Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Боровикова Елена Юрьевна

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно поражает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. КАПРИЗЫ- это действия, которые лишены разумного основания, т.е «Я ТАК ХОЧУ И ВСЁ!». Они называются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaprizy_i_upryamstvo.docx332.78 КБ

Предварительный просмотр:

Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста

https://documents.infourok.ru/fa2592de-44b9-4019-99f3-3c172ffbf2b3/0/image001.jpg     https://documents.infourok.ru/fa2592de-44b9-4019-99f3-3c172ffbf2b3/0/image001.jpg

 

УПРЯМСТВО- это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействий просьбам, советам, требованиям других людей.

Вид упорного непослушания, для которых нет видимых мотивов.

ПРОЯВЛЕНИЕ УПРЯМСТВА:

         в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно оно бессмысленно, не приносит пользы.

         вступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своем»

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно поражает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

КАПРИЗЫ- это действия, которые лишены разумного основания, т.е «Я ТАК ХОЧУ И ВСЁ!». Они называются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма защиты.

ПРОЯВЛЕНИЕ КАПРИЗОВ:

         в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

         В недовольстве, раздражительности, плаче.

         В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДЕТСКОМ УПРЯМСТВЕ И КАПРИЗНОСТИ:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 – 4 гадам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте- тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходится 2,5 – 3 годам жизни.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямство и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей до 19 раз!  Если дети по достижению 4 лет все еще продолжают часто упрямится и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способов манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

 

https://documents.infourok.ru/fa2592de-44b9-4019-99f3-3c172ffbf2b3/0/image002.jpg

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПЕРЕОДОЛЕНИЯ УПРЯМСТВА И КАПРИЗНОСТИ У ДЕТЕЙ:

Не предавайте большого значения упрямству и капризности.

Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла. Шлепки еще сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если вы сказали «НЕТ», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руки и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: посмотрите какая плохая девочка, ай- яй- яй! . ребенку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить  «ОХ, какая у меня есть интересная игрушка ( книжка, штучка)! Подобные отвлекающие маневры заинтересует капризулю и он успокоится.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление сломить силой авторитета. Спокойный тон общения, без раздражительности. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1.      НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

         Достигнуто не своим трудом;

         Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум);

         Из жалости или желание понравиться;

2.      НАДО ХВАЛИТЬ:

         За поступок, за свершившееся действие

         Начать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения.

         Очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

         Уметь хвалить не хваля (пример: попросит о помощи, совет, как у взрослого).

О НАКАЗАНИИ НЕОБХОДИМО ОСТАНОВИТЬСЯ БОЛЕЕ ПОДРОБНО.

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

         Ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребенка уязвима непредсказуема.

         Когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном.

         Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки).

         После физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

         Когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и.т.д., но очень старался.

         Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

         Когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

1.      Наказание не должно вредить здоровью

2.      Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказание «на всякий случай» нельзя.

3.      За 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4.      Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5.      Надо наказывать и вскоре прощать.

6.      Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, пожтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7.      Ребенок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

 

https://documents.infourok.ru/fa2592de-44b9-4019-99f3-3c172ffbf2b3/0/image003.jpghttps://documents.infourok.ru/fa2592de-44b9-4019-99f3-3c172ffbf2b3/0/image003.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста «.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20637878","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей "Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста"

Материал о том, что должны знать родители об упрямстве и капризах дошкольниках,советы-  как их преодолеть...

Консультация для родителей ”Капризы и упрямства детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей  ”Капризы и упрямства детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста?»

Что же такое капризы и каковы их причины. Проявляются они внешне в возбужденном эмоциональном состоянии, в поведении, которое на взгляд взрослого лишено смысла. Но так ли уж эти реакции...