Консультация "6 уверенных шагов к звуку "Р"
консультация (старшая группа)

Татьяна Григорьевна Бондаренко

Вся артикуляционная гимнастика хороша. Но ваша главная задача — научить ребёнка держать язык за верхними зубами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«6 уверенных шагов к звуку «р»

1.Делайте артикуляционную гимнастику

Вся артикуляционная гимнастика хороша. Но ваша главная задача — научить ребёнка держать язык за верхними зубами. Чтобы добиться хороших результатов в этом деле, делайте следующие упражнения:

- «Качели». Широко открываем ротик и цепляемся кончиком языка сначала за верхние зубы, затем опускаем язык на нижние зубы, как бы изображая качели.

  • «Часики». Высовываем язык вперёд так, чтобы он был в напряжении и не опирался ни на одну губу. И начинаем водить (тянутся языком) от правого уголка губ к левому и обратно. Это упражнение разрабатывает корень языка. Чем медленнее оно выполняется, тем лучше.
  • «Заборчик». Попросите ребёнка резко улыбнуться так, чтобы у него были видны зубы. Пусть 2-3 секунды удерживает губы в таком положении. Затем надо расслабить рот и повторить упражнение ещё раз.
  • «Иголочка». Резко вытягиваем язык вперёд, чтобы он стал прямым и острым, как иголочка.
  • «Месим тесто». Высовываем язык и начинаем шлёпать губами и произносить звук «пэ-пэ-пэ». Язык должен быть расслаблен.
  • «Грибочек». Широко откройте рот, сделайте так, чтобы язык присосался к нёбу. Не забывайте, что рот должен быть широко открыт.

2.Делайте упражнение «Барабанщик»

Когда у малыша получаются эти упражнения, можно целенаправленно переходить к постановке звука «р». Для этого делайте упражнение «Барабанщик».

Улыбайтесь, открывайте рот, растягивайте губы, остреньким кончиком языка касайтесь за верхними зубами и начинайте сначала медленно, потом быстрее произносить звук «д». Получается: «дэ-дэ-дэ-дэ-дэ». Подбородок при этом не двигается, рот открыт широко, губы растянуты!

3.Добавляем в упражнение «Барабанщик» движения шариковым зондом

Когда ребёнок делает упражнение «Барабанщик» хорошо (в течение 30 секунд чётко и быстро произносит звук «д»), можно приступать к следующему этапу.

Заранее приобретите шариковый зонд (инструмент для занятий логопеда) или палочку с круглым наконечником (подойдёт и ватная). Также для следующего упражнения можно использовать палец. Ребёнок делает упражнение «Барабанщик», а вы в это время ставите палочку рядом с кончиком языка и начинаете водить ей справа налево (перпендикулярно языку).

Делать это надо быстро. Получается «болтушка» из звуков.

Таким образом вы вызываете у ребёнка механический звук «р». Проще говоря, появляется призвук «р».

4.Делайте «болтушку» не менее 2-х недель

Делайте «болтушку» продолжительное время. Когда призвук «р» будет отчётливым, начинайте добавлять к нему звук «а». Будет получаться «болтушка» — «р» — «а». Не надо сразу переходить к автоматизации звука.

5.Тяните звук «р»

Итак, «болтушку» отработали, и у малыша уже отчётливо проскальзывает в речи звук «р». Начинайте его тянуть: «ррррр» или «дддрррр».

Затем приступайте к его автоматизации. Для этого возьмите лист бумаги, нарисуйте на нем линии, похожие на горы. Расскажите ребёнку, что это опасная дорога, по которой он едет на машине, и чтобы добраться с одного конца листочка до другого, ему надо как можно чётче произносить звук «р» (или придумайте другую историю). Затем дайте ему карандаш и попросите его вести им по дороге и одновременно произносить «рррр».

Как только он делает перерыв, что набрать в рот воздух, он ставит на этом месте крестик.

Надо стремиться, чтобы всю дорогу ребёнок проходил на одном дыхании. Разумеется, это произойдёт не сразу, а через 1,5-2 недели регулярных занятий.

Звук не должен угасать или становиться прерывистым.

6.Отрабатывайте простые слоги и слова

Автоматизируйте звук «р» с помощью простых слогов: «ра», «ру», «ро», «рэ» (не «ря», «рю», «ре» — там уже не твёрдый звук, а мягкий, и произносится по-другому). Потом произносите простые слова. Сначала односложные, чтобы «р» стоял в начале слова. Потом — двусложные («р» в середине), а потом — чтобы «р» был в конце.

Списки слов по автоматизации звуков без труда можно найти в Интернете.

7.Позвольте ребёнку самому контролировать звук «р» в его речи

После того, как малыш научится выговаривать «р», он какое-то время всё равно по привычке будет заменять его в словах звуком «л»: «лыба», «лак», «лука». В этом нет ничего страшного.

Чтобы звук «р» вошёл в обиход, предложите ребенку поиграть в такую игру.

Возьмите лист бумаги, разделите его пополам, повесьте на холодильник и объясните малышу правила. Как только мама услышит в речи ребёнка звук «р», она подходит к листочку и ставит на половинке малыша плюсик. А малыш ставит плюс на другой части листочка, как только заметит этот звук в речи мамы. Так вы проверите, насколько хорошо кроха слышит звук «р» не в своей речи.

Желаю вам удачи в этом непростом деле. И помните, что звук «р» — один из самых сложных в русском языке, так что на быстрый эффект рассчитывать не стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В школу- уверенным шагом!

Рекомендации для родителей будущих первоклассников....

Проектная деятельность "В школу - уверенным шагом!

                                                    ...

Уверенность родителя – уверенность ребенка.

Статья для дистанционного обучения родителей как участников образовательного процесса....

Проект "В школу -уверенным шагом!"

Цель проекта: формирование положительного отношения детей к предстоящему школьному обучению. Задачи: 1. формировать у детей положительное отношение к обучению в школе, включая в целостный педагогическ...

"В школу уверенным шагом"

В консультации представлены рекомендации для родителей подготовительных групп по подготовке детей к школе....

4 шага для уверенного исполнения песни

Материал предназначен родителям, педагогам, воспитателям для правильного пошагового заучивания песни и показа детям. ...

Проект методической работы с педагогами дошкольного учреждения «Шагаем к успеху уверенно!»

Проект методической работы с педагогами дошкольного учреждения «Шагаем к успеху уверенно!»...