теплом кошачьим греет!
И надеется, что: Вот!
Побыстрей весна придёт!

Стишок про Масленицу для малышей

Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.

Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

Бабушкины блины

Бабушка блины спекла
Круглые румяные.
Масленица к нам пришла
Гостьею желанною.

Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.

Я на масленицу маме,
И руками и ногами,
Помогала печь блины,
Небывалой ширины!

Широкая масленица – сырная неделя!

Широкая Масленица –
Сырная неделя!
Ты пришла нарядная
К нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться
Будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную
Из дому прогнать!

Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК
Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки
С горочек скользят.
Целый день веселье.
Наступает вечер…
Накатавшись вволю,
Все блины едят.

«ЗАИГРЫШ» беспечный –
ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться
Вышли, как один!
Игры и потехи,
А за них – награда:
Сдобный и румяный
Масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит –
«ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка
Колдует у печи.
Кулебяки, сырники –
всё им удаётся.
Пироги и блинчики –
Всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный
«РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости,
Снежные бои…
Тройки с бубенцами
На поля выходят.
Парни ищут девушек –
Суженых своих.

ПЯТНИЦА настала –
«ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…
Тёща приглашает
Зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой,
Можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом,
С маслом ели мы.

Близится СУББОТА –
«ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается,
Водит хоровод.
Праздник продолжается,
Общее веселье.
Славно провожает
Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое
Быстро наступает.
Облегчают душу
все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное –
Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик,
валенки, ремень…

Пышные гуляния

Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица,
Приходи опять!
Через год Красавицу
снова повстречаем.
Снова будем праздновать,
Блинами угощать!

Пословицы про Масленицу

• Не житье-бытье, а Масленица
• Масленица семь дней гуляет
• Боится Масленица горькой редьки да пареной репы (т.е. поста)
• Масленица идет, блин да мед несет
• Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны
• Маслена не на век дается
• Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают
• Масленица объедуха, деньгам приберуха
• Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков
• Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло
• Как на масляной неделе в потолок блины летели
• Без блина не Масляна
• Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить
• Блин не сноп – на вилы не наколешь
• Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники
• Блин не клин, брюха не расколет
• И самый хладнокровный человек любит горячие блины
• Блины и поцелуи счета не любят

Загадки про Масленицу с ответами

Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица)

Пред постом – народные гулянья,
Мясоед, веселье и блины.
И с зимою лютою прощанье
По заветам доброй старины.
(Масленица)

Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну.
(Блины)

Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные …
(Блины)

Масленица – объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … !
(Икра)

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –…
(Блины)

В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … («Бог простит!»)

        Сценарий проведения мероприятия «Маслена неделя в Строчково прилетела»

Понедельник Встреча Масленицы

Утром Петрушка приходит в группу и поздравляет, детей с Масленицей.

Петрушка: Здравствуйте, дети? Я пришел поздравить вас с Масленицей.

Маслена неделя
К нам в Строчково  прилетела,
На пенёчек села,
Оладушек съела
Другой закусила
Кашей затрусила.

Масленица - кривошейка!
Встречаем тебя хорошенько.
Сыром, маслом и блином,
И румяным пирогом.

Масленица - это народный праздник. Празднуют его люди целую неделю, веселятся, поют, танцуют, строят из снега крепости, горки, катаются на санях и санках пекут блины ... Мы, с вами тоже будем Масленицу встречать, а я буду приходить к вам каждый день праздника. Вы стихи знаете о зиме, о Масленице?

Дети читают стихотворения . Петрушка их хвалит, приглашает на улице продолжить веселье.

На улице воспитатель проводит наблюдения. Обращает внимание детей на изменения в природе и погоде: небо стало голубее, солнышко светит ласковее, снег потемнел, появляются проталинки, птицы радуются приближению весны ...

Воспитатель предлагает детям покликать весну, солнышко и Масленицу.

Выходи, народ! Становись у ворот
Весну, солнце, масленицу кликать.
Зиму провожать

Закликание Масленицы:

Душа ль моя Масленица,
Перепелистые косточки,
Бумажное тельце,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор.
На горах кататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.

Закликание весны:

Весна, весна красная,
Приди, весна, с милостью,
С милостью, с великой благостью

Закликание солнца:

Солнышко - вёдрышко,
Выгляни в окошечко,
Ждут тебя детки,
Все малолетки.
Лепешки катают,
Тебя поджидают.

Вместе с Петрушкой дети строят горку для катания на санках и другие снежные постройки, украшают участок флажками и гирляндами. Петрушка катается с детьми на санках, играет с ними в народные игры.

Вторник Заигрыши

Утром Петрушка приходит в группу.

Петрушка: Здравствуйте, а вот и я. Сегодня у нас второй день праздника. Он называется "Заигрыши". Сегодня мы будем строить снежные горки и крепости, будем с Масленицей в снежки играть и с горы  на санках кататься. Приглашаю всех на улицу и малышей, и взрослых.

Наша Масленица годовая, Она гостенька дорогая. Она пешком к нам не ходит Всё на конях разъезжает. Чтобы коники были вороные, Чтобы слуги были молодые? Здравствуй, Масленица! 

На улице дети и взрослые сооружают снежные постройки, играют в снежки, катаются на санках.

Разучиваем с детьми новую народную игру "Горелки". Играющие встает парами друг за другом. Впереди водящий -"горелка". Играющие говорят слова:

Гори, горя ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо
Звёзды горят
Журавли кричат
Гу, гу, убегу
Раз, два, не воронь
А беги, как конь.

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. "Горелка"старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде, чем "горелка" запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а “горелка" вновь горит. Игра повторяется.

Вечером необходимо поговорить с родителями о завтрашнем дне праздника - "Лакомке", попросить сделать выпечку, приготовить угощения .для своих детей.

Среда Лакомка

Петрушка здоровается с детьми.

Петрушка: Сегодня у нас третий день праздника. Он называется "Лакомка". В этот день пекут блины, сами едят и других угощают. В народе говорят: "Масленица объедуха - деньгам приберуха", "Блин.не клин - брюхо не распорет”. Сегодня я вам загадки принес.

Что на сковороду наливают,
Да вчетверо сгибают?

(БЛИН?

По плешивому хлопну,
На плешивого капну.
Внизу 100 холстов
На 100 концов.

На плеш капнем,
Вставим, попарим,
Вынем - поправим.

Берега железные.
Рыба без костей.
Вода дорогая.           (Блин)

Правильно, дети, это загадки о блинах. Сегодня мы и сами будем печь блины.

Петрушка обращается к няне:

Ах та, Дунюшка,
Красно солнышко
Вставай с печи,
Гляди в печь
Не пора ли  блины печь?

Няня отвечает:

Трата-та-та, трата-та-та
Пожалуйте решета
Мучички посею
Блинчики затею.
А блинчики на дрожжах.
Не удержишь на вожжах

Вместе со взрослыми дети принимают участие в выпечке блинов. Едят сами, угощают гостей.

 Собираясь на улицу, девочки повязывают цветные платки, мальчики - кушаки. С детьми выходят ряженые сотрудники. Они катаются детьми на санках, играют в снежки. На санях приезжает Масленица. Петрушка с детьми приветствуют её:

Дорогая наша Масленица!
Авдотья Изотьевна!
Дуня белая! Дуня румяная!
Коса длинная - трёхаршинная,
Лента алая - двухпластинная.
Платок беленький - новомодненький,
Брови черные  наведенные.
Шуба синяя - ластки красные, 
Лапти частые - головастые.
Портянки белые - побеленные.

Дети водят хоровода вокруг Масленицы.

Ой, мы Масленицу устречали,
Устречали, лёли устречали.
Мы сыр с маслицем починали,
Починали, лёли починали.
Мы блиночками гору устилали,
Устилали, лели устилали.
Сверху маслицем поливали,
Поливали, лёли поливали.
А нас мамочки домой кличут,
Домой кличут, лёли домой кличут.
А нам домой не хотится,
Не хотится, лёли не хотится.
Нам хотится с горки покататься,
Покататься, лёли покататься.

Петрушка предлагает детям покатать Масленицу и показать ей снежные постройки на участке. Затем Снеговик играет с детьми в снежки, проводит аттракционы: "Сбей колпак", "Жмурки", "Кто быстрее на санках". В конце прогулки Снеговик угощает детей морковкой и увозит Масленицу "в лес", где она живет.

Вечером детям читают сказки о зиме и весне. 

Четверг разгульный

Утром Петрушка приветствует детей.

Петрушка: Сегодня у нас четвертый день праздника. Он называется "четверг разгульный".

МасленицаШла сторонкой к нам,
По заулочкам, закоулочкам.
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы,
Блинов напекла -
Сама всё пожрала.
А нам редькин хвост
Дала на пост.
Весело гуляла,
Песни распевала.

Петрушка приглашает детей на кукольный спектакль в музыкальный зал.

Во время прогулки дети собираются на спортивном участке. Приезжают на санях ряженые с Масленицей. Дети приветствуют их:

Широкая Масленица,
Мы тобой-хвалимся,
На горах катаемся.
Блинами угощаемся.

Дети с Масленицей катаются на санях.

Ряженые проводят аттракционы: "Кулачный бой", "Кто первый сядет в санки", "Перегонки на санках". Организуют танцы под гармонь

Частушки:    

Как на масленой неделе
Из трубы блины летели.
Уж блины вы мои,
Уж блиночки мои.

У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица, 
Напекла их кучек шесть
Семерым теперь не съесть.

Сели гостеньки за стол,
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядела
И блины мои поели.

Вечером дети ходят по группам - колядуют:

Прикажи, сударь (сударыня)
Колядку пропеть!

Тили-тили-тинка
Подай блинка, 
Оладушка-прибавышка
Масляный кусок!
Тётушка не скупися,
Масляным кусочком поделися.

Подайте коровку,
Масляну головку.
На окне стоит,
На меня глядит!
Подайте блинка -
Будет печь гладка!

Если подают мало, приговаривают:

Паршивые блины
По аршину длины.

Пятница

Утром Петрушка сообщает ребятам, что сегодня в детском саду последний день праздника.

Петрушка: Но он продолжается в выходные дни. С родителями вы будете печь блины и кататься на санках с горок. А в воскресенье праздник продолжится на площади нашего посёлка. Там вы увидите скоморохов, посмотрите концерти  сможете полакомиться блинами, попить чаю. А сегодня приглашаю всех на улицу прощаться с Масленицей

Дети собираются на спортивном участке. Ряженые привозят Масленицу. Дети приветствуют её:

Масленица, Масленица,
Семёнова племянница,
Обманула, провела,
Нагуляться не дала.
Через семь недель
Будет светлый день.
Будем пасху святить,
Будем яйца красить.Ура.!

Дети на прощание катают Масленицу на санях, катаются сами. Читают ей потешки, стихи. Заводят хоровод - прощаются с ней.

А мы Масленицу провожали,
Во лесочек отправляли,
И дорожку ножками протоптали.
На взгорочку сели
Весну загукати,
Летечко отмыкати,
Зиму замыкати.

Петрушка предлагает сделать чучело зимы из пучков соломы и сжечь его. Люди с давних пор сжигали чучело зимы, как бы избавляясь от всего плохого, что накопилось за зимние месяцы.

Петрушка: Пусть каждый из вас привяжет к чучелу пучок соломы и с этим пучком соломы пусть горит всё то плохое, что у вас было.

Дети и взрослые мастерят чучело. Готовое чучело везут на дальний участок и поджигают. Вокруг кострища водят хоровод.

Прощай,зима сопливая!
Приходи, лето красное.
Приноси соху да борону,
Я пахать пойду.
Зима сгорела,
Всему миру надоела,
А Масленица обманула, провела.
Лишь неделю прожила.

Дети закликают весну и солнышко. Приходит Веснянка. Дети приветствуют её.

Весна красна
К нам пришла.
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С овсом кучерявым,
С ячменём усатым,
С просом колосистым,
Со льном пушистым,
С лазоревым цветом,
С теплым летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маслена неделя на Вологодчину прилетела

Большой фольклорный праздник для всех групп сначала в музыкальном зале, потом на улице...

Тематическое планирование во 2 мл.группе .Тема недели:.» Птицы прилетели»

Полезные советы по написанию календарно-тематического планирования...

4 неделя "Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли"

Презентация для родителей по образовательной деятельности...

Конспект ООД по ФЦКМ «Весна пришла. Птицы прилетели» 4 неделя апреля

Конспект ООД по ФЦКМ «Весна пришла. Птицы прилетели»...

4 неделя "Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли"

Презентация для родителей по образовательной деятельности...

Календарно-тематическое планирование по теме недели «Весна. Птицы прилетели – весну принесли» средняя группа

Программное содержание: Закрепление и        расширение   знаний детей о перелетных птицах и представлений детей о весенних изменениях в живой и неживой природе...