Стили семейного воспитания и их влияние на поведение детей
тест

Макеева Светлана Михайловна

Человек устроен таким образом, чтобы постоянно испытывать желание к познанию нового. Понять себя, оценить свои возможности – это природное желание, причина которого конкуренция. На сегодняшний день саморазвитие – это главная задача каждого для успешного создания комфорта, улучшения качества жизни и расширения своих возможностей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стили семейного воспитания и их влияние на поведение детей.

 Стиль семейного воспитания – это способ отношения родителей к ребенку, применение ими определенных приемом и методов воздействия на ребенка, выражающийся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребенком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

 Авторитарный стиль семейного воспитания – при авторитарном стиле семейного воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физическое наказание за любые проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы их ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастаю либо неуверенными в себе, робкими, невротизироваными, неспособными постоять за себя либо, наоборот агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или при подготовке уроков. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает поведение ребенка становиться неуправляемым.

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков. По мере взросления ребенок становиться все более нетерпимым к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребенка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности брать ответственность за свои поступки на себя. Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться. Становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе дети с заниженной самооценкой, наоборот привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей.

Либерально – попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). При либерально - попустительском стиле общение с ребенком строиться на принципе вседозволенности низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо», «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или желание руководить, направлять ребенка. Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребенку проявить себя, показать свои возможности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их, что «правильно», что «не правильно». Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют чересчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

 Каким вырастет ребенок при попустительском стиле семейного воспитания? Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоционально прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам. Ребенок выращенный в обстановке вседозволенности более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и свое поведение у него будет не много шансов развить самоуважение. В будущем ребенок воспитанный либеральными родителями будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием. Что в свою очередь приведет к несформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания. При гиперопекающем стиле семейного воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а также социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребенок становиться взрослым родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безмолвие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят развитие у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

 Каким вырастет ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания? Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, плаксивым, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации. Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, в своих силах и возможностях, всегда будут бояться сделать что-то не так, ошибиться. Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться от чрезмерного контроля и опеки родителей, подавляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. Гиперопека, контроль и ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них. Последствия воспитания гиперопекающего стиля семейного воспитания – формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают «маменькими сынками».

Отчужденный стиль семейного воспитания. При отчужденном стиле семейного воспитания отношения предполагают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают» ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя страдают от зависимостей.

 Каким вырастет ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания?  Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. Подростки часто имеют проблемы с законом. Хаотичный стиль семейного воспитания. Данный стиль характеризуется отсутствием единого, последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребенку. Возникает хаотичный стиль воспитания на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители часто выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребенка чувства стабильности, провоцирую повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Каким вырастет ребенок при хаотичном стиле воспитания? Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность. При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений.

 Демократический стиль семейного воспитания. При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют принимать участие детям в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А также в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины. Ребенок находиться в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Так же демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребенку, эмоционально поддерживаю его, создают в семье атмосферу любви и заботы. В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют от ребенка их выполнения. Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают ребенку возможность взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

 Каким вырастет ребенок при демократическом стиле семейного воспитания? Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми. Ребенок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и, как правило, добивается больших успехов в жизни. Дети знают, что родители всегда смогут выслушать их и помочь. Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы твердости и соблюдении дисциплины.

Правила которые помогают найти золотую середину во взаимоотношениях с ребенком:

 1) Правила, ограничения, запреты должны быть в жизни каждого ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО!

2) Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими!

 3) Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка!

4) Правила должны быть согласованы между взрослыми!

 5) Требования должны предъявляться дружественным, разъяснительным тоном, но не повелительным!

 6) Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое!!!!!

КАК ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ТРЕБОВАНИЯ К РЕБЕНКУ?

 1. Отразить его чувства (конечно я тебя понимаю…, тебе сейчас не хочется…, я знаю что ты сейчас чувствуешь….)

 2. Указать способ действия (ты можешь сделать это…(и описать как..)

3. Вселить уверенность в выполнении действий (я уверен у тебя все получиться, ты, несомненно, сможешь это сделать и др.)

Тест «Ваш стиль воспитания ребенка»

Человек устроен таким образом, чтобы постоянно испытывать желание к познанию нового. Понять себя, оценить свои возможности – это природное желание, причина которого конкуренция. На сегодняшний день саморазвитие – это главная задача каждого для успешного создания комфорта, улучшения качества жизни и расширения своих возможностей.  

Тест Ваш стиль воспитания ребенка, направлен на: 

определение личных качеств родителей, формирующих индивидуальные особенности общения в обобщенной форме; 

выявление особенностей воспитания, а также общей модели семьи, которая стала базой для формирования конкретного характера; 

формирование отдельных особенностей, черт характера, которые являются негативными и могут стать причиной многих неприятных ситуаций; 

подчеркивание ярких позитивных сторон, которые можно совершенствовать. 



Особенности теста Ваш стиль воспитания ребенка

Каждый вопрос поставлен с целью выявления отдельных персональных поведенческих моделей, которые в конечном итоге и формируют итоговый результат. 

Чтобы получить действительно полезный ответ, рекомендацию, стоит отвечать серьезно и честно. В самопознании шуткам и несерьезности не место. Результаты теста «Какой у вас стиль общения и воспитания?» помогут выделить важные нюансы, изменив которые, можно кардинально улучшить свою жизнь. Не стоит воспринимать выделенные отрицательные аспекты как порок
личности – это просто материал для будущей работы над собой. 

Вопрос №1 из 10.

Считаете ли вы, что ребенок должен:

делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что происходит с ним и вокруг него;


рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;


оставлять свои мысли и переживания при себе.

Вопрос №2 из 10.

Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие и без разрешения, то вы:

поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять правильное решение;


предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;


отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться.

Вопрос №3 из 10.

Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:

похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о том, какой он у вас молодец;


порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;


примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

Вопрос №4 из 10.

Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы поступите?

заставите ребенка исправить свою ошибку;


не обратите на это внимания;


не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь историю о том, как невежливость мешает нам жить.

Вопрос №5 из 10.

Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете делать?

понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;


включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;


порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

Вопрос №6 из 10.

C каким из утверждений вы полностью согласны:

чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;


эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать;


чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично.

Вопрос №7 из 10.

Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;


у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;


ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять процессом его развития практически невозможно, так что главная забота родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

Вопрос №8 из 10.

Как вы относитесь к активности самого ребенка:

положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;


отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и воспитания;


положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с родителями.

Вопрос №9 из 10.

Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;


заставили бы выполнить работу;


нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы было интересно решать.

Вопрос №10 из 10.

C каким из утверждений вы полностью согласны:

ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;


если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь пожалеет об этом;


родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта....

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребёнка.

Расмотрим стили семейного воспитания, которые выделила Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова...

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка.

Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Семинар – практикум с педагогами«Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенка»Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная ...

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеКаширский детский сад  № 2         Семинар-практикум для родителей  «СТИЛЬ...

Методические рекомендации для родителей на тему "«Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Методические рекомендации для родителей на тему: «Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка»...